Фінансові новини
- |
- 07.12.25
- |
- 01:57
- |
-
RSS - |
- мапа сайту
Авторизация
«Северный поток - 2»: польза для климата или вред?
08:35 17.03.2021 |

Цель немецкого правительства была амбициозной: в 2020 году суммарная эмиссия СО2 должна была быть в Германии на 40% меньше, чем она была в 1990-м. Цель достигнута, но, как признала 16 марта на пресс-конференции в Берлине министр охраны окружающей среды и ядерной безопасности ФРГ Свенья Шульце (Svenja Schulze), только благодаря экономическому спаду, вызванному пандемией коронавируса.
Тем не менее в будущее она смотрит с оптимизмом и считает, что к 2030 году выбросы парниковых газов станут в Германии на 55% меньше, чем в год воссоединения страны, а к 2050-му экономика станет полностью СО2-нейтральной. Дополнительным объемам российского газа, которые, как ожидается, начнут поступать в Германию после введения в эксплуатацию трубопровода "Северный поток - 2", Шульц отводит при этом роль переходного энергоносителя.
Самое крупное сокращение эмиссии СО2 с 1990 года
В ноябре 2016 года правительство Германии приняло стратегический план "Защита климата 2050", предусматривающий целый ряд законодательных и рыночных мер, поощряющих переход на природоохранные технологии.
В результате, отметила Шульце, сокращение эмиссии парниковых газов пошло все быстрее и быстрее: в 2018 году - на 31% по сравнению с 1990-м, в 2019 - на 35%, в 2020 - на 40,8% или на 70 млн тонн.
"Это самое большое сокращение выбросов СО2 с момента воссоединения Германии, означающее, что мы все-таки достигли наших климатических целей, поставленных на 2020 год, - заявила министр. - При этом, разумеется, пандемия коронавируса сыграла свою роль, она усилила сокращение выбросов СО2".
Тише едешь - чище воздух
При этом наибольший - положительный с точки зрения защиты климата - эффект коронавирус имел в немецкой автотранспортной сфере. Легковой транспорт снизил в 2020 году эмиссию СО2 на 11% - за счет резкого из-за локдауна уменьшения поездок на длинные дистанции, грузовой - на 10%, что было обусловлено спадом производства и соответственно спроса на грузоперевозки.
На 54% в 2020 году сократился в Германии расход авиационного керосина, а число авиаперевозок уменьшились на 60%, что также способствовало сокращению выбросов СО2.
Эти цифры привел на пресс-конференции в Берлине глава Федерального ведомства по охране окружающей среды (UBA) Дирк Месснер (Dirk Messner). По его оценке, в общей сложности эмиссия СО2 в транспортной сфере оказалась в 2020 году на 19 млн тонн или на 11,4% меньше, чем в 2019-м. "Без коронавируса мы, скорее всего, не достигли бы поставленных на 2020 год климатических целей", - признал и он вслед за министром.
Вклад энергетической сферы в защиту климата
Но самый весомый вклад в защиту климата внес в прошлом году все-таки не коронавирус, а немецкая энергетика, которая, по данным Месснера, уменьшила эмиссию СО2 в 2020 году на 38 млн тонн или на 14,5% по сравнению с предыдущим годом. Директор UBA объясняет это, в частности, заметным подорожанием в 2020 году эмиссионных сертификатов до 40 с лишним евро за тонну, что побуждает владельцев энергетических концернов переходить с угля на газ.
А в будущем, подчеркнула Свенья Шульце, еще более заметный эффект даст принятое в прошлом году в Германии решение о постепенном отказе от угольной энергетики и поэтапном закрытии электростанций, работающих как на буром, так и на каменном угле.
"Первые угольные станции были отключены в конце 2020 года, в том числе 11, работавших на каменном угле, среди них - одна из самых современных, Морбург, - рассказала министр. - В 2019 году эти станции произвели в сумме свыше 10 млн тонн СО2, так что их остановка приведет к заметному сокращению общих выбросов СО2 в 2021 году".
Нужен ли российский газ на переходный период?
Отвечая на вопрос корреспондента DW о роли "Северного потока - 2" и газа вообще в немецкой стратегии защиты климата, Свенья Шульце заявила, что газ Германии нужен на переходный период и привела в пример сталелитейную промышленность.
"Сделать ее СО2-нейтральной не так-то просто. Для этого нам потребуется очень много водорода, которого у нас пока нет в достаточных количествах. Но важно уже сейчас начинать этот процесс. И газ - это то сырье, которое нам поможет на переходном этапе, - заявила министр. - Но мы станем свидетелями и отказа от газа".
Некоторые немецкие эксперты такую точку зрения не разделяют. Чтобы достичь климатических целей, указывают, например, авторы исследования Института немецкой экономики (DIW), необходимо к 2030 году уменьшить долю газа в энергетическом балансе вдвое, а к 2040-му вовсе от него отказаться. Для такой радикальной перестройки в энергетической сфере ЕС потребуются, правда, порядка трех триллионов евро, но два из них, подсчитали в DIW, можно изыскать за счет сокращения импорта нефти и газа.
Группа ученых из созданного в 2019 году в Германии, Австрии и Швейцарии движения Scientists for Future также не считает газ подходящим энергоносителем на то время, пока возобновляемые источники не смогут покрывать все потребности. "Природный газ не может быть технологией перехода в безуглеводородное будущее", - говорится в публикации на сайте движения.
Если учитывать утечки метана при добыче и транспортировке, указывают авторы, то "при определенных условиях природный газ может иметь столь же негативный климатический баланс, как и уголь".
Новые газопроводы Германии не требуются
Что же касается конкретно "Северного потока - 2", то даже некоторые сторонники газа в качестве переходной технологии не видят необходимости в новом трубопроводе. Европейский Союз и Германия способны в любой момент удовлетворить свои потребности в природном газе, дополнительных трубопроводов для этого не требуется, указывают эксперты по вопросам энергетики из DIW Франциска Хольц (Franziska Holz) и Клаудиа Кемферт (Claudia Kemfert). Они ссылаются на имеющиеся источники поставок газа - из Нидерландов, Великобритании, Норвегии, Северной Африки, три газопровода из России плюс будущие поставки СПГ из США.
С такой оценкой согласен и Тило Шефер (Thilo Schaefer) из Института немецкой экономики в Кёльне (IW). "Для обеспечения надежного снабжения (газом. - Ред.) "Северный поток - 2" не нужен", - констатирует он.
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :


У розмові взяли участь президент Франції Емманюель Макрон, канцлер
Німеччини Фрідріх Мерц, голова Єврокомісії Урсула фон дер Ляєн та інші
лідери. 
Державна служба геології та надр України продала спеціальний дозвіл
на розробку Любинецької нафтогазової площі у Львівській області.
Верховна Рада не розглядатиме питання запровадження ПДВ для фізичних осіб-підприємців.
Європейська комісія в середу офіційно запропонувала внести Росію до
власного чорного списку країн з високим ризиком відмивання грошей і
фінансування терористичної діяльності.
Стабильное качество фарша — одно из ключевых условий для успешной кухни.
Независимо от формата заведения, будь то бистро или гастрономический
ресторан, консистенция, структура и свежесть мясной массы определяют
уровень блюда.
В Україні стартував оборонний збір на 1 млрд грн для захисту від "Шахедів". Про це повідомляє пресслужба Фонду Сергія Притули. Проєкт під назвою "Єдинозбір" проводиться фондом спільно з 412 бригадою Nemesis та Світовим Конґресом Українців.
Словенія планує виділити близько 43 мільйонів євро до кінця року на
закупівлю американського озброєння для потреб Сил оборони за програмою
PURL.
Уряд Норвегії вирішив замовити у Німеччині ще два додаткові підводні човни.
Швейцарія після відповідного рішення Ради ЄС теж схвалила оновлення
механізму щодо призупинення безвізового режиму для громадян третіх
країн.
Від початку своєї дії ініціатива PURL забезпечила близько 75% усіх ракет
для комплексів Patriot і близько 90% ракет для інших систем ППО, які
постачаються Україні.
Сполучені Штати вимагають від Європи взяти на себе більшість оборонних
можливостей НАТО, від розвідки до ракет, до 2027 року. Цей стислий
термін видався деяким європейським чиновникам нереалістичним.
Канцлер Німеччини Фрідріх Мерц відкинув передачу Сполученим Штатам
заморожених на території ЄС російських активів, що, за інформацією ЗМІ,
було предметом мирних переговорів, які просуває адміністрація Дональда
Трампа.
У листопаді 2025 року український ринок нових авто продовжив зміщуватися в бік електромобілів.
Соціологи зіткнулися з новим ризиком, оскільки великі мовні моделі (LLM)
здатні видавати себе за людей і проходити стандартні перевірки якості.
Понад третину нових легкових автомобілів, проданих у світі цього року, виготовлено в КНР.
Усі інші проєкти відходять на другий план заради покращення ChatGPT.
Функція працює лише між абонентами, які збережені одне в одного в контактах і використовують стандартний додаток для дзвінків.
Xiaomi EV продовжує стрімко нарощувати свої позиції на ринку електромобілів
Samsung офіційно показала свій перший потрійний складаний смартфон -
Galaxy TriFold. Модель стане доступною в Кореї 12 грудня, а згодом вийде
на ринки Китаю, Тайваню, Сінгапуру та ОАЕ. У першому кварталі 2026 року
смартфон також має з'явитись в США.