Фінансові новини
- |
- 19.01.25
- |
- 05:30
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Обязательное рейтингование отменено. Но к нему могут снова вернуться
12:42 08.08.2005 |
Решение ГКЦБФР N542 о введении обязательного рейтингования субъектов и инструментов фондового рынка в связи с отменой его госрегистрации исключено из реестра нормативно - правовых актов. Впрочем, это не означает, что обязательное рейтингование не будет возобновлено.
Согласно законодательству нормативно - правовой акт, государственная регистрация которого отменена, исключается из государственного реестра через 15 дней после принятия решения об этом. В случае же обжалования данного постановления - со дня получения регистрирующим органом положительного заключения по результатам рассмотрения жалобы. Нормативно - правовой акт, исключенный из государственного реестра, подлежит отмене принявшим его органом на протяжении 5 дней со дня получения сообщения об изъятии из государственного реестра.
На данный момент решение только исключено (27 июля) из реестра. Правда, его отмена ГКЦБФР - уже, в принципе, формальность.
Таким образом, на сегодняшний день субъекты финансового рынка могут самостоятельно определять - проходить им или нет процедуру рейтингования.
Однако это не означает, что от обязательного рейтингования откажутся в дальнейшем. Дело в том, что отмененное решение принималось во исполнение правительственной Концепции создания системы рейтинговой оценки регионов, отраслей национальной экономики, субъектов хозяйствования, которую никто не отменял. А потому рейтингование будет вводиться, причем покуда действует концепция, на ее условиях - то есть с учетом существования уполномоченного агентства. То, что таким агентством будет не "Кредит - Рейтинг", выполняющий в настоящее время эти функции, маловероятно в условиях дефицита рейтинговых компаний в Украине и жестких требований, предъявляемых законодательством к их отбору.
В связи с этим становится понятным заявление первого зампреда Госкомпредпринимательства Константина Ващенко о том, что отмена документа не означает, что ГКЦБФР не сумеет "провести" это решение снова с соблюдением всех необходимых процедур. А потому желательно, чтобы, как указывает начальник управления коммерческих долговых обязательств Минфина Александр Гриценко, монополию "Кредит - Рейтинга" разрушил сам рынок путем создания альтернативных агентств.
Как прокомментировал обозревателю издания "СЕЙЧАС" возникшую после отмены решения ситуацию директор "Кредит - Рейтинга" Станислав Дубко, главным аргументом в пользу отмены обязательного рейтингования является монопольный статус рейтингового агентства "Кредит - Рейтинг" и завышенные требования к новым претендентам на статус уполномоченного рейтингового агентства. "Насколько мне известно, после проведения конкурса на определение уполномоченного рейтингового агентства в августе 2004 г. (приняли участие 2 агентства, заявку второго претендента отклонили из - за несоответствия квалификационным условиям) не было подано ни одной дополнительной заявки от претендентов на такой статус (конкурс проводится ежеквартально при наличии заявок)", - отметил он.
По словам Станислава Дубко, для устранения монополии одного агентства ГКЦБФР уже подготовила изменения к существующему порядку проведения конкурса. Цель - дать возможность войти на рынок крупнейшим международным агентствам и смягчить требования для облегчения доступа вновь создаваемых украинских рейтинговых агентств.
В случае отмены обязательного рейтингования в том виде, в котором оно существует с начала текущего года, достаточно быстро можно ожидать появления новых законодательных актов ГКЦБФР, других регуляторов финансового рынка. Они должны ввести аналогичные или дополнительные требования по использованию кредитных рейтингов, а также учесть и исправить недостатки, выявленные в отменяемых законодательных требованиях. "Так или иначе, исходя из многократно озвученной заинтересованности всех участников финансового рынка в развитии системы кредитных рейтингов в Украине и очевидной полезности данной системы для целей регулирования рынка, участие всех заинтересованных сторон должно обеспечить эффективное развитие данного элемента инфраструктуры финансового рынка", - подытожил г - н Дубко.
Единственным препятствием против принятия ГКЦБФР подобных актов может стать бдительность и активная позиция участников фондового рынка.
В то же время, учитывая предысторию вопроса (см. ниже), далеко не все финансовые учреждения страны хотят возвращения системы рейтингования. Начальник отдела перехода прав собственности Торгово - промышленного фондового регистра Евгений Соловьев отметил изданию "СЕЙЧАС", что в случае соблюдения формальных требований законодательства у участников фондового рынка есть достаточно возможностей не допустить повторного внедрения системы рейтингования. Ведь Законом "Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности" предусматривается определенный порядок. Проект регуляторного акта должен быть опубликован, после чего любое лицо (физическое или юридическое), чьи интересы затрагиваются принимаемым актом, может принять участие в его обсуждении, направив регуляторному органу и Госпредпринимательства соответствующие замечания и предложения. Причем упомянутые органы просто обязаны на них реагировать. И только после этого документ направляется на согласование в Госпредпринимательства, без которого соответствующий нормативный акт не может быть зарегистрирован в Минюсте. Хотя механизм этот и новый, у Торгово - промышленного фондового регистра, по словам эксперта, например, уже есть положительный опыт сотрудничества именно с Госпредпринимательства по вопросам участия в предварительной оценке регуляторных актов ГКЦБФР.
Также эксперт согласен, что есть все основания полагать, что комиссией снова и снова будут предприниматься попытки "протащить" заново аналогичные нормативные акты. Но в любом случае единственным препятствием против принятия ГКЦБФР подобных актов, по его мнению, может стать только бдительность и активная позиция участников фондового рынка. И наоборот: отсутствие какой - либо реакции на очередные "судьбоносные" проекты решений комиссии станет залогом их принятия.
Евгений Соловьев считает, что для предупреждения в дальнейшем ситуации, сложившейся в связи с принятием решения, субъектам финансового рынка стоит, например, обратиться в суд с заявлением о возмещении убытков, причиненных утратившим силу актом ГКЦБФР. Дело в том, что Закон "О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине" прямо предусматривает, что вред, причиненный участникам рынка ценных бумаг неправомерными действиями ГКЦБФР при осуществлении контрольных и распорядительных полномочий, подлежит возмещению в полном объеме за счет государства. Создание прецедента по привлечению к ответственности за принятие незаконных решений позволит в дальнейшем сократить случаи нарушений закона.
Из истории вопроса
Решение ГКЦБФР с момента его принятия вызвало неоднозначную реакцию субъектов финансового рынка.
Так, банки - участники фондового рынка высказались против решения ГКЦБФР N542 и обратились к правительству с просьбой оказать содействие в отмене этого нормативного акта. По их мнению, необходимость обязательного получения рейтинга эмитентом облигаций в уполномоченном ГКЦБФР рейтинговом агентстве является надуманной, поскольку основные участники рынка облигаций Украины - профессиональные игроки, которые способны самостоятельно оценить риск, связанный с ценными бумагами эмитента, не принимая во внимание мнение уполномоченного рейтингового агентства.
Речь шла и о том, что подобное решение потенциально способно затормозить развитие рынка облигаций. По словам начальника департамента инвестиционного бизнеса АКИБ "УкрСиббанк" Александра Суляева, это связано с тем, что обязательное рейтингование "увеличит расходы эмитентов при организации эмиссии (только на получение рейтинга, не считая его поддержание, необходимо тратить 54 тыс. грн. - "СЕЙЧАС"). А это ... важный фактор при принятии компанией решения о выпуске ценных бумаг".
Целесообразность введения такого шага критиковалась еще и потому, что на данный момент рейтинги ни одного из украинских рейтинговых агентств не являются общепризнанными ни в Украине, ни за ее пределами.
Участники фондового рынка также считали, что решение было принято с нарушением действующего законодательства и без учета мнения рынка. Кроме того, конкурс по определению уполномоченного агентства летом 2004 г. прошел непрозрачно и носил дискриминационный характер.
Правда, стоит отметить, что не все финансовые структуры разделяли негативное мнение о решении. Например, первый зампред правления АКБ "Правэкс - Банк" Денис Басс считает, что существование обязательного рейтингования как системы оценки рисков вложений в ценные бумаги способно усилить конкуренцию среди потенциальных инвесторов в облигации и позволить предприятиям привлекать средства по более низкой ставке. Поддерживало нововведение и агентство "Кредит - Рейтинг". По мнению его директора Станислава Дубко, "кредитный рейтинг позволяет расширить базу инвесторов, при этом он обеспечивает доступ эмитента к различным сегментам рынка капитала сейчас и в будущем".
Однако в конце концов на документ ополчились и государственные органы. Так, АМКУ в конце июля рекомендовал ГКЦБФР отменить решение о введении обязательного рейтингования. По словам председателя комитета Алексея Костусева, АМКУ провел расследование по заявлению участников фондового рынка и пришел к выводу, что ГКЦБФР нарушила законодательство о защите экономической конкуренции.
Затем высказался и Минфин, отказавшийся от требования к местным органам самоуправления обязательно получать рейтинги при подготовке к осуществлению облигационных займов.
В итоге в дело вступил Минюст и сначала отменил регистрацию решения, а потом и исключил его из реестра нормативно - правовых актов.