Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Российские прокуроры получат доступ к банковской тайне

Прокуроры в России получат доступ к банковской тайне. Поправки, которые предоставят им такое право, внесены в закон «О банках и банковской деятельности» депутатами Николаем Макаровым, Владимиром Поневежским (оба «Единая Россия»), Юрием Синельщиковым (КПРФ) и Александром Тарнавским («Справедливая Россия»). Согласно законопроекту, прокуроры смогут получать в кредитных организациях сведения о счетах, операциях и вкладах граждан, компаний, а также индивидуальных предпринимателей без суда. Прокуроры смогут требовать такую информацию, «если это необходимо для исполнения их законных обязанностей», говорится в пояснительной записке к законопроекту (есть у «Известий»).

Как пояснил один из авторов законопроекта Юрий Синельщиков, основная цель поправок - помочь прокурорам в борьбе с коррупцией среди чиновников. Однако документ открывает прокурорам доступ к счетам всех клиентов кредитных организаций, а не только госслужащих.

В статье 26 закона «О банках и банковской деятельности» говорится о банковской тайне и о случаях, на которые она не распространяется. В частности, правом получать информацию по счетам, операциям и вкладам наделены суды, судебные приставы, организации, занимающиеся страхованием вкладов, следственные органы, налоговые и таможенные органы, Счетная палата, внебюджетные фонды (всего около 30 учреждений). В пояснительной записке к внесенному законопроекту говорится, что отсутствие в этом перечне прокуроров следует расценивать как пробел в законодательстве.

До января 2011 года в состав прокуратуры входил Следственный комитет (СК), который имел право на получение информации о счетах, но затем СК стал самостоятельным ведомством. С этого момента прокурорам был закрыт доступ к банковской тайне. Узаконить такой доступ в апреле 2011 года просил генпрокурор Юрий Чайка. Он мотивировал свое предложение тем, что для проверки сведений о доходах чиновников такой доступ сотрудникам прокуратуры необходим.

- При проверке сведений о доходах госслужащих есть сложности, связанные с отсутствием законодательного инструмента для получения информации о банковских счетах и объектах собственности, - отмечал в 2011 году Чайка.

Как сообщил «Известиям» главный автор законопроекта Юрий Синельщиков, доступ к банковской тайне нужен прокурорам для борьбы с коррупцией.

- С 1 января 2013 года прокуроры имеют право предъявлять иски к чиновникам, у которых имеются существенные расхождения между доходами и расходами, которые не могут разумным образом объяснить, откуда у них появились активы, не соответствующие их зарплате, - пояснил Синельщиков. - Такие изменения были внесены в законодательство о декларировании расходов должностных лиц. Прокуроры имеют право предъявлять иски к чиновникам, чтобы обращать незадекларированные доходы в бюджет государства. Между тем из-за отсутствия доступа к банковской тайне прокуроры не могут провести проверки. Поэтому с 1 января 2013 года прокуроры не подали ни одного подобного иска к чиновникам. Это просто безобразие. Такая ситуация складывается не потому, что прокуроры плохие, а потому, что они не в состоянии что-либо выявить. Получение сведений о счетах граждан и компаний - наиболее эффективный способ борьбы с коррупцией. Но этот механизм не работает.

Также прокуроры не могут предъявлять иски к компаниям, которые не выплачивают зарплату сотрудникам в течение длительного времени, опять же из-за отсутствия доступа к банковской тайне, указывает Синельщиков.

Сейчас, по словам депутата, прокуроры вынуждены обращаться в ФНС и другие органы за получением информации о счетах граждан и компаний. Однако, по словам Синельщикова, из-за лишних посредников сотрудники прокуратуры не могут получать необходимую информацию оперативно.

По мнению начальника аналитического управления банка БКФ Максима Осадчего, ослабление режима банковской тайны дискредитирует банковский сектор и ведет к усилению оттока капитала за рубеж. Осадчий напомнил, что чистый отток капитала только за I квартал 2014 года составил $50,6 млрд. В то же время наступление на банковскую тайну происходит и в развитых странах, указывает он.

- Как банкиру мне, безусловно, импонирует классическая швейцарская банковская система, базирующаяся на «священности» банковской тайны, - комментирует зампред СБ Банка Василий Мельников. - Спокойствие клиента комфортно для банка. Но в современном мире, в условиях глобализации такое вряд ли возможно. Та же Швейцария поддалась давлению США и ЕС и предоставила сведения об их вкладчиках. И российское банковское сообщество готово присоединиться к закону Соединенных Штатов о контроле иностранных счетов (FATСA) - мера эта, понятно, вынужденная, но в противном случае мы можем выпасть из мировой финансовой системы. Однако маловероятно, что обсуждаемый законопроект приведет к видимым негативным последствиям в виде изменения кредитных ставок, оттоку капитала и так далее. Он скорее просто подчеркнет неприятную для банков тенденцию - усиление администрирования, контроля, надзора. Эта тенденция развивается опережающими темпами, и, безусловно, это снижает привлекательность банковского бизнеса в России.

Включение прокуроров в список представляется руководителю юридического управления СДМ-банка Александру Голубеву достаточно логичным шагом. По его мнению, никаких рисков для банков это не несет. То же самое они делают по запросам тех органов, которые прямо указаны в ФЗ «О банках и банковской деятельности».

Юристы в то же время указывают, что масштаб проблемы преувеличен авторами законопроекта.

По словам юриста компании «Хренов и партнеры» Александра Костина, прокуроры сейчас редко используют на практике свои надзорные полномочия. В то же время законопроект открывает им доступ не только к счетам чиновников, но и ко всем счетам россиян, отмечает юрист AstapovLawyers International Law Group Марина Агальцова: то есть в документе нет оговорки на то, что прокуроры станут отслеживать счета только должностных лиц.

- На данный момент законопроект содержит чрезмерно широкую формулировку, предоставляя прокурорам доступ к банковской тайне «в случаях реализации ими полномочий, установленных федеральными законами», - поясняет Агальцова. - При этом фактически устанавливается беспрепятственный доступ прокуроров к банковским сведениям всех граждан. Так как прокуратура не расследует преступления (она осуществляет надзор за деятельностью по расследованию преступлений другими органами), доступ к банковской тайне ей может быть необходим для антикоррупционных проверок. Поэтому предоставление беспрепятственного доступа к банковской тайне всем прокурорским работникам является мерой, абсолютно несоразмерной той задаче, на решение которой она направлена.

Партнер адвокатского бюро «Шабарин и партнеры» Дмитрий Фомичев и вовсе уверен, что доступ прокурорам не нужен для выполнения ими своих обязанностей.

- Функции прокурорского надзора, очерченные в законе «О прокуратуре РФ», а также нормативных актах, содержащих иные, в том числе процессуальные полномочия, не предполагают сбора некой ориентирующей либо оперативной информации о состоянии счетов и вкладов физических и юридических лиц, - говорит Фомичев. - В статье 26 закона «О банках и банковской деятельности» достаточно четко определен регламент, а также перечень госорганов, имеющих доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну, а также основания и условия ее получения. Предоставление прокурорам таких полномочий приведет лишь к дублированию функций органов Росфинмониторинга, оперативных, следственных и фискальных органов при условии существования межведомственного взаимодействия.

В Генпрокуратуре не ответили на запрос «Известий».

За матеріалами: BANKIR.ru
Ключові теги: Росія
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,2796
 0,0350
0,08
EUR
1
43,6532
 0,1855
0,43

Курс обміну валют на вчора, 10:46
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,9788  0,08 0,20 41,6023  0,08 0,18
EUR 43,3808  0,23 0,53 44,1500  0,26 0,58

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2625  0,01 0,02 41,3000  0,01 0,02
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес