Глава FRC Стивен Хэддрилл призвал британскую Антимонопольную службу (CMA) провести соответствующее расследование деятельности аудиторских компаний, чтобы повысить конкуренцию в отрасли и снизить риски возникновения конфликта интересов.
Его радикальная идея - заставить "большую четверку" выделить аудиторские подразделения в Великобритании в полностью независимые компании, занимающиеся исключительно аудитом.
В последние месяцы низкое качество работы аудиторов проявилось в том числе в крахе компаний BHS и Carillion в Великобритании, коррупционном скандале вокруг нефтяной госкорпорации Petrobras в Бразилии, а также в резком падении стоимости акций южноафриканского ритейлера Steinhoff, который признался в махинациях с отчетностью. На прошлой неделе Международной форум независимых регуляторов аудиторской деятельности (IFIAR) сообщил, что в различных странах мира выявлены серьезные проблемы и недочеты в 40% из 918 аудиторских проверок публичных компаний, которые были проинспектированы в 2017 году.
"Наблюдается потеря доверия к аудиту, и, на мой взгляд, отрасли необходимо срочно решать эту проблему. В некоторых кругах есть кризис доверия", - заявил FT С. Хэддрилл.
Он уже трижды обсуждал с CMA вопрос о расследовании деятельности аудиторских компаний в Великобритании, запланированы еще несколько раундов переговоров.
По числу проверяемых компаний из списка FTSE 350 лидирует PwC - более сотни, на втором месте - KPMG, на третьем - Deloitte, замыкает четверку EY (почти 70 компаний), свидетельствуют данные аналитической фирмы Manifest. При этом на всех остальных игроков приходится всего девять компаний. Ужесточение требований в Великобритании, включая положение об обязательной смене аудитора каждые 10 лет, не остановило рост доли рынка "большой четверки".
В 2011 году, когда Мишель Барнье, отвечавший тогда в Еврокомиссии за вопросы внутреннего рынка и конкуренции, предложил перейти на проведение аудиторских проверок в ЕС исключительно специализированными компаниями без дополнительных направлений деятельности, британская FRC была против такого подхода. Однако неудачные попытки реформировать сектор заставили Великобританию вернуться к этой идее, признает С.Хэддрил.