Фінансові новини
- |
- 19.11.24
- |
- 09:18
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Пересмотр условий автокредитования в СКВ заставил автолюбителей активнее кредитоваться в гривне
10:57 29.07.2008 |
Повальное ухудшение условий автокредитования в первом полугодии не остановило водителей. Они продолжали выстраиваться в очереди к кредитным инспекторам и оформлять новые займы. Изменились лишь валютные предпочтения заемщиков: если еще в январе - марте наибольшим спросом пользовались автокредиты в СКВ, то в мае - июле граждане предпочитали гривню. У резкой смены настроений одна причина - курсовые колебания на валютном рынке.
Повальное подорожание
Пересмотр условий автокредитования в первом полугодии начался с повышения цен. "Ставки по гривневым кредитам выросли на 5 - 8% годовых, долларовым - на 3 - 5% годовых, в евро - в среднем на 4% годовых", - сообщил "ДС" директор финансовой группы "Консалтинг и инвестиции" Алексей Вегера. Стоимость автокредитов в нацвалюте сегодня находится в рамках 18,5 - 25% годовых, в евровалюте - 12 - 19%, в долларе - 13 - 19%. Также ряд банков на 5% подняли размер минимального первоначального взноса - до 10 - 15% стоимости машины. Лишь немногие продолжали кредитовать без взноса: обычно для получения таких займов приходилось выполнять одно из двух условий: соглашаться на увеличение ставки на 1 - 2% годовых либо предоставлять дополнительное обеспечение, такое, например, как поручительство третьего лица. Одновременно банкиры стали тщательнее проверять заемщиков. "Более скрупулезное изучение платежеспособности клиентов привело практически к двукратному росту отказов в автокредитовании", - пояснила "ДС" ситуацию заместитель начальника управления рекламы и связей со СМИ банка "Хрещатик" Леся Цыбко.
Практически незаметными на рынке в первом полугодии были новички, громко заявившие о себе в начале года, - финансовые компании, созданные автопроизводителями: в январе на наш рынок вышла ФК Renault Finance, в начале июля - ФК Nissan Finance. Они забыли о своих недавних обещаниях дешевых кредитов и продавали займы по ценам украинских банков. Поясняя такую политику слабым финансированием со стороны заграничных владельцев. Единственное преимущество финкомпаний сегодня - это лояльные требования по клиентским взносам. "Мы не меняли эти условия: до шести лет кредитуем без первоначального взноса, до семи - при внесении клиентом 10% стоимости авто", - поведал "ДС" гендиректор RCI Financial Service Ukraine Рено д`Оржеваль.
Как и прежде, финансисты выделяли две основные причины ухудшения кредитных условий: не прекращающийся мировой финансовый кризис и активное связывание денежной массы Нацбанком, который продолжает бороться с инфляцией. "На финансовом рынке все еще наблюдается ресурсный дефицит, начавшийся в конце весны. Банки просто не могли аккумулировать достаточный объем ресурсов для кредитования в прежних объемах, потому они были вынуждены серьезно пересмотреть свою кредитную политику", - рассказала "ДС" директор департамента по кредитованию физических лиц на покупку автомобилей Правэкс - Банка Кристина Бойко.
Валютные потери
Массовое подорожание автокредитов заставило автолюбителей скрупулезнее, чем ранее, просчитывать свои затраты. Это привело к стремительному росту спроса на гривневые займы - по разным оценкам, в 1,5 - 2 раза. Те хотя и дороже автокредитов в долларах и евро, однако позволяют покупателям иномарок минимизировать валютные риски. Многие из - за них в начале лета попали в настоящий курсовой капкан: после падения наличного курса доллара с 4,9 - 5 грн./$ в апреле до 4,5 - 4,6 грн./$ летом им просто не хватило полученных от финучреждений кредитов на покупку авто и пришлось добавлять собственные средства. Несмотря на то что автодилеры называют цены на свои машины в СКВ, договоры по покупке оформляют в гривне по курсу к доллару на день его оформления, а потому ревальвация нацвалюты, происходящая во время ожидания поставки вожделенного авто, неизбежно влечет финансовые потери.
В ближайшее время украинские банки не обещают клиентам улучшения условий автокредитования. "С учетом ожидаемого ускорения роста инфляции ставки по автокредитам могут еще увеличиться: стоимость гривневых займов поднимется на 2 - 3% годовых, валютных - на 1 - 1,5% годовых", - рассказал "ДС" Алексей Вегера. Также эксперты допускают еще одно повышение первоначального взноса - до 20% стоимости авто. Поблажек, по мнению экспертов, можно ожидать лишь от финансовых компаний с иностранными корнями. В 2009 г. предвидится появление в Украине финансовых "дочек" сразу трех автопроизводителей - Toyota, Audi и Volkswagen, а также увеличение объемов кредитования уже работающих на рынке ФК. По мере обострения конкуренции в данном сегменте, эксперты прогнозируют снижение кредитных ставок.
Антон Одарюк