Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"БИЗНЕС": Украинские Черные списки уже доступны иностранным финразведчикам

13:07 25.08.2004 |

Фінанси

ДОСЬЕ БИЗНЕСа

Сергей Гуржий,

первый заместитель министра финансов Украины - председатель Государственного департамента финансового мониторинга

Родился: 5 марта 1963 г. в г.Киеве. Образование: Киевский государственный торгово - экономический университет, специальность - "Учет и аудит" (1995 г.).

Карьера:с 1980 г. - работник киевского завода "Радиоприбор";

1988 - 1989 гг. - грузчик транспортного отдела республиканской оптовой базы "Укрювелирторга";

1992 - 1994 гг. - бухгалтер в кооперативе "Мрамор";

1994 - 2003 гг. - старший государственный налоговый инспектор, начальник отдела, заместитель начальника Ватутинского районного отдела налоговой полиции - начальник отдела налоговых расследований, начальник информационно - аналитического управления ГНА в г.Киеве, начальник Главного управления налогового аудита и валютного контроля, заместитель председателя ГНАУ;

2003 - 2004 гг. - госсекретарь - председатель Госдепартамента финмониторинга Минфина, первый заместитель министра финансов - председатель Госдепартамента финансового мониторинга.

Семейное положение: женат, воспитывает двух сыновей.

Хобби: работа.

- Финансовые операции политиков сегодня стали объектами повышенного внимания спецслужб. Это общемировая практика. Нужна ли эта практика Украине?

- Госфинмониторинг - это не спецслужба, не еще один правоохранительный орган, как многие думают. Основная цель деятельности Департамента состоит исключительно в получении информации о финансовых операциях и анализе этих данных в целях обнаружения случаев отмывания доходов, полученных преступным путем.

- Может ли Госфинмониторинг стать инструментом политических разборок? Могут ли через финразведчиков давить на предпринимателей или бизнесменов?

- Я бы хотел обратить ваше внимание на одно немаловажное требование базового Закона: не допускается использование Госфинмониторинга в партийных, групповых или личных интересах.

- Вы является членом наблюдательных советов Ощадбанка и Укрэксимбанка. Не создает ли это определенные привилегии и льготы указанным банкам?

- Поверьте, что нет. Напротив, думаю, мое участие в наблюдательных органах усиливает контроль над этими госбанками.

- Вы неоднократно участвовали в заседаниях FATF, у вас не сложилось впечатления, что к Украине относятся как к третьесортному государству?

- Абсолютно нет. Эти разговоры я слышу постоянно - и два года назад, и год назад, и до сих пор. Это политические спекуляции. Наше недавнее пребывание в "черном" списке не было связано с тем, что нас, как вы выразились, считают третьесортным государст - вом. Просто у нас еще два года назад не было ни "антиотмывочного" законодательства, ни действенной системы финмониторинга. Теперь вы видите, что ситуация кардинально изменилась.

- Какие требования FATF Украине еще предстоит исполнить в ближайшее время?

- Единственное, чего нам пока не достает, - это имплементации новой редакции 40 рекомендаций FATF.

- А собственно членство в группе FATF нам не нужно?

- Знаете, членство в группе не самоцель. Главная наша задача - сделать национальную систему противодейст - вия легализации "грязных" денег максимально эффективной.

- Когда - то велись разговоры о создании органа, аналогичного FATF, только в рамках СНГ или ЕЭП. Что сейчас происходит в этом направлении?

- FATF уже делегировала России мандат на создание Восточно - Европейской группы, аналогичной Тихоокеанской или Карибской. Недавно по этому поводу состоялось совещание в Белоруссии. Новое формирование не будет ограничиваться только странами бывшего СССР. В группу, возможно, войдут и Китай, и Индия, которые, кстати, вскоре станут полноправными членами FATF.

- Будет ли пересматриваться структура и численность Госфинмониторинга в связи с изменением его статуса?

- 18 мая этого года Президент подписал изменения в базовый Закон, которым Госфинмониторинг возведен в ранг центрального органа исполнительной власти со специальным статусом. Однако эти изменения начнут действовать только с 1 января 2005 г. Сейчас мы подготовили проект Указа Президента о создании нового государственного органа, занимающегося финансовой разведкой. Он будет создан на базе Госфинмониторинга с использованием его материальных ресурсов (в рамках существующего ныне бюджетного финансирования) и нынешнего личного состава. Возможно, с учетом нового статуса Госфинмониторинга, последует изменение его структуры, но об этом пока рано говорить.

- Разве в ваши планы не входит создание территориальных подразделений Госфинмониторинга?

- Если говорить о перспективе, мы сейчас готовим постановление правительства, которым будет предусмотрено создание во всех областных центрах наших региональных представительств. В каждом таком подразделении будут заняты 5 - 10 человек, но работать такие подразделения начут не ранее 2005 г.

- Правда, что ваше ведомство сформировано в основном из бывших представителей правоохранительных органов?

- Нет, неправда. Хотя есть у нас и бывшие сотрудники правоохранительных органов.

- Зарплаты в Госфинмониторинге значительно выше, чем в других органах исполнительной власти: Почему?

- Когда наш Департамент только формировался, у нас действительно была предусмотрена относительно высокая заработная плата для специалистов. Сейчас, когда в других структурах зарплаты постепенно стали увеличиваться, разница практически исчезла. Судите сами: средняя зарплата в нашем ведомстве составляет 1,5 - 1,7 тыс.грн.

- Верховная Рада не поддержала депутатский законопроект, направленный на имплементацию новой редакции 40 рекомендаций FATF. Будете толкать собственный законопроект?

- Я считаю, что 199 голосов "за", которые набрал законопроект в сессионном зале, это очень неплохой результат. Хотя это и меньше, чем необходимые 226. Но это была только первая попытка. Мы уже разработали новую редакцию проекта Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма". Проект учитывает замечания профильных комитетов и Главного научно - экспертного управления Верховной Рады Украины. Думаю, что этот документ удовлетворит требованиям большинства народных депутатов, и осенью он будет принят.

- На данный момент Госфинмониторинг не имеет права на документальные проверки финучреждений. Будете добиваться предоставления такого права?

- Вопрос так не стоит. На мой взгляд, мы должны иметь право, но не обязанность, участвовать совместно с другими контролирующими органами в выездных проверках финучреждений. Я думаю, что самостоятельно Госфинмониторинг никаких плановых проверок проводить не будет.

- Новые рекомендации FATF обязывают финучреждения идентифицировать выгодополучателя, если клиент действует через подставное лицо или номинального директора. Как, например, банк может осуществить такую идентификацию?

- Банки и другие финучреждения имеют право обращаться в соответст - вующие органы, которые регулируют их деятельность. Регуляторы, в свою очередь, могут посылать запросы своим коллегам за рубежом. Так что механизмы есть. Если что - то нечисто с клиентом, банк имеет право отказаться от проведения финоперации.

- То есть если банк получит от НБУ письменное подтверждение, что его клиент чист, в дальнейшем к банку не будут предъявляться претензии?

- Не совсем так, вся тяжесть ответственности за ненадлежащую идентификацию лежит на финучреждении, которое совершило операцию. А госорганы могут только оказывать посильную помощь в этом деле.

- С чем связана необходимость финансового мониторинга торговцев недвижимостью, юристов, бухгалтеров, торговцев драгметаллами, предусмотренная в новом Законе?

- Расширение перечня субъектов первичного финансового мониторинга - это требование FATF. При этом для новых субъектов мониторинга определены конкретные случаи применения рекомендаций. Например, торговцы драгоценными металлами и камнями должны осуществлять идентификацию клиента и сообщать о подозрительных финансовых операциях, если они во - влечены в любую операцию с наличностью в пределах определенной суммы.

- Вы могли бы сказать, сколько из переданных вашим Департаментом в правоохранительные органы материалов стали почвой для судебных разбирательств?

- На сегодняшний день Госфинмониторинг передал правоохранительным органам 69 обобщенных материалов о финансовых операциях, которые могут быть связаны с отмыванием денег и финансированием терроризма. По 27 из них возбуждены уголовные дела.

Что касается второй части вопроса, отмечу следующее. Проведение расследования таких уголовных дел - сложная, длительная и кропотливая работа, требующая специальной подготовки и квалификации оперативных работников и следователей.

Для примера: аналогичные расследования в других странах, где национальные системы борьбы с отмыванием "грязных" денег действуют уже давно, длятся годами.

- А чем закончилась история с украинскими "грязными" миллионами, которые, не без вашего участия, были еще в прошлом году заблокированы в Эстонии?

- Эти подозрительные деньги (более EUR3 млн) из Украины пытались перевести по поддельным документам через эстонский банк в Израиль. В настоящее время следствие все еще продолжается, поэтому средства по - прежнему заморожены в Эстонии, а подробности разглашать я не имею права.

