Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Кто следующий: после поражения в Сирии ИГ метит в Афганистан?

 

Боевики ИГ возвращаются в Центральную Азию. О том, сколько их, какими маршрутами они движутся из Сирии и Ирака, DW расспросила военных экспертов. Их мнения о целях ИГ разнятся.

"Исламское государство" (ИГ) или "Исламское государство Ирака и Леванта" (ИГИЛ), как его иначе называют, - террористическая организация, которая в начале и середине 2010-х годов сумела взять под свой контроль огромные территории, крупные города, месторождения и военные объекты в Ираке и в Сирии, фактически разгромлена на территории этих стран. Бои разной степени интенсивности еще идут, но это мнение, основанное на утверждениях иракского и сирийского армейского руководства, уже транслируют зарубежные СМИ по всему миру, включая Германию.

Где ИГ создаст очаги напряжения?

Но куда перемещаются участники ИГ, потерпевшие поражение в Сирии и Ираке? В частности, те боевики, чья родина находится в Центральной Азии. Руководитель Антитеррористического центра государств-участников СНГ Андрей Новиков в конце ноября заявил о возможности смещения террористической активности из сирийско-иракской зоны к южным границам СНГ, и что "анализ складывающей сегодня обстановки вряд ли предполагает ее нормализацию в среднесрочной перспективе". Что может скрываться за этой формулировкой?

Российский военный эксперт Лев Корольков утверждает, что выходцы из Центральной Азии, воевавшие на стороне ИГ в Сирии и Ираке, могут создать очаги напряжения практически в любом месте региона. Где и когда, будет зависеть от стратегического плана сетевой структуры ИГ, сохранившей свою жизнеспособность, и от множества факторов текущей обстановки. "Но это не произойдет немедленно. Боевикам нужно время, чтобы "забазироваться" в той или иной стране, найти единомышленников, создать сеть. Такие сети ИГ уже начинают вскрывать в Западной Сибири, где был ослабленный миграционный режим. Ячейки ИГ инфильтрованы во все республики Центральной Азии. В наибольшей степени - в Таджикистан", - говорит собеседник DW.

Сколько боевиков ИГ вернется в Центральную Азию?

Сотрудник Центра изучения современного Афганистана (ЦИСА) Андрей Серенко предлагает подойти к вопросу о боевиках из Центральной Азии, воюющих в Сирии и Ираке, дифференцированно. Он напоминает, что отнюдь не все, кто из региона уехал в Сирию и Ирак, состоят именно в ИГ - многие воевали и воюют в рядах "Джебхат ан-Нусра" или новых формирований, которые там возникли на ее основе, которые конфликтовали с ИГ, или же в других джихадистских группировках. Поэтому, например, время от времени появляющиеся в СМИ оценки численности выходцев из Центральной Азии, воевавших в рядах ИГ в Сирии и Ираке, и теперь перемещающихся в другие страны, он считает умозрительными. "Так, в сирийской Хаме до сих пор активные действия ведут боевики "Исламской партии Туркестана" (ИПТ), где много выходцев из Центральной Азии. И если судьба ИГ в Сирии практически предрешена, то эти боевики еще никуда оттуда не уходят", - полагает он.

Что касается непосредственно ИГ, то, рассказывает эксперт, сегодня можно выделить в ней несколько групп. "Первая - это фанатики, которые будут воевать до конца под лозунгом: "Победа или рай". Это компактная группа, там, по моей оценке, речь идет о нескольких тысячах человек, среди которых выходцы из Центральной Азии составляют не самую весомую часть", - говорит Андрей Серенко. Вторая группа, продолжает он - это те, кто сегодня пытается выехать из зоны конфликта.

"Многие из них уничтожили свои паспорта, поскольку два-три года назад среди боевиков активно популяризировалось сжигание документов в интернете, как демонстрация обретения гражданства ИГ. А теперь без документа выехать из зоны конфликта для них и членов их семей - проблематично", - утверждает эксперт.

В сектор Газа или в Россию?

Члены этой группы стремятся сперва отправить жен и детей под видом беженцев или под видом "прозревших" бывших граждан ИГ, и наблюдают, как проходит их возвращение на родину или в третью страну, говорит он. "При этом у меня нет информации, что выходцы из Центральной Азии, воевавшие за ИГ, пытаются уйти из Сирии в Северную Африку или в сектор Газа, как это сейчас делают арабские боевики. У выходцев из Центральной Азии выбор не очень богатый - это в первую очередь Турция. Дальше они, как правило, пытаются выехать в Россию, а уже через нее вернуться в республики Центральной Азии", - сообщил сотрудник ЦИСА.

Это, по его словам, не всегда получается, поскольку сейчас спецслужбы Центральной Азии и РФ обладают достаточно убедительным списком людей, которые засветились участием в войне через интернет, мобильные телефоны, социальные сети или как-то иначе, так что многие боевики уже стоят на специальном учете. "Не у всех есть убедительные документы, подтверждающие, что они не воевали, а находились, например, на заработках в Турции - это самая распространенная легенда для "возвращенцев". Насколько мне известно, количество людей, стремящихся сейчас вернуться в Центральную Азию, очень невелико", - говорит Андрей Серенко.

"Есть данные, что боевики ИГ из Сирии и Ирака более активно, чем сейчас, возвращались в республики Центральной Азии год назад. Именно тогда тайная полиция ИГ "Амният" сама активизировала возвращение ряда своих активистов, чтобы они организовали глубокое подполье, занимались вербовкой и так далее", - продолжает сотрудник ЦИСА. Это внедрение под видом беженцев осуществлялось и в Европу, что в значительной степени удалось, и в РФ, и в регион Центральной Азии. "И если следить за полицейской статистикой, мы видим, что эпизодически сейчас спецслужбы Киргизии и Казахстана разоблачают таких людей, переброшенных на родину тайной полицией ИГ", - напоминает в интервью DW Андрей Серенко.

Направление главного удара - Афганистан?

Третья же группа - это те, чей путь лежит в Афганистан. Многие источники и в самом Афганистане, и вне его, утверждают, что значительная часть боевиков из Центральной Азии, которые воевали в Сирии и Ираке, разными маршрутами, в частности, по морю в Пакистан, благополучно пробираются в Афганистан, и там начинают усиливать местный филиал ИГ. "Этот маршрут трудно преодолеть без помощи своих соратников в Пакистане или пакистанских спецслужб. Афганские эксперты говорят о сотнях членов ИГ из Центральной Азии, воспользовавшихся этим маршрутом при перемещении с Ближнего Востока в Афганистан".

Лев Корольков согласен с тем, что в Сирии и Ираке ИГ ведет уже арьергардные бои, перекидывая своих людей в другие регионы. "Многие источники говорят о том, что основная их масса легализуется в качестве беженцев в Европе, а потом, после получения легальных документов, может двигаться в третьи и четвертые страны. В Центральной Азии основной район для них - это Афганистан. Это люди, прошедшие войну, и не просто боевики, но прекрасные инструкторы. Так что в Центральной Азии ситуация не безоблачная", - считает военный эксперт.

Сводки новостей, поступающие из Афганистана, подтверждают, что там происходит заметная концентрация боевиков ИГ. "Они уже не только контролируют несколько уездов в провинции Нангархар на востоке Афганистана, где они изначально создали базу, но уверенно чувствуют себя в Джаузджане на севере страны, и поджимают талибов в другой восточной провинции - в Логаре. Позиции там откроют им прямой доступ на Кабул для оперативных мероприятий", - поясняет сотрудник ЦИСА.

Андрей Серенко исходит из того, что объективные данные говорят не столько об угрозе для соседних с Афганистаном республик, сколько о стремлении ИГ закрепиться и расширить влияние именно в Афганистане. "Пока нет никаких данных, что афганский филиал ИГ стремится совершить прорыв в ЦА. По моей оценке, его приоритетом будет не подготовка прорывов в Таджикистан или Туркмению, а атаки на Кабул. Неслучайно в последнее время самые резонансные теракты в Кабуле были совершены именно боевиками ИГ", - предлагает свою точку зрения собеседник DW.

За матеріалами: Deutsche Welle
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
42,2841
 0,0016
0,00
EUR
1
43,5738
 0,0144
0,03

Курс обміну валют на вчора, 10:30
  куп. uah % прод. uah %
USD 42,1317  0,06 0,14 42,9857  0,16 0,37
EUR 43,5109  0,01 0,02 44,4261  0,07 0,16

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 42,2800  0,02 0,06 42,3000  0,03 0,07
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес