Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Зачем Эрдоган попросился в БРИКС

 Максим МИХАЙЛЕНКО / Деловая столица

Заявление президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана о желании присоединиться к БРИКС, к которому, как он сказал, не лишним будет прибавить "Т", не является неожиданностью.

Назло Америке

Следует отметить, что на десятом саммите БРИКС 27 июля в Йоханнесбурге турецкий лидер присутствовал в качестве представителя страны, председательствующей в Организации исламского сотрудничества (ОИК), в которую входят едва ли не все мусульманские страны - даже те, в которых мусульмане не составляют большинства.

Примечательно, однако, что такие страны как Индия или Эфиопия в ОИК не входят, а Россия и Таиланд все же являются в ней наблюдателями. Сама ОИК является наблюдателем в БРИКС. Так что шаг, предпринятый Эрдоганом, не выглядит сделанным с бухты-барахты, а следует определенной логике. Важно обратить внимание на другое - в прошлом году шли разговоры о сближении Турции с ШОС. Но эти дискуссии оказались слишком небезопасными. Ведь Шанхайская организация сотрудничества все чаще рассматривается как китайский военный блок, осуществляющий влияние в Центральной Азии, а также как своеобразная, пусть и слабо интегрированная альтернатива НАТО.

БРИКС - еще менее интегрированная экономическая инициатива, в реальности существует разве что ее банк, финансируемый государствами-членами, причем в первую очередь - Китаем, во вторую - Россией. Но зачем БРИКС Турции?

Можно выделить несколько факторов, стоящих за этим маневром. Во-первых, Анкаре нужно чем-то заменить замерший интеграционный диалог с ЕС. Причем замер он по вине обеих сторон, что западные европейцы неформально признают и сами - так, в июле были восстановлены штатные дипломатические отношения между Нидерландами и Турцией. Очевидно, что при Эрдогане и его Партии справедливости и развития (ПСР) европейский вектор будет пульсировать только синхронно смене электората турецких властей. Ведь занятие ПСР широкой правоконсервативной ниши неизбежно рождает и усиливает еще более консервативные политические силы, вроде националистов, без которых у Эрдогана теперь нет парламентского большинства. Когда Эрдогану надо будет показать себя более умеренным, европейская тема будет периодически всплывать. Но сейчас в такой умеренности потребности нет - обновленное президентство лидера ПСР приближается к своему зениту, а значит, можно поиграть с альтернативами.

Но почему именно с этими?

Потому что, во-вторых, нужно позлить американцев. Причем блеф должен быть таким, чтобы в Белом Доме в него поверили. Конгресс США официально запретил поставки истребителей пятого поколения F-35 Joint Strike Fighter турецкой армии (согласно формулировке - заморозил). Причем вопрос поставок F-35 был использован законодателями Конгресса, чтобы оказать давление на Турцию в связи с ее решением приобрести российские системы ПРО "С-400". В США обоснованно считают, что решение Анкары о приобретении противоракетной системы российского производства подтолкнет Турцию глубже в сферу влияния Москвы на Ближнем Востоке. Еще тот вопрос, конечно, кто и в чьей зоне влияния находится в регионе сегодня, но создание возможностей для российской оборонки полностью противоречит недавно уточненным военно-политическим планам США в отношении России.

Этот шаг также снизит военную операционную совместимость между Турцией, союзником НАТО, и ее партнерами. Кроме того, запрет поставок истребителей не позволит Москве получить важные знания о работе F-35, которые являются военной тайной Вашингтона.

Более того, даже будучи членом НАТО, Турция может попасть под санкции США. Ведь 24 июля Палата представителей Конгресса США утвердила положение о возможности ослабления санкций против стран, которые будут отказываться от поставок оружия из России. Соответственно, у этого положения есть и обратная сторона.

