Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Грузия обновила конституцию: после 2018 прямых выборов президента не будет

 Нина Ахметели / Би-би-си

В пятницу грузинский парламент преодолел вето президента и утвердил проект новой конституции, окончательно превращающей Грузию в парламентскую республику.

Замечания президента по законопроекту были отклонены большинством депутатов, а за принятую в трех слушаниях редакцию проголосовали 117 депутатов против семи.

Оппозиция назвала этот законопроект документом одной партии - правящей партии "Грузинская мечта". Часть оппозиционных депутатов покинула заседание парламента в знак протеста.

Что меняется в новой конституции и почему правящей партии, несмотря на многомесячные обсуждения, не удалось договориться с оппозицией и президентом?

Почему Грузия меняет конституцию?

Работа над проектом новой конституции началась в декабре прошлого года, вскоре после парламентских выборов в Грузии.

Изменения касаются большей части статей и фактически завершают переход к парламентской модели правления.

Необходимость изменить в очередной раз конституцию страны правящая партия объясняла недостатками ныне действующей редакции, которая существенно изменилась в результате реформы 2010 года.

Тогда значительная часть полномочий президента была сокращена, а полномочия премьер-министра и правительства, напротив, были расширены.

Многие подозревали, что причиной таких изменений было намерение тогдашнего президента Михаила Саакашвили остаться у власти, пересев в кресло премьера после истечения своего второго президентского срока.

Депутаты правящей партии нашли, что результатом изменений 2010 года стало множество погрешностей в основном законе страны, в том числе и в вопросе разделения властей.

По словам конституционалиста Вахтанга Хмаладзе, участвовавшего в работе конституционной комиссии, дискуссии о том, какую модель правления выбрать, активно велись еще с 1995 года, когда разрабатывалась конституция Грузии.

 Президентский дворец в Тбилиси по-прежнему впечатляет, но центр власти в стране смещается к парламенту.

Но в этот раз дискуссий по этому поводу не было, говорит он.

"Тогда (в 1995 году) мы получили президентскую республику. В дальнейшем было много дискуссий, но после того, как в 2004 году была установлена суперпрезидентская республика, даже те политические организации, которые раньше поддерживали президентскую модель, отказались от этого и поддержали парламентскую модель", - говорит он.

Конституционная реформа: что меняется?

По новой конституции выборы 2018 года будут последними прямыми выборами президента Грузии.

С 2024 года президент страны будет избираться уже не в ходе всеобщего прямого голосования, а избирательной коллегией из 300 представителей.

Ключевым и самым спорным аспектом, предусмотренным новой конституцией, стали изменения избирательной системы и сроки перехода полностью на пропорциональную систему выборов парламента.

Изначально правящая партия обещала отменить смешанную систему и перейти на пропорциональную систему выборов уже к 2020 году, однако позже этот срок был перенесен на 2024 год.

По ныне действующему законодательству парламент страны избирается по смешанной системе. 77 из 150 депутатов попадают в парламент по пропорциональной, а остальные 73 депутата - по мажоритарной системе.

 

Оппозиция и многие эксперты считают, что подобная система выборов играет на руку находящейся у власти партии и препятствует справедливому распределению мандатов.

Очередным показательным примером изъянов этой системы, является и нынешний парламент, отмечает исполнительный директор Международного общества по справедливым выборам и демократии Михаил Бенидзе.

"В течение последних 25 лет мы видим, что партии, которые находятся у власти, прекрасно пользуются такой системой, а у других партий, напротив, нет возможности развиваться и вступить в эффективную с ними конкуренцию. То, что у правящей партии на основании полученных 49% голосов 77% мандатов в парламенте, является результатом как раз этой системы", - говорит он.

Почему не удалось договориться?

Оппозиция считает, что передвинув срок перехода на пропорциональные выборы, власти не выполнили свое ключевое обещание - упразднение смешанной системы.

С тем, что отсрочка перехода на пропорциональные выборы является ключевой проблемой нынешней реформы, соглашаются и эксперты. По словам Хмаладзе, это означает, что классическая парламентская система в части парламентского контроля над правительством реально заработает лишь после 2024 года.

"До этого высока вероятность того, что в парламенте будет создано однопартийное большинство, и, вполне возможно, квалифицированное большинство. Поэтому система начнет работать лишь после перехода на пропорциональную систему выборов в парламент", - говорит он.

Еще одним препятствием на пути к консенсусу между правящей партией и оппозицией стала отмена прямых выборов президента.

В правящей партии говорят, что непрямые выборы президента являются оптимальными при парламентской системе, но оппозиция считает, что этот шаг противоречит воле большей части населения страны.

Сам президент, который также оказался в рядах критиков конституционного проекта, возвращая его парламенту, также предложил правящей партии вернуться к изначально запланированному переходу на пропорциональную систему уже с 2020 года, а обсуждения вопроса о порядке выборов президента отложить до формирования в Грузии двухпалатного парламента.

Такой парламент по конституции будет сформирован в Грузии после восстановления территориальной целостности.

Международная реакция: выборы, земля и определение брака

Посольство США в Грузии выразило разочарование тем, что стороны не смогли достичь консенсуса, отметив, что поддерживает рекомендации Венецианской комиссии.

Венецианская комиссия (орган Совета Европы по конституционному законодательству) в целом позитивно оценила процесс конституционной реформы Грузии, отметив, что он завершает эволюцию в направлении парламентской системы.

Но комиссия выразила также крайнее сожаление в связи с переносом сроков вхождения в силу пропорциональной избирательной системы, назвав это ключевым препятствием на пути к консенсусу.

Кроме вопросов, касающихся избирательной системы, Венецианская комиссия считает неоправданным запрет на создание политических партий по территориальному признаку, и называет одними из самых спорных изменения в сфере земельной собственности.

Согласно новой конституции, земля сельскохозяйственного назначения может быть собственностью лишь государства, граждан или объединений граждан Грузии, а также единиц самоуправления.

Популистским шагом со стороны правящей партии на фоне довольно распространенных в Грузии гомофобных настроений часть правозащитников считает обновленное определение брака в новой конституции как союза между мужчиной и женщиной.

Венецианская комиссия отметила, что это изменение не должно интерпретироваться как запрет на партнерство между лицами одного пола.

Аналогичное определение уже есть в гражданском кодексе, но конституция Грузии определяла брак как союз, основанный на равноправии супругов.

Ключові теги: Грузія
 

ТЕГИ

Курс НБУ на вчора
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,2860
 0,0327
0,08
EUR
1
43,4659
 0,0976
0,22

Курс обміну валют на вчора, 10:21
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,9832  0,03 0,08 41,6355  0,01 0,01
EUR 43,2364  0,17 0,39 44,0045  0,15 0,33

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2950  0,02 0,06 41,3000  0,02 0,05
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес