Фінансові новини
- |
- 08.12.25
- |
- 01:27
- |
-
RSS - |
- мапа сайту
Авторизация
Схватка бульдогов: «Роснефть» и «Транснефть» спорят из-за расплаты за грязную нефть «Дружбы»
09:16 11.07.2019 |

Конфликт могущественных госкомпаний "Роснефть" и "Транснефть" из-за хлорорганики настолько серьезный, что Путин решил пока отмалчиваться, считает Андрей Гурков.
Ну не дело это президента, два дня подряд объяснял пресс-секретарь Кремля непонятливым представителям СМИ, спрашивавшим его про отношение Путина к конфликту "Роснефти" и "Транснефти". "Нет, президент не в курсе. Это корпоративный вопрос", - заявил Дмитрий Песков 9 июля. "Это корпоративный вопрос, и это не повод для реакции президента", - подчеркнул он 10 июля.
Действительно, негоже главе государства тратить свое драгоценное время на конфликт, разгорающийся между двумя едва ли не крупнейшими компаниями, принадлежащими этому государству. Компаниями, представляющими ключевую отрасль экономики страны. Отрасль, за развитием которой президент уже многие годы неизменно следит самым пристальным образом.
"Роснефть" говорит об убытках, "Транснефть" о фейках
Подумаешь, "событие": крупнейшая нефтяная компания страны и оператор-монополист национальных нефтепроводов публично, в виде размещаемых на корпоративных сайтах официальных заявлений, спорят друг с другом о том, кто в большей мере виноват в загрязнении хлоридами главного российского экспортного трубопровода "Дружба" - и, соответственно, в тех убытках, которые несет Россия в результате этого, несомненно, крупнейшего ЧП в истории ее нефтяной промышленности.
В ходе этой беспрецедентной полемики выясняются, кстати, интереснейшие детали, о которых до этого в Москве предпочитали особо не распространяться. Так, "Роснефть" в отчете о поездке своего руководителя Игоря Сечина в Германию на нефтеперерабатывающий завод PCK в Шведте сообщает, что "4 из 6 НПЗ, на которые поступила некачественная нефть, загрязненная хлорорганическими соединениями, понесли существенные убытки и вынуждены были приостановить свою работу для ремонта оборудования".
"Транснефть"в ответном пространном комментарии, называя эти цифры "фейком" и обвиняя "Роснефть" в том, что она "подпевает" таким отпетым недоброжелателям России, как Deutsche Welle и Reuters, невзначай проговаривается, что "транспортировка по северной ветке "Дружбы" началась на три недели позже запланированного". Имеется в виду та главная ветка, по которой Россия поставляет нефть таким своим крупным клиентам, как Польша и особенно Германия, и которая обеспечивает львиную долю валютной выручки нефтепровода.
В пылу полемики обе компании проговариваются
В пылу полемики руководящая команда "Транснефти" заодно фактически расписывается в своей некомпетентности, когда признается, что "в конце апреля... еще не был понятен масштаб произошедшего". Рискую показаться нескромным, но вот автору этих строк масштаб происшедшего к тому моменту почему-то был уже ясен. В конце апреля, а именно 30-го числа, я опубликовал комментарий, в котором предупреждал, что "произошла техногенная авария международного масштаба", которая "обернется в 2019 году сокращением доходов российских нефтяных компаний и казны РФ" и подорвет позиции российских поставщиков на европейском рынке.
Такой прогноз теперь фактически подтверждает "Роснефть". В своем ответе на комментарий пресс-службы "Транснефти" она, констатируя "неадекватное отношение наших коллег к усилению контроля за качеством сырья в системе транспортировки нефти", указывает, что такое усиление является краеугольным камнем "сохранения наших позиций на рынках и восстановления репутации России как надежного поставщика". Так что речь идет именно о восстановлении репутации.
Игорь Сечин и Николай Токарев - давние близкие соратники Путина
И вот обо всем этом, утверждает Дмитрий Песков, Владимир Путин ничего не знает. Объяснить столь неуклюжие заверения пресс-секретаря можно только так: в Кремле растерялись и решили пока просто отмалчиваться.
А растерялись потому, что, видимо, не ожидали перерастания обычной для российской политической культуры схватки бульдогов под ковром в публичную междоусобицу в высшем эшелоне власти, внутри ее самого что ни на есть внутреннего круга.
Ведь руководитель "Роснефти" Игорь Сечин является близким соратником Владимира Путина еще со времен работы в мэрии Санкт-Петербурга в начале 1990-х годов, а глава "Транснефти" Николай Токарев был сослуживцем президента в резидентуре КГБ в Дрездене в 1980-е годы. Вот хозяин Кремля и не знает, что делать и чью сторону взять. Поэтому решено объявить происходящее всего лишь спором хозяйствующих субъектов.
Однако проблемы и убытки, связанные с массовым загрязнением главного экспортного товара России и инфраструктуры для его транспортировки, продолжают нарастать, и рано или поздно с кого-то придется спросить за ущерб. Так что не думайте, будто история с нефтепроводом "Дружба" уже закончилась. Расплата за случившееся, чреватая неожиданными последствиями, еще даже не начиналась. Но, похоже, приближается.
Автор: Андрей Гурков, экономический обозреватель Deutsche Welle
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :


У розмові взяли участь президент Франції Емманюель Макрон, канцлер
Німеччини Фрідріх Мерц, голова Єврокомісії Урсула фон дер Ляєн та інші
лідери. 
Державна служба геології та надр України продала спеціальний дозвіл
на розробку Любинецької нафтогазової площі у Львівській області.
Верховна Рада не розглядатиме питання запровадження ПДВ для фізичних осіб-підприємців.
Європейська комісія в середу офіційно запропонувала внести Росію до
власного чорного списку країн з високим ризиком відмивання грошей і
фінансування терористичної діяльності.
Стабильное качество фарша — одно из ключевых условий для успешной кухни.
Независимо от формата заведения, будь то бистро или гастрономический
ресторан, консистенция, структура и свежесть мясной массы определяют
уровень блюда.
В Україні стартував оборонний збір на 1 млрд грн для захисту від "Шахедів". Про це повідомляє пресслужба Фонду Сергія Притули. Проєкт під назвою "Єдинозбір" проводиться фондом спільно з 412 бригадою Nemesis та Світовим Конґресом Українців.
Словенія планує виділити близько 43 мільйонів євро до кінця року на
закупівлю американського озброєння для потреб Сил оборони за програмою
PURL.
Уряд Норвегії вирішив замовити у Німеччині ще два додаткові підводні човни.
Швейцарія після відповідного рішення Ради ЄС теж схвалила оновлення
механізму щодо призупинення безвізового режиму для громадян третіх
країн.
Від початку своєї дії ініціатива PURL забезпечила близько 75% усіх ракет
для комплексів Patriot і близько 90% ракет для інших систем ППО, які
постачаються Україні.
Сполучені Штати вимагають від Європи взяти на себе більшість оборонних
можливостей НАТО, від розвідки до ракет, до 2027 року. Цей стислий
термін видався деяким європейським чиновникам нереалістичним.
Канцлер Німеччини Фрідріх Мерц відкинув передачу Сполученим Штатам
заморожених на території ЄС російських активів, що, за інформацією ЗМІ,
було предметом мирних переговорів, які просуває адміністрація Дональда
Трампа.
У листопаді 2025 року український ринок нових авто продовжив зміщуватися в бік електромобілів.
Соціологи зіткнулися з новим ризиком, оскільки великі мовні моделі (LLM)
здатні видавати себе за людей і проходити стандартні перевірки якості.
Понад третину нових легкових автомобілів, проданих у світі цього року, виготовлено в КНР.
Усі інші проєкти відходять на другий план заради покращення ChatGPT.
Функція працює лише між абонентами, які збережені одне в одного в контактах і використовують стандартний додаток для дзвінків.
Xiaomi EV продовжує стрімко нарощувати свої позиції на ринку електромобілів
Samsung офіційно показала свій перший потрійний складаний смартфон -
Galaxy TriFold. Модель стане доступною в Кореї 12 грудня, а згодом вийде
на ринки Китаю, Тайваню, Сінгапуру та ОАЕ. У першому кварталі 2026 року
смартфон також має з'явитись в США.