С точки зрения голого меркантилизма, Турция может даже выиграть от такого ужесточения, в конце концов отказавшись от российских систем (которые, кроме прочего, так и не проявили себя в деле), но сначала необходимо хорошенько поругаться - что так блестяще умеют делать и Трамп, и Эрдоган.

Поэтому, разумеется, Анкара не стерпела такого афронта. В эфире телекомпании Haberturk Эрдоган немедленно заявил, что в случае блокирования поставки F-35 для турецких ВВС Анкара может подать иск против США. Турция обратится в международный арбитраж (интересно, какой?), если Соединенные Штаты заблокируют продажу истребителей Анкаре, процитировал телеканал слова Эрдогана, немедленно растиражированные западными СМИ.

За дешевым кредитом

Но арбитраж - дело долгое, да и вопрос подсудности таких дел сомнительный - не захотели, вот и не продали, иди, показывай меморандумы о намерениях. Так что Турции необходимо было что-то более внушительное. Однако, опять же, игра должна вестись на грани дозволенного. Поэтому ШОС, в рамках которого существует военная организация, для маневра не подходит, так как при всех своих проблемах с союзниками, выходить из НАТО Анкара явно не планирует.

А вот БРИКС, в котором нет какой-либо общеобязательной регуляторной базы, как и военного компонента, но зато есть банк, из которого можно получить какой-либо дешевый кредит для укрепления турецкой экономики - для такой цели подходит вполне.

В-третьих, чтобы дополнительно спровоцировать Трампа, Эрдоган мотивировал свое заявление самым вызывающим образом. "В особенности Китай" - сказал турецкий лидер - "выступает за расширение платформы. Мы видим, что Китай не против". Все равно Турция, по словам Эрдогана, входит с этими странами в G20. И зачем стоять в стороне от таких группировок? - "наивно" спрашивает лидер ПСР. Но при этом президент Турции дважды назвал БРИКС платформой, что подразумевает организационный уровень этого форума - не обязывающий.

В Вашингтоне, несомненно, проявят беспокойство (как, кстати, и некоторые члены самого БРИКС - в частности Индия), поскольку Китай использует как ШОС, так и БРИКС для продвижения своего регионального и глобального "шелкового пояса". В частности, интенсивным можно назвать присутствие китайцев в Пакистане, и считается, что новая власть в Исламабаде будет достаточно лояльна к продолжению китайской экспансии.

Отчасти, то же касается и Бразилии - по крайней мере, в соседней с ней Аргентине вовсю разворачиваются китайские полугосударственные корпорации. Так что Китай был помянут совершенно не зря. Вряд ли стоит сомневаться, что увядший после кризиса 2008 года, а затем последовательного падения цен на экспорт сырья БРИКС с удовольствием раскроет Турции свои объятья. Правда, у Турции есть и другие цели.

Потому что в-четвертых, понятно, как раздует это заявление Эрдогана российская информационная машина. Вот, мол, опять Турция (в реальной жизни отбирающая у россиян и иранцев контроль над Алеппо, развивающая системное военно-промышленное сотрудничество с Украиной и ничтоже сумняшеся шантажирующая и ЕС, и Россию газопроводом ТАНАР) потянулась к Путину.

И это Эрдоган тоже делает сознательно - визит в Йоханнесбург играет роль манка для Путина, который увяз в турецкой ловушке в Сирии, став зависеть от маневров Анкары на руинах этой страны, а также от воли Эрдогана в газовом вопросе. Присоединение Т к БРИКС, которое ни к чему не обязывает турок, может служить своеобразным намеком на то, что Турция позволит России продавать газ в ЕС транзитом через свою территорию. Притом, что сейчас цена вопроса очевидным образом выросла.

В ловушке среднего достатка

В конце июля, пока европейская общественность была отвлечена трамбующими угрозами Дональда Трампа то выйти из НАТО, то сковать санкциями компании-участницы "Северного Потока-2" (а ведь это системные энергетические фирмы, "флагманского" масштаба если применить терминологию авиалиний) незаметно прошло прелюбопытное сообщение. Но сначала вспомним, что реакция южных европейских стран (кроме съехавшей с рельс Италии) и Франции на трубопроводной шантаж Трампа была почему-то скромной, почти незаметной. И вот почему: "Париж, Мадрид и Лиссабон заинтересованы в увеличении импорта сжиженного газа из США, для приема которого у них уже есть семь портов. Они настаивают на строительстве трубы для дальнейшего экспорта американского топлива" (DW). То есть, трубы в Центральную Европу, в Германию. Поэтому Европа снова движется к ситуации гигантского переизбытка газа и формированию связанной с Америкой сложной и развитой системы маршрутов голубого топлива.

На этом фоне борьба за квоту в "Турецком потоке" при туманных перспективах потока Северного еще больше обостряется. В свое время Эрдоган решит, что ему выгоднее (и, разумеется, безопаснее) расширять импорт из Азербайджана и Ирана, а также добраться до восточных берегов Каспия, но такими вещами как сближение с БРИКС, кроме того или иного объема отношений с Китаем, он удерживает Россию на крепком поводке.

Наконец, в-пятых, похолодание в отношениях с ЕС, невзирая на то, что Турция состоит с блоком в режиме таможенного союза (это то, к чему теперь стремится Украина, начав этим летом секторальную интеграцию) неизбежно скажется на инвестициях и торговле. Сегодня Турция проходит непростой этап в своем социально-экономическом развитии, и фактическая потеря однопартийного контроля ПСР над парламентом (пусть в пользу "старых" националистов, но - на это редко обращают внимание - и новых либералов) во многом связана именно с этим. Ведь с начала года турецкая экономика вновь столкнулась с постоянной девальвацией лиры: курс национальной валюты к доллару за пять месяцев упал примерно на 20%.

За неполных два года, прошедших с момента неудачной попытки государственного переворота в июле 2016 года, лира обвалилась примерно в полтора раза - на тот момент доллар стоил всего три лиры. По данным Bloomberg, в текущем году лира является рекордсменом по темпам девальвации валют развивающихся стран, за исключением аргентинского песо. Девальвация очень выгодна туристам, чей поток в страну постепенно восстанавливается, но в турецком случае, как и в ряде похожих по уровню развития стран (так называемая "ловушка экономик среднего достатка") сопровождается высокой инфляцией, справиться с которой власти не в состоянии. Еще в мае потребительские цены в Турции выросли на 12,15% в годовом выражении (максимальный показатель с ноября), тогда как в апреле этот показатель был существенно ниже - 10,85%. Для сравнения, два года назад инфляция в Турции держалась на уровне 8,8% в годовом выражении, а официальный прогноз на этот год составлял всего 7%.

Подвинуть центробанк

Формально турецкая экономика сейчас находится на стадии восстановительного роста после провала на 15% в 2014-2015 годах: в прошлом году ВВП страны вырос на 7,4% (годом ранее на 3,2%), а в этом году, согласно недавнему прогнозу ЕБРР, рост составит 4,4%. "Одним из преимуществ Турции является низкий дефицит бюджета и низкий госдолг, составляющий около 29% от ВВП. Банковская система Турции хорошо капитализирована", - отмечалось в докладе ЕБРР в начале мая. Но Центробанк Турции из-за ускорения девальвации лиры был вынужден провести экстренное заседание и повысить ставки на 300 базисных пунктов, до 16,5%. А когда и это не помогло, учетная ставка 8 июня была увеличена до 17,75%. При этом рост доходов от туризма был перекрыт ростом цен на импортируемые энергоносители, и в целом турецкий внешнеторговый баланс ухудшается. Но здесь важен и политический компонент.

Дело в том, что упомянутую серию решений можно считать откровенной победой турецкого ЦБ над Эрдоганом, который неоднократно требовал от регулятора обеспечить доступность кредитов для экономики, снижая учетную ставку, а в самом преддверии выборов заявил, что в случае победы намерен ограничить независимость ЦБ. Поэтому доступ правительства к другим каналам кредитования - в частности, через финансовое учреждение БРИКС, при всей его эфемерности, может быть выходом для президента, сражающегося с собственным национальным банком.

А ведь основным пунктом экономического блока своей предвыборной повестки Эрдоган со всей неизбежностью сделал рост доходов населения. "Наша новая цель - вывести Турцию в число стран с высоким уровнем дохода", - заявил он за месяц до выборов, представляя в Анкаре программу Партии справедливости и развития. Причем его оппоненты считают, что он многие годы просто-напросто транжирит государственные средства на стимулирование экономики - но, поскольку раньше эти методы работали, то и особой критики они и не вызывали.

Тогда же, в майском интервью Bloomberg Эрдоган сказал, что хотел бы довести подушевой ВВП Турции до уровня $ 25 тысяч в год, напомнив, что за время его правления этот показатель вырос с $3,5 тысячи до $11 тысяч, а также о других макроэкономических достижениях. И в самом деле, на старте эпохи Эрдогана ставка турецкого ЦБ превышала 60%, а уровень инфляции находился в районе 30% (то есть ситуация была в разы хуже чем в Украине последних двух лет, сопоставима разве что с 2015 годом). Однако предпринятая Эрдоганом стабилизация экономики сегодня окончательно уперлась в свои пределы. А это требует поиска возможностей для экспансии (в частности, именно поэтому в ходе переговоров с Украиной в отношении соглашения о свободной торговле уже на протяжении двух лет обе стороны амбициозно говорят о такой цели как двукратное увеличение товарооборота).

Наиболее опасной пороховой бочкой для нынешнего турецкого правительства выглядит и ситуация с доходами населения. В 2018 году средний уровень зарплат в Турции - чуть больше 400 евро в месяц "чистыми" - сопоставим с такими странами, как Болгария, Македония, Босния-Герцеговина (что забавно с точки зрения приближения 100-летия развала Османской империи и создания нынешней Турецкой республики). По данным TurkStat, в 2016 году число граждан, подверженных риску бедности, снизилось до 21,2% - и хотя это самый низкий показатель начиная с 2011 года, но постоянная девальвация лиры в пакете с инфляцией поставила жесткую планку для роста доходов городского среднего класса. Стоимость жизни в крупных турецких городах, особенно в Стамбуле, население которого с пригородами составляет уже порядка 20 млн человек (то есть четверть всех жителей страны), очень высока. Более-менее комфортный доход для семьи из двух человек в Стамбуле начинается от 6 тысяч лир в месяц, то есть более тысячи евро, что заметно выше средних по стране зарплат. Поэтому социальные противоречия незаметно нарастают, а ПСР приходится размышлять о реструктуризации своей базы избирателей - то ли праветь в исламизм, то ли возвращаться к умеренности, чтобы получить поддержку тех страт, чей уровень жизни при ее правлении продолжает улучшаться.

Из этого можно сделать вывод, что вояжи Эрдогана по планете в поисках новых рынков и возможностей кредитования в обход национального регулятора станут учащаться. А параллельно он решает и военно-политические, и имиджевые задачи - в том числе, накачки у турок чувства национального величия. Нынешняя Америка для таких эскапад - легкий предлог. Но турецкий президент достаточно опытен, чтобы и на самом деле планировать разрыв с источником резервной валюты и военных гарантий собственной стране. Другое дело, что выстраиваемая Турцией для себя новая система международных связей и впрямь заставляет считаться с ней в куда большей мере, нежели раньше.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,6370
 0,1219
0,31
EUR
1
42,2986
 0,0655
0,15

Курс обміну валют на сьогодні, 10:11
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3623  0,01 0,02 39,9291  0,02 0,06
EUR 42,1332  0,05 0,12 42,9332  0,01 0,03

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:53
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,6350  0,19 0,48 39,6500  0,18 0,46
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес