Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Обязательное рейтингование отменено. Но к нему могут снова вернуться

12:42 08.08.2005 |

Фінанси

Решение ГКЦБФР N542 о введении обязательного рейтингования субъектов и инструментов фондового рынка в связи с отменой его госрегистрации исключено из реестра нормативно - правовых актов. Впрочем, это не означает, что обязательное рейтингование не будет возобновлено.

Согласно законодательству нормативно - правовой акт, государственная регистрация которого отменена, исключается из государственного реестра через 15 дней после принятия решения об этом. В случае же обжалования данного постановления - со дня получения регистрирующим органом положительного заключения по результатам рассмотрения жалобы. Нормативно - правовой акт, исключенный из государственного реестра, подлежит отмене принявшим его органом на протяжении 5 дней со дня получения сообщения об изъятии из государственного реестра.

На данный момент решение только исключено (27 июля) из реестра. Правда, его отмена ГКЦБФР - уже, в принципе, формальность.

Таким образом, на сегодняшний день субъекты финансового рынка могут самостоятельно определять - проходить им или нет процедуру рейтингования.

Однако это не означает, что от обязательного рейтингования откажутся в дальнейшем. Дело в том, что отмененное решение принималось во исполнение правительственной Концепции создания системы рейтинговой оценки регионов, отраслей национальной экономики, субъектов хозяйствования, которую никто не отменял. А потому рейтингование будет вводиться, причем покуда действует концепция, на ее условиях - то есть с учетом существования уполномоченного агентства. То, что таким агентством будет не "Кредит - Рейтинг", выполняющий в настоящее время эти функции, маловероятно в условиях дефицита рейтинговых компаний в Украине и жестких требований, предъявляемых законодательством к их отбору.

В связи с этим становится понятным заявление первого зампреда Госкомпредпринимательства Константина Ващенко о том, что отмена документа не означает, что ГКЦБФР не сумеет "провести" это решение снова с соблюдением всех необходимых процедур. А потому желательно, чтобы, как указывает начальник управления коммерческих долговых обязательств Минфина Александр Гриценко, монополию "Кредит - Рейтинга" разрушил сам рынок путем создания альтернативных агентств.

Как прокомментировал обозревателю издания "СЕЙЧАС" возникшую после отмены решения ситуацию директор "Кредит - Рейтинга" Станислав Дубко, главным аргументом в пользу отмены обязательного рейтингования является монопольный статус рейтингового агентства "Кредит - Рейтинг" и завышенные требования к новым претендентам на статус уполномоченного рейтингового агентства. "Насколько мне известно, после проведения конкурса на определение уполномоченного рейтингового агентства в августе 2004 г. (приняли участие 2 агентства, заявку второго претендента отклонили из - за несоответствия квалификационным условиям) не было подано ни одной дополнительной заявки от претендентов на такой статус (конкурс проводится ежеквартально при наличии заявок)", - отметил он.

По словам Станислава Дубко, для устранения монополии одного агентства ГКЦБФР уже подготовила изменения к существующему порядку проведения конкурса. Цель - дать возможность войти на рынок крупнейшим международным агентствам и смягчить требования для облегчения доступа вновь создаваемых украинских рейтинговых агентств.

В случае отмены обязательного рейтингования в том виде, в котором оно существует с начала текущего года, достаточно быстро можно ожидать появления новых законодательных актов ГКЦБФР, других регуляторов финансового рынка. Они должны ввести аналогичные или дополнительные требования по использованию кредитных рейтингов, а также учесть и исправить недостатки, выявленные в отменяемых законодательных требованиях. "Так или иначе, исходя из многократно озвученной заинтересованности всех участников финансового рынка в развитии системы кредитных рейтингов в Украине и очевидной полезности данной системы для целей регулирования рынка, участие всех заинтересованных сторон должно обеспечить эффективное развитие данного элемента инфраструктуры финансового рынка", - подытожил г - н Дубко.

Единственным препятствием против принятия ГКЦБФР подобных актов может стать бдительность и активная позиция участников фондового рынка.

В то же время, учитывая предысторию вопроса (см. ниже), далеко не все финансовые учреждения страны хотят возвращения системы рейтингования. Начальник отдела перехода прав собственности Торгово - промышленного фондового регистра Евгений Соловьев отметил изданию "СЕЙЧАС", что в случае соблюдения формальных требований законодательства у участников фондового рынка есть достаточно возможностей не допустить повторного внедрения системы рейтингования. Ведь Законом "Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности" предусматривается определенный порядок. Проект регуляторного акта должен быть опубликован, после чего любое лицо (физическое или юридическое), чьи интересы затрагиваются принимаемым актом, может принять участие в его обсуждении, направив регуляторному органу и Госпредпринимательства соответствующие замечания и предложения. Причем упомянутые органы просто обязаны на них реагировать. И только после этого документ направляется на согласование в Госпредпринимательства, без которого соответствующий нормативный акт не может быть зарегистрирован в Минюсте. Хотя механизм этот и новый, у Торгово - промышленного фондового регистра, по словам эксперта, например, уже есть положительный опыт сотрудничества именно с Госпредпринимательства по вопросам участия в предварительной оценке регуляторных актов ГКЦБФР.

Также эксперт согласен, что есть все основания полагать, что комиссией снова и снова будут предприниматься попытки "протащить" заново аналогичные нормативные акты. Но в любом случае единственным препятствием против принятия ГКЦБФР подобных актов, по его мнению, может стать только бдительность и активная позиция участников фондового рынка. И наоборот: отсутствие какой - либо реакции на очередные "судьбоносные" проекты решений комиссии станет залогом их принятия.

Евгений Соловьев считает, что для предупреждения в дальнейшем ситуации, сложившейся в связи с принятием решения, субъектам финансового рынка стоит, например, обратиться в суд с заявлением о возмещении убытков, причиненных утратившим силу актом ГКЦБФР. Дело в том, что Закон "О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине" прямо предусматривает, что вред, причиненный участникам рынка ценных бумаг неправомерными действиями ГКЦБФР при осуществлении контрольных и распорядительных полномочий, подлежит возмещению в полном объеме за счет государства. Создание прецедента по привлечению к ответственности за принятие незаконных решений позволит в дальнейшем сократить случаи нарушений закона.

Из истории вопроса

Решение ГКЦБФР с момента его принятия вызвало неоднозначную реакцию субъектов финансового рынка.

Так, банки - участники фондового рынка высказались против решения ГКЦБФР N542 и обратились к правительству с просьбой оказать содействие в отмене этого нормативного акта. По их мнению, необходимость обязательного получения рейтинга эмитентом облигаций в уполномоченном ГКЦБФР рейтинговом агентстве является надуманной, поскольку основные участники рынка облигаций Украины - профессиональные игроки, которые способны самостоятельно оценить риск, связанный с ценными бумагами эмитента, не принимая во внимание мнение уполномоченного рейтингового агентства.

Речь шла и о том, что подобное решение потенциально способно затормозить развитие рынка облигаций. По словам начальника департамента инвестиционного бизнеса АКИБ "УкрСиббанк" Александра Суляева, это связано с тем, что обязательное рейтингование "увеличит расходы эмитентов при организации эмиссии (только на получение рейтинга, не считая его поддержание, необходимо тратить 54 тыс. грн. - "СЕЙЧАС"). А это ... важный фактор при принятии компанией решения о выпуске ценных бумаг".

Целесообразность введения такого шага критиковалась еще и потому, что на данный момент рейтинги ни одного из украинских рейтинговых агентств не являются общепризнанными ни в Украине, ни за ее пределами.

Участники фондового рынка также считали, что решение было принято с нарушением действующего законодательства и без учета мнения рынка. Кроме того, конкурс по определению уполномоченного агентства летом 2004 г. прошел непрозрачно и носил дискриминационный характер.

Правда, стоит отметить, что не все финансовые структуры разделяли негативное мнение о решении. Например, первый зампред правления АКБ "Правэкс - Банк" Денис Басс считает, что существование обязательного рейтингования как системы оценки рисков вложений в ценные бумаги способно усилить конкуренцию среди потенциальных инвесторов в облигации и позволить предприятиям привлекать средства по более низкой ставке. Поддерживало нововведение и агентство "Кредит - Рейтинг". По мнению его директора Станислава Дубко, "кредитный рейтинг позволяет расширить базу инвесторов, при этом он обеспечивает доступ эмитента к различным сегментам рынка капитала сейчас и в будущем".

Однако в конце концов на документ ополчились и государственные органы. Так, АМКУ в конце июля рекомендовал ГКЦБФР отменить решение о введении обязательного рейтингования. По словам председателя комитета Алексея Костусева, АМКУ провел расследование по заявлению участников фондового рынка и пришел к выводу, что ГКЦБФР нарушила законодательство о защите экономической конкуренции.

Затем высказался и Минфин, отказавшийся от требования к местным органам самоуправления обязательно получать рейтинги при подготовке к осуществлению облигационных займов.

В итоге в дело вступил Минюст и сначала отменил регистрацию решения, а потом и исключил его из реестра нормативно - правовых актов.

За матеріалами: Атланта Капитал
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,5771
 0,1028
0,26
EUR
1
42,8501
 0,0196
0,05

Курс обміну валют на вчора, 10:27
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,5008  0,00 0,01 40,0504  0,01 0,01
EUR 42,6096  0,05 0,11 43,3704  0,07 0,17

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,6100  0,09 0,24 39,6400  0,09 0,24
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес