Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Нестабильность в Афганистане может сорвать сроки реализации крупных инвестиционных проектов в Центральной Азии

 

Напряженная обстановка в Афганистане может повлиять на реализацию проектов, стоимость которых оценивается в сотни миллионов долларов. Первые тревожные сигналы со стороны инвесторов прозвучали в январе этого года.

Без главного инвестора

Под вопросом оказалось будущее трансафганской железнодорожной магистрали. В январе Азиатский банк развития (АБР) приостановил финансирование проекта железной дороги по маршруту Таджикистан-Афганистан-Туркмения (ТАТ). Основной инвестор обеспокоен ухудшающейся обстановкой в северных афганских провинциях. "Мы не очень хотели бы строить дорогу там, где царит хаос. Это очень рискованно", - пояснил DW глава представительства АБР в Таджикистане Чанг Чи Юй.

Вторая причина временного выхода банка из игры - сомнения в экономических возможностях Кабула. "Поскольку большая часть дороги будет пролегать по афганской территории, тут требуются финансовые ресурсы Афганистана. На сегодняшний день необходимых средств у этой страны нет", - отметил Чанг Чи Юй.

Официальный старт проекта строительства дороги состоялся в июне 2013 года. Примерная стоимость проекта ТАТ - более 400 миллионов долларов. В данный момент работы на туркменском участке завершены. Маршрут же по территории двух других стран окончательно даже не согласован.

Что будет с дорогой?

По мнению независимых аналитиков, если Кабул и Душанбе смогут найти инвесторов, способных заменить Азиатский банк развития, то строительство дороги продолжится. Если же нет - реализация проекта будет надолго приостановлена.

"Чтобы получить полноценное финансирование, нужно будет не только показать потенциальным инвесторам экономическую окупаемость дороги в виде конкретной грузовой базы, но и доказать, что существующие военные и политические риски на территории Афганистана можно снизить до приемлемого уровня, не угрожающего проекту", - говорит эксперт по инфраструктурным проектам в Центральной Азии Кубат Рахимов.

По его словам, возможно существует и некий "план Б", который связан с определенной "перезагрузкой" - изменением в составе участников проекта после президентских выборов в США. "Железная дорога вписывается в программу развития Нового шелкового пути, предложенную США странам региона. В этой связи не стоило бы исключать реинкарнацию проекта во второй половине 2016 года и возвращение "блудного сына" в лице АБР", - отмечает Рахимов.

CASA-1000

Куда более реалистично выглядят перспективы реализации другого проекта в афганском направлении - CASA-1000 (Central Asia-South Asia). В его основе - идея создания гигантского общего энергетического рынка с потенциалом в более чем 230 миллионов потребителей. В списке участников - Афганистан, Пакистан, Киргизия и Таджикистан. Последние два государства рассматриваются в качестве экспортеров энергии в объеме 1300 МВт, а первые - в числе получателей.

Правда, есть одно обстоятельство - работать ЛЭП после запуска будет только в летнее время. Связано это с тем, что с наступлением холодов экспортеры сами испытывают острый дефицит энергии. К примеру, в Таджикистане, по оценкам Всемирного банка, нехватка электроэнергии зимой составляет более двух миллиардов киловатт-часов. В это время подавляющая часть районов страны получает свет только в определенное время суток. Не лучше ситуация и в Киргизии.

В Бишкеке сомневаются

"Ресурсов у Бишкека для участия в проекте CASA, по сути, нет уже давно. Киргизия два года назад стала страной нетто-импортером электроэнергии. И если объемы ее импорта в 2014-2015 годах были относительно небольшими и еще как-то могли прикрываться легендой "о маловодном цикле на реке Нарын", то с 2016 года ситуация станет еще хуже. Киргизская сторона физически не будет способна обеспечить проект CASA своей долей электроэнергии", - пояснил DW аналитик Кубат Рахимов.

По словам эксперта, проблемы усугубляются в силу объективных причин - изношенности Токтогульской ГЭС и отсутствия в Киргизии новых энергоузлов. Так, в декабре стало ясно, что Россия из-за нехватки средств может выйти из проекта Камбар-Атинской ГЭС-1, ресурсы которой планировалось пустить по линии CASA.

"Вероятность самостоятельного строительства Камбар-Атинской ГЭС-1 киргизской стороной близка нулю, так как привлечь 2-3 миллиарда долларов Бишкек не сможет. К тому же критично смотрит на проект соседний Узбекистан", - отметил Рахимов.

По его словам, Киргизии в ближайшие годы проще и дешевле сконцентрироваться на реформах в сфере энергетики. Эксперт предлагает властям перейти к поэтапному повышению внутренних тарифов до приемлемого уровня для коммерческих инвесторов, сократить коммерческие и технические потери в распределительных сетях и привлечь инвесторов на принципах государственно-частного партнерства в строительство средних и малых ГЭС.

"Только после обеспечения потребностей внутреннего рынка с учетом фактора реиндустриализации можно будет выходить на полноценный экспорт электроэнергии, если в этом будет смысл. Особенно с учетом стольких неизвестных переменных в проекте CASA-1000", - подчеркнул Рахимов.

Все те же проблемы безопасности

Стоимость программы CASA-1000 около миллиарда долларов. Азиатский банк развития от этого проекта также решил дистанцироваться. В списке инвесторов фигурируют Всемирный банк, Исламский банк развития, USAID и Европейский банк реконструкции и развития. Строительство линии стороны планируют начать предстоящей весной и завершить за четыре года.

За матеріалами: Deutsche Welle
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,6702
 0,1986
0,50
EUR
1
42,5205
 0,3372
0,80

Курс обміну валют на вчора, 10:29
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3652  0,00 0,00 39,8952  0,02 0,05
EUR 42,1717  0,03 0,07 42,9630  0,01 0,03

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,7000  0,25 0,63 39,7200  0,25 0,63
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес