Фінансові новини
- |
- 24.11.24
- |
- 11:17
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Китайские миллиарды текут в Африку, но уже не так быстро
23:37 03.12.2015 |
В ЮАР в пятницу открывается двухдневный саммит Африка-Китай, который, по мнению экспертов, станет для сторон подходящим поводом и удобным случаем поговорить о том, как африканцам справиться с последствиями замедления роста китайской экономики.
Официальные мероприятия шестого Форума китайско-африканского сотрудничества с участием председателя КНР Си Цзиньпина и лидеров африканских стран обещают быть торжественными и праздничными. Как прогнозирует Би-Би-си, Китай объявит о новых планах многомиллиардных кредитов и инвестиций в Африку - в дополнение к уже вложенным или обещанным десяткам миллиардов.
Однако, как предсказывают эксперты, на двусторонних встречах во время саммита, как и на многочисленных переговорах до и после форума, африканские страны будут просить о реструктуризации китайских кредитов, выплачивать которые им всё труднее из-за замедления роста китайской экономики.
Кроме того, эксперты советуют африканцам разобраться, насколько им выгодны китайские "инвестиции в обмен на контроль над ресурсами" - хотя обвинения в экономическом эгоизме старается опровергнуть делами и сам Китай.
Падение темпов роста экономики Китая бьёт по его африканским партнёрам на трёх направлениях.
Три направления удара
Во-первых, падает объём китайских прямых инвестиций. Во-вторых, снижается способность Китая потреблять всё больше африканского сырья - а Китай в последние годы стал для Африки главным рынком сбыта.
Наконец, состояние экономики Китая на глобальном уровне является одним из факторов общего падения цен на углеводороды, металлы и другое сырьё, а это падение, естественно, сокращает выручку африканских экспертёров.
За две недели до саммита в Йоханнесбурге власти Китая объявили, что объём прямых китайских инвестиций в Африку в первой половине этого года рухнул более чем на 40% по сравнению с первой половиной 2014 года. По словам пресс-секретаря министерства торговли Шень Даньяна, в январе-июне 2015-го инвестиции составили 1,2 млрд долларов США.
"Ключевыми темами для Африки будут растущая задолженность Африки перед Китаем и вопрос, насколько китайские меры стимулирования помогут возродить спрос на сырьё и тем самым дать средства на оплату кредитов и индустриализацию континента", - цитирует Reuters управляющего директора отдела новых рынков и Африки в компании Deloitte Мартина Дэйвиса.
Все эти годы, что Китай расширяет своё экономическое присутствие в Африке, его упрекают в том, что он действует крайне эгоистично, выделяя кредиты в обмен на контроль над природными ресурсами и подряды для своих же компаний.
Вообще такой прагматизм - норма поведения в экономике, но Китай старается показать африканцам и миру, что он вовсе не так уж эгоистичен, и вкладывает деньги совсем не только в сырьевые и связанные с ними инфраструктурные проекты.
Не одним сырьём
В сентябре и ноябре, например, в столице Эфиопии Аддис-Абебе открыли первую и вторую линии современного городского транспорта, лёгкого наземного метро. Строительство обошлось почти в полмиллиарда долларов США и на 85% было профинансировано "Экспортно-импортным банком" Китая.
Правда, и строили это метро, и управляют им китайские компании.
В целом, основной упор в экономической экспансии в Африке Китай по-прежнему делает на добывающие отрасли и таких инфраструктурных и строительных проектах, которые обеспечивают работой его компании.
"Китайская модель развития инфраструктуры основана на кредитах, выдаваемых под залог природных ресурсов, и связанной помощи, призванной обеспечить работой китайских импортёров и подрядчиков", - пишет накануне саммита приглашённый эксперт аналитического центра Brookings Institution Юнь Сунь.
"Несмотря на надежды, что Пекин станет больше вкладывать в такие сферы, как сельское хозяйство и промышленность стран Африки, специалисты опасаются, что большая часть финансов, обещанных Китаем в 2014 году, как и тех денег, о которых будет объявлено на 6-м Форуме китайско-африканского сотрудничества, пойдут по традиционному маршруту", - продолжает эксперт.
По мнению Юнь Суня, африканским странам следовало бы договариваться между собой, чтобы более эффективно торговаться с Китаем и добиваться от него, чтобы китайские инвестиции больше соответствовали стратегическим целям развития Африки. Таковыми Юнь Сунь полагает именно развитие сельского хозяйства и промышленности.
Обещания на 50 миллиардов
Китай, между тем, обещает всё больше кредитов и инвестиций. В октябре Департамент торговли и промышленности ЮАР объявил, что прибывший с визитом замминистра торговли КНР Чжан Сянчень пообещал 50 млрд долларов США на промышленные проекты в ЮАР и других странах континента. Правда, срок, в течение которого Китай планирует вложить эти деньги, назван не был.
Всего, по подсчётам специалистов, китайцы реализовали или реализуют в Африке более трёх тысяч проектов.
Африканское онлайн-издание M&G Africa составило перед саммитом список крупнейших - стоимостью от миллиарда долларов США - китайских проектов на континенте. Это те проекты, которые ещё не завершены.
По части из них уже переносились сроки, сокращалось финансирование, судьба каких-то из этих строек туманна и сейчас, но в целом их перечень даёт представление о масштабе китайского проникновения в Африку.
* Прибрежная железная дорога Лагос-Калабар длиной 1405 км, Нигерия. Стоимость - 12 млрд долларов.
* Перестройка железной дороги Лагос-Кано длиной 1124 км, Нигерия. Стоимость - 8,3 млрд долларов.
* Проект "инфраструктура в обмен на шахты" - добыча меди, кобальта и пр. Демократическая Республика Конго. Стоимость - 7,16 млрд долларов.
* "Мини-сити" на окраине Йоханнесбурга, ЮАР. Стоимость - 7 млрд долларов.
* СП Китайского международного фонда с Гвинеей - разработка месторождений бокситов, нефти, газа, строительство ГЭС. Стоимость - 7 млрд долларов.
* НПЗ в Анголе. Стоимость - 5,8 млрд долларов.
Железная дорога Чад-Судан, общая длина веток - 1344 км. Стоимость - 5,8 млрд долларов.
* Единый проект строительства цементных заводов в Камеруне, Эфиопии, Кении, Мали, Нигере, Нигерии, Сенегале, Замбии, а также в Непале. Стоимость - 4,34 млрд долларов.
* Железная дорога Найроби-Момбаса, Кения. Объём китайского финансирования - 3,4 млрд долларов.
ГЭС в Мепанда Нкуа на реке Замбези, Мозамбик. Стоимость - 3,1 млрд долларов.
* Железная дорога Хартум - Порт-Судан, Судан. Стоимость - 1,38 млрд долларов.
* Восстановление кварталов Браззавиля, разрушенных взрывом склада боеприпасов в 2012 году. Республика Конго. Стоимость - 1,225 млрд долларов.
* Газопровод Мтвара - Дар-эс-Салам длиной более 500 км, Танзания. Стоимость - 1,03 млрд долларов.
* Теплоэлектростанция в Зимбабве. Стоимость - 1,1 млрд долларов.
* Текстильный комплекс в Египте. Стоимость - 1,01 млрд долларов.
* Глубоководный порт в Камеруне. Стоимость - 1 млрд долларов
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :