Фінансові новини
- |
- 22.11.24
- |
- 16:35
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Таджикским взяточникам разрешили откупаться от тюрьмы
18:59 12.02.2016 |
Таджикским взяткодателям и взяткополучателям отныне разрешено откупаться от тюремного заключения, сообщает Би-Би-си.
Парламент принял поправки в уголовный кодекс, которые предусматривают возможность назначения альтернативного наказания в виде штрафа осужденным за преступления, связанные с дачей и получением взяток.
Свободу можно получить, заплатив штраф из расчета 200 сомони (24 доллара) за один день пребывания в тюрьме.
Если осужденный за взяточничество получает, к примеру, семь лет, он имеет право оплатить весь срок своего заключения - на это у него уйдет 511 тысяч сомони.
Максимальная сумма штрафа равна 840 тысячам таджикских сомони (около 100 тысяч долларов) - этой суммы хватит на то, чтобы оплатить 4200 суток, или 11,5 лет тюрьмы.
В антикоррупционном ведомстве Таджикистана предложения правительства страны, единогласно одобренные таджикскими депутатами, назвали "гуманным актом", направленным на декриминализацию экономических преступлений.
Оппоненты правительства говорят, что новые изменения приняты с учетом интересов чиновников и их родственников, которые чаще всего становятся фигурантами крупных коррупционных дел. Власть, по их мнению, таким образом пытается обезопасить себя.
Скандалы
Принятие новых поправок совпало по времени с расследованием громкого коррупционного скандала, главным фигурантом которого стал Наджмиддин Саидов - родной брат главы таможенной службы Таджикистана Абдуфаттоха Саидова.
Наджмиддин Саидов - руководитель филиала одного из крупнейших частных банков страны, был задержан в прошлом году по обвинению в получении взятки в размере 600 тысяч долларов.По версии следствия, родной брат главного таможенника страны и дядя лучшего друга сына президента Таджикистана Рустама Эмомали пообещал уладить вопрос с получением должности председателя таможенной службы Согдийской области за 600 тысяч долларов. Наджмиддин Саидов был задержан при получении части взятки.
Следствие по данному делу продолжается до сих пор, хотя главный фигурант громкого коррупционного скандала уже выпущен на свободу после выплаты штрафа в размере 200 тысяч сомони.
"Власть объявила о решении декриминализовать и гуманизировать наказания за совершение преступлений экономического характера. На первый взгляд - это очень хорошо. Но проблема заключается в том, что в Таджикистане должность используется госслужащими для самообогащения и доступа к сферам, которые приносят прибыль. В основном, коррупционные деяния, связанные с чиновниками различного уровня или с состоятельными бизнесменами, которые, так или иначе, связаны с властью", - поясняет доктор юридических наук, аналитик Шокирджон Хакимов.
"Для крупного чиновника, банкира или бизнесмена не составит особого труда заплатить штраф в размере 100 тысяч долларов, если речь идет о взятках в 600 тысяч долларов или многомиллионных подношениях. Для них эти поправки - возможность получить свободу, - заявляет общественный активист и политик Алим Шерзамонов.
"Но вот учитель или врач, которых задерживают за получение взятки в 100 долларов, штраф оплатить не смогут. У них таких денег, с зарплатой 150 долларов, просто нет. Они получат реальный тюремный срок, в то время как коррупционеры, получающие и дающие огромные взятки, могут откупиться и спокойно продолжать заниматься тем, чем занимались, но при этом будут гораздо более осторожными. Что касается наказания, то оно примерно одинаково, как для учителя, получившего взятку 100 долларов, так и для махрового коррупционера с его миллионами. Возникает вопрос - так в чем гуманность акта?", - задается вопросом Алим Шерзамонов.
Новая фразеология
Борьбу с коррупцией в стране ведут сразу несколько государственных органов, в том числе специально созданное для этих целей антикоррупционное агентств, возглавляемое сыном президента Таджикистана Эмомали Рахмона - Рустамом Эмомали.
О том, насколько эти ведомства эффективны, можно судить по рейтингу восприятия коррупции Transparency International: в 2015 году в списке из 168 стран Таджикистан занял 136 место. Стоит отметить, что годом ранее Таджикистан занимал в этом рейтинге 152 место.
Давать или не давать взятку для Таджикистана вопрос не риторический - берут многие, но, по данным таджикского антикоррупционного агентства, самыми коррумпированными являются министерство образования и система здравоохранения.
Привлечь к ответственности простого учителя или рядового врача гораздо проще, чем высокопоставленного чиновника. По этой причине уголовных дел, заведенных по фактам коррупции среди крупных чиновников, меньше всего. Эксперты полагают, что дело в страхе - люди боятся навлечь на себя гнев властей.
"Власть и богатство - в Таджикистане почти что слова-синонимы. И это знают все. Тот, кто может проворачивать многомиллионные коррупционные сделки, вряд ли когда-либо предстанет перед судом. А вот бедный учитель или врач, который, чтобы прокормить семью, может взять подарок, рискует получить немалый многолетний срок. Что можно своим, то нельзя чужим, таков принцип работы и жизни в стране. Это и называется борьба с коррупцией, которая ложится в отчеты таджикских властей для международных организаций", - говорит политолог Равшан Меликов.
За последние десятилетия лексика местных взяточников обогатилась огромным количеством языковых метафор и фразеологических оборотов. Десятки хитроумных выражений, означающих просьбу о подарке, были придуманы таджикскими коррупционерами, чтобы никто не мог ни к чему придраться. В каждом регионе страны свой подход и, как следствие, свои сложившиеся идиомы.
Человек непосвященный не сразу поймет, что такое "обелить руку", или удивится, когда ему предложат "принести глину". И может неправильно истолковать приглашение "отведать плов", приняв его за традиционное восточное гостеприимство. Другие завуалированные фразы в переводе на русский язык звучат примерно так: "на пустой привет ответа нет", "что-то руку колет", "оставь спасибо в своем доме, здесь - другой дом". Или сведут вас дела с чиновником, а он вам заявит: "Лодка без воды не плавает".
Помимо региональных особенностей, есть и общие для всех слова и словосочетания, понятные всем и каждому, причем без перевода. Заимствованные из русского слова "доля", "ставка" и "шапка" давно стали самыми что ни на есть таджикскими.
Несколько лет назад в рамках борьбы с коррупцией чиновников, включая первых лиц, обязали предоставлять информацию о доходах и имуществе. Но ситуацию в целом это не изменило.
О том, что борьба с коррупцией в республике ведётся, говорится в отчетах международных организаций, но пока ее, похоже, не решаются назвать эффективной даже сами власти. По их мнению, для хорошего результата в борьбе с коррупцией не хватает средств.
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :