Фінансові новини
- |
- 22.11.24
- |
- 13:26
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Евросоюз против правых популистов в Польше
18:15 06.01.2016 |
Едва придя к власти, новое руководство Польши взялось, по выражению министра иностранных дел Витольда Ващиковского, "лечить государство от ряда болезней". В интервью немецкому таблоиду Bild Ващиковский двысказался на этот счет так: "Как будто весь мир должен по марксистскому образцу автоматически двигаться в одном направлении: к новому смешению культур и рас, к миру велосипедистов и вегетарианцев, которые делают ставку исключительно на альтернативные источники энергии и выступают против религии в любом ее проявлении". По мнению министра, "это не имеет ничего общего с традиционными ценностями польского общества".
Реформа Конституционного суда
На выборах в конце октября прошлого года парламентское большинство в Польше получила правоконсервативная партия "Закон и справедливость" (ЗиС). Она и сформировала однопартийное правительство во главе с премьером Беатой Шидло. Еще раньше президентом страны был избран представитель ЗиС Анджей Дуда. Но лидером и главным идеологом партии был и остается Ярослав Качиньский.
В качестве первых мер по "лечению" Польши руководство страны провело через Сейм два закона. Первый представляет собой реформу Конституционного суда (КС). Его состав теперь расширен до 15 членов, в основном за счет кандидатов от "Закона и справедливости". Кроме того, введена норма, согласно которой решения принимаются большинством в две трети голосов судей, а не простым большинством как прежде. На каждом заседании КС должны присутствовать как минимум 13 судей. А слушаться дела должны не в зависимости от их важности или актуальности, а строго в порядке поступления.
Эксперты считают, что принятые поправки резко урезают полномочия КС и подрывают принцип разделения властей. В частности, бывший судья Федерального Конституционного суда Германии Дитер Гримм (DieterGrimm) в детальном анализе, опубликованном в газете Frankfurter Allgemeine Zeitung, указывает, что нововведения практически парализуют работу суда. При подобном регламенте, по словам Гримма, КС Польши будет просто не в состоянии выполнять свою работу, а любые дела будут затягиваться на долгие годы.
Контроль над СМИ
Вторая реформа касается общественного радио и телевидения. Они должны приобрести статус "национальных институтов культуры". Среди прочего, принятые Сеймом поправки в законодательство позволяют правительству без объяснения причин увольнять руководителей Польского общественного телевидения и Польского радио, после чего кандидатов на эти должности будет утверждать министр казначейства. Правительство и не скрывает, что намерено таким образом усилить свое влияние на СМИ. Причем нынешние поправки оно называет "малой" реформой, большая должна грянуть после смены руководства телеканалов.
В знак протеста руководители четырех общественных каналов подали в отставку. А бывший министр иностранных дел Польши Гжегож Схетина прокомментировал поправки так: "Партия "Закон и справедливость" должна изменить свою политику с тем, чтобы избегать таких посягательств на демократию, независимость и порядочность в Польше".
Международная правозащитная организация "Репортеры без границ" крайне озабочена положением средств массовой информации в Польше. По мнению ее представителей, правительство в Варшаве планирует взять СМИ под свой контроль и тем самым оказывать влияние на общественное мнение недемократическим образом. А председатель Союза журналистов Германии (DJV) Франк Юбераль (Frank Überall) прямо указывает: "Попытка надеть правительственную уздечку на радио и телевидение несовместима с основополагающими ценностями Евросоюза, в первую очередь - с принципами свободы мнений и независимости общественно-правовых каналов".
Что такое механизм по контролю над верховенством закона в ЕС
13 января на первом запланированном заседании Еврокомиссии будет обсуждаться вопрос о соблюдении норм и принципов правового государства в Польше. Комиссар ЕС по цифровой экономике и обществу Гюнтер Эттингер (Günther Oettinger) прямо призывает задействовать правовой механизм ЕС и приступить к мониторингу соблюдения принципа верховенства закона в Польше.
Механизм этот принят в ЕС в 2014 году в связи с авторитарными тенденциями в Венгрии, но так и не был до сих пор использован. Он предусматривает регулярное обсуждение на встречах министров или глав государств и правительств стран-членов ЕС политической ситуации в той или иной стране. В своих рекомендациях ЕС предлагает меры по исправлению положения, но они не обязательны к исполнению. Если ЕС усмотрит "однозначные признаки серьезной опасности принципу верховенства закона", он может назначить сроки для устранения этой опасности.
И только если будет установлено "наличие серьезного и неоднократного нарушения" государством-членом принципов, общих для всех стран, входящих в Евросоюз, в частности, принципа верховенства закона, может быть принято решение о применении 7-й статьи Договора о Европейском Союзе. А она предусматривает санкции вплоть до приостановки для страны-нарушителя права голоса в ЕС.
В рамках дела о нарушении европейских договоров может быть принято решение и о сокращении или замораживании дотаций для страны-нарушителя. Польша - самый крупный получатель дотаций ЕС, в год они составляют около 14 миллиардов евро. Но окончательное решение здесь может принять лишь Суд Европейского союза. Речь идет о сложных и длительных процедурах, поэтому никакие конкретные меры принуждения в ближайшие годы Варшаве не грозят.
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :