Фінансові новини
- |
- 23.11.24
- |
- 01:14
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Белорусско-российская граница: очереди и контрабанда
23:16 13.07.2016 |
С начала июля в пункте пропуска "Красное", расположенном на трассе Брест-Москва, опять наблюдается скопление фур. Сначала, рассказывают водители, здесь стояла сотня грузовиков с украинскими номерами, которые везли товар в Казахстан. Путин внес изменения в указ от 1 января 2016 года, ограничив транзит через Россию украинских товаров в Казахстан и Киргизию, и теперь под запретом оказались украинские аналоги подсанкционного продовольствия из ЕС и товары со ставкой таможенных пошлин, отличной от нуля.
Неприятности для казахов и киргизов
К концу первой недели июля очередь исчезла: кто-то вернулся назад, а кто-то сумел доказать, что машины с украинскими товарами пересекли внешнюю границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС) еще до 1 июля - даты вступления в силу нового порядка транзита грузов.
Но 10 и 11 июля очередь возникла вновь - в ней колонной в три ряда перед таможней выстроились казахстанские фуры. Водитель одной из машин Курман Башибаев говорит, что провел здесь уже четверо суток. Он везет в Казахстан товар из Турции, но на свою беду проехал транзитом через Украину, и теперь российские таможенники не пропускают его машину. "Где же тогда Таможенный союз?" - недоумевает Башибаев.
Офицер российской таможенной службы в разговоре с водителями пояснил, что есть постановление, в котором отмечается, что нельзя пропускать "товары, следующие (транзитом. - Ред.) с территории Украины". Если бы было конкретнее сказано, что речь идет об украинских товарах, тогда, признается таможенник, проблем бы не было. Но нынешняя размытая формулировка заставляет останавливать грузовики, которые идут транзитом через Украину.
Контроль ГЛОНАСС
Водитель из Киргизии Джанибек добавляет, что странно повела себя и белорусская сторона. На украинско-белорусской границе, вспоминает он, автомобили, зарегистрированные в Казахстане и Киргизии, без объяснений были взяты под конвой и доставлены на таможенный пункт "Красное". Водитель недоумевает, почему на границе с Украиной никто не развернул автомобили из стран, входящих в ЕАЭС, и не предупредил о проблемах с въездом на территорию России.
Кроме того, продолжает Джанибек, на границе возле терминала Россельхознадзора появился новый объект - пункт аренды электронных пломб ГЛОНАСС. Изначально с помощью навигационной спутниковой системы Россия планировала следить за украинскими фурами, о чем и написано на информационном стенде. Но украинских фур на границе больше нет, и за спутниковый контроль, возможно, придется платить тем, кто везет турецкий товар транзитом через Россию.
Сотрудник пункта аренды электронных пломб ГЛОНАСС пояснил, что по замыслу на белорусской границе грузоперевозчик, следующий через Россию транзитом, должен будет арендовать электронную пломбу, которую сдаст на границе с Казахстаном либо другими странами. Однако сколько это стоит, и кто обязан пользоваться такой услугой, он объяснить не смог.
"Товары прикрытия"
Изредка мимо очереди из грузовиков проезжают машины с белорусскими номерами, для некоторых из них главная угроза - пост Россельхознадзора. Грузопоток заметно снизился, но по-прежнему каждую неделю это ведомство сообщает о попытках ввезти из Беларуси в Россию санкционные продукты.
Открытием года, на условиях анонимности признается контролер Россельхознадзора, можно считать термин "товары прикрытия" - когда запрещенные продукты везут под видом других. Два вопиющих случая, по словам контролера, произошли в Псковской области в конце июня. Вначале 20 тонн свежих яблок белорусы пытались ввезти в Россию под видом, как значилось в документах, добавки для бетона. А через десять дней по накладным на автозапчасти - две партии фруктов общим весом около 40 тонн.
Количество задержаний продукции растительного происхождения, ввозимой из Беларуси под видом различных "товаров прикрытия", уже измеряется десятками, указывается на сайте Россельхознадзора. В накладных при этом значатся минеральная вода, горошек, сахар, квас, обойный клей. Эту проблему глава ведомства Россельхознадзора Сергей Данкверт даже озвучил на встрече с белорусскими коллегами, прошедшей 6 июля.
Разные схемы
Специалист по логистике одной из российских компаний Юрий признался в интервью DW, что появление "товаров прикрытия" было ожидаемым. Два года, по его выражению, перевозчики химичили с сертификатами, а теперь решились на открытую контрабанду, ведь ясных законов пересечения границы нет.
Санкции к пойманным нарушителям применяются произвольно - кого-то разворачивают и отпускают, а у кого-то изъятый товар показательно уничтожают. Но в ходе рейдов контрольных органов польские яблоки находят по всей России - от Смоленска до Челябинска.
Замдекана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев обращает внимание еще на одну схему. В Гааге 28 июня делегация Россельхознадзора провела с представителями Еврокомиссии переговоры, главной темой которых стал резкий рост поставок растительной продукции из стран тропической Африки в Россию через страны ЕС и Беларусь.
Речь идет, говорит Суздальцев, о реэкспорте якобы из таких стран, как Кот-д'Ивуар или Гвинея. Проследить цепочку тяжело, продолжает он, но понятно, что это те же польские яблоки, которые выдают за африканские. И Еврокомиссия, добавил эксперт, признала, что такая проблема может существовать. Россию же беспокоит то, что идет товар по сертификатам Беларуси государственного образца. "Фактически в этой схеме участвует государство", - заключил Суздальцев.
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :