Фінансові новини
- |
- 22.12.24
- |
- 04:22
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
| |
"Запам'ятайте, ніхто не може змусити вас почувати себе неповноцінним без вашого на те згоди" Елеонор Рузвельт |
"Сегодня": Где и как железная дорога "окручивает" пассажира
13:40 03.09.2003 |
Железнодорожное ведомство, являясь природным монополистом, нередко необоснованно завышает цены на свои услуги. Это подтверждается результатами ревизий, проведенных специалистами Антимонопольного комитета, Государственной инспекции по контролю за ценами, Госстандарта. Ничего не поделаешь - ехать - то надо, поэтому "маленькие украинцы" платят за услуги "железки" по драконовским тарифам...
2 июля газета "Сегодня" напечатала материал "Чем отличается "фирменный" поезд от обычного?" - мы попытались исследовать обоснованность применения огромных ценовых накруток на услуги в так называемых "фирменных" поездах (в условиях минимального комфорта). За билет на таком поезде берут "комиссионные", достигающие 70% стоимости основного тарифа, предлагая взамен убогий ассортимент чая и кофе, отсутствие горячих блюд в вагоне - ресторане и неработающие туалеты. И люди едут - потому что боятся вообще не уехать...
После публикации в редакцию позвонили пятеро больших и маленьких транспортных начальников - все они согласились, что да, на железной дороге еще существуют проблемы, и их надо решать, однако нельзя забывать, что, во - первых, пассажирские перевозки являются убыточными, а во - вторых, качество обслуживания потребителей на железнодорожном транспорте постоянно растет, и не заметить этого невозможно.
В первом полугодии в "Укрзализныцю" поступило всего 46 жалоб от пассажиров, 28 из них подтвердились. В результате 17 человек выгнали с работы, 28 получили выговоры, а двое остались без премий.
Да, уровень работы железной дороги за последние годы повысился - вводятся дополнительные услуги, модернизируются магистрали, ремонтируются вокзалы, "бегают" первые экспрессы. И поезда не опаздывают! Но, образно говоря, останавливаться на достигнутом рано. Попробуйте дозвониться в летний сезон по телефону "005" или заказать билеты по телефону "050" - не получится: занято. Попробуйте купить в отпускной период купейный билет до Симферополя за пару недель до отъезда (без блата) - тоже не получится: мест нет. Попробуйте уехать на скором поезде с промежуточной станции - не получится даже в межсезонье.
Наверное, многие киевляне, воспользовавшиеся услугами "железки", обратили внимание, что на перронах вокзала станции "Киев - Пассажирский" стоят киоски? Наверное, вы также обратили внимание, что цены в этих киосках завышены в 1,5 - 2 раза: сладкая вода - по 5 гривен (вместо 3,20), минералка - по 4 (вместо 2 - 2,20) шоколадки - по 3 (вместо 2,20). Интересно: почему эти киоски сдали в аренду предпринимателю, так ощутимо завышающему цены? Почему в этих киосках не стоят кассовые аппараты? Почему на этих киосках написан телефон, по которому дозвониться невозможно? Сдайте эти киоски мне, и я обещаю: цены будут на уровне средних. Может, кому - то из железнодорожных начальников выгодно, чтобы пассажиры (а большинство из них - это представители "среднего класса" с весьма небольшими доходами) покупали товары по завышенным ценам? Тогда все вопросы выглядят риторическими...
"Укрзализныця" официально ответила, что киоски и прочие торговые объекты вокзала сдавало в аренду столичное отделение Фонда госимущества - мол, туда и обращайтесь. А вот Антимонопольный комитет сообщил редакции, что Юго - Западная дорога, которая держит на балансе помещения вокзала, сдала в аренду частному предприятию "Столичный вокзал"... туалеты. Все бы ничего, но после этого цена пользования туалетами выросла так заметно, что пришлось аппетиты бизнесменов останавливать с помощью многотысячного штрафа. Ревизоры установили, что при расчете стоимости "платных услуг" была завышена арендная плата (которая идет, кстати, железной дороге, а не в Фонд госимущества).
А есть ли на столичном вокзале бесплатный туалет? Оказывается, есть - в подвальном помещении, с правой стороны. Он выглядит заметно хуже, чем платный. Чтобы попасть туда с перрона, нужно три раза подниматься и спускаться по лестницам... Кстати, у входа в подземный переход, где предоставляют "бесплатные услуги", нет никаких обозначений - есть ли туалет, нет ли.
В витринах торговых рядов, выстроившихся в переходе между Северным и Южным вокзалами, нет никакой "полезной информации" ни для потребителя, ни для налоговой - кто арендует киоск, где "прописан" его собственник, по каким телефонам жаловаться. В одном киоске даже продают водку на розлив (хотя столики и стулья отсутствуют)! Подхожу поближе, присматриваюсь - на задней стенке висит ксерокопия лицензии на продажу алкогольных напитков. А вот на чье имя выписана лицензия - рассмотреть невозможно.
Захожу полюбоваться Сервисным центром, который постоянно рекламируется по громкоговорителю. За вход - 20 гривен. За покупку одного билета - еще 10. Почему так дорого? За что берут десятку? Девушка - кассир пожимает плечами - не знает: "Зато, - говорит, - у нас билеты всегда есть".
В Сервисном центре Одесского вокзала кассиры брали деньги за "оформление документа" в символическом размере - 2 гривни. Хитрость в том, что все пассажиры должны были платить этот сбор, потому что другие ("несервисные") кассы попросту не работали.
В Сервисном центре Хмельницкого вокзала дополнительно к сумме комиссионного сбора взималось 8 гривен за "бронирование и оформление одного места". Хитрость в том, что на самом деле никакого бронирования не проводилось.
Действительно, железнодорожные пассажирские перевозки нерентабельны - это общеизвестно. Но это не основание объегоривать пассажиров! Между прочим, убыток перекрывается за счет перевозки грузов и предоставления дополнительных услуг. Тем более, по данным статистики, все шесть железных дорог Украины окончили первое полугодие... прибыльно. Одна из дорог получила "навара" аж на 20 миллионов гривен!
Сергей ЗАХАРИН