- Ваш Департамент имеет право обмениваться информацией с финразведками других стран. Вы уже получаете информацию из - за границы? Какие страны чаще всего присылают запросы по украинским компаниям?

- У нас уже около года идет очень активный обмен данными с нашими зарубежными коллегами. Получаем запросы в основном из соседних стран: Россия, Турция, Румыния, Болгария, Молдавия. Активно сотрудничаем с финразведчиками из США, Канады, ЕС.

- Какие преимущества даст Единая информационная система, которая объединит информационные ресурсы всех госорганов?

- Эта система уже фактически готова, она позволит нам получить доступ к базам данных 18 госорганов, включая МВД, ГНАУ, СБУ, Госкомстат и т.д. Безусловно, это сделает нашу работу более мобильной и эффективной.

- Получается, сотрудник вашего ведомства, не выходя из офиса, сможет получить всю информацию, скажем, о Пинчуке, Кравчуке и т.д.?

- Хоть о Гуржие (смеется). В правительственном постановлении четко определены параметры информационных ресурсов для доступа сотрудников Департамента. Например, из базы МВД мы сможем узнать, судим человек или нет, владеет ли он оружием, Госкомстата - о зарегистрированных на физлицо субъектах предпринимательской деятельности и т.д.

- Насколько мне известно, сейчас меньше всего сообщений о подозрительных операциях присылают участники фондового рынка. Как планируете повлиять на ситуацию?

- Это справедливо в отношении не только фондового рынка, но и других небанковских финучреждений. Да, их доля в общей массе получаемых нами уведомлений ничтожна. Что касается ГКЦБФР, то мы пишем представления, пытаемся вести переговоры. С Комиссией у нас подписан соответствующий договор. Надеюсь, что с назначением нового председателя ГКЦБФР Анатолия Балюка ситуация изменится к лучшему.

- В одном из интервью вы сказали, что налоговые проблемы отечественных олигархов Госфинмониторинг не интересуют. То есть олигархи могут спать спокойно?

- Что касается налоговых преступлений - это не в нашей компетенции. Этим занимается ГНАУ.

- Учитывая ваши возможности, не хотите заняться также борьбой с уклонением от уплаты налогов?

- Это нам запрещено законом. Я считаю, что пока налоговое законодательство в Украине не будет сбалансированно, рассматривать неуплату налогов как уголовное преступление, связанное с отмыванием "грязных" денег, не совсем правильно. Но это мое мнение как гражданина, а не как госслужащего.

- В Украине постоянно предпринимаются попытки принять закон о легализации теневых капиталов. Может, действительно стоит бороться не с теневыми доходами, а с теми явлениями, которые способствуют их получению?

- Опять - таки, выскажу только собственное видение как экономиста. Я за проведение подобной легализации, инициированной Президентом. Но амнистию необходимо проводить в отношении только тех капиталов, которые не связаны с торговлей наркотиками, людьми, оружием и другими тяжкими преступлениями.

- Недавно Госфинмониторинг стал участником Эгмонтской группы. Какие новые возможности появятся у вашей организации в связи с членством в этой группе? Как это отразится на отечественном бизнесе?

- Несколько дней назад нас официально пригласили принять участие в рабочих комитетах группы "Эгмонт". Этих комитетов четыре: Операционный, Правовой, комитеты по приему новых членов и по вопросам тренинга. Их деятельность направлена на расширение возможностей по информационному обмену между подразделениями финансовых разведок членов группы "Эгмонт". Кроме того, они занимаются разработкой новых типологии и методологии борьбы с отмыванием преступных доходов. Они проводят мониторинг стран - кандидатов на вступление в группу "Эгмонт". 26 июля этого года мы успешно завершили работу по подключению Госфинмониторинга к закрытому сайту группы "Эгмонт".

- А что это за сайт?

- Этот сайт позволяет оперативно получать информацию о деятельности группы, ее официальные документы. Самое главное, он дает возможность осуществлять информационный обмен с подразделениями финансовой разведки стран - членов Эгмонтской группы.

Беседовал Алексей Комаха

За матеріалами: Бизнес
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,2796
 0,0350
0,08
EUR
1
43,6532
 0,1855
0,43

Курс обміну валют на 15.11.24, 10:46
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,9788  0,08 0,20 41,6023  0,08 0,18
EUR 43,3808  0,23 0,53 44,1500  0,26 0,58

Міжбанківський ринок на 15.11.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2625  0,01 0,02 41,3000  0,01 0,02
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес