Фінансові новини
- |
- 19.12.24
- |
- 20:26
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
| |
"Накращий момент, щоб посадити дерево, був двадцять років тому. Наступний – сьогодні" Китайське прислів'я |
"БИЗНЕС": Украинские Черные списки уже доступны иностранным финразведчикам
13:07 25.08.2004 |
ДОСЬЕ БИЗНЕСа
Сергей Гуржий,
первый заместитель министра финансов Украины - председатель Государственного департамента финансового мониторинга
Родился: 5 марта 1963 г. в г.Киеве. Образование: Киевский государственный торгово - экономический университет, специальность - "Учет и аудит" (1995 г.).
Карьера:с 1980 г. - работник киевского завода "Радиоприбор";
1988 - 1989 гг. - грузчик транспортного отдела республиканской оптовой базы "Укрювелирторга";
1992 - 1994 гг. - бухгалтер в кооперативе "Мрамор";
1994 - 2003 гг. - старший государственный налоговый инспектор, начальник отдела, заместитель начальника Ватутинского районного отдела налоговой полиции - начальник отдела налоговых расследований, начальник информационно - аналитического управления ГНА в г.Киеве, начальник Главного управления налогового аудита и валютного контроля, заместитель председателя ГНАУ;
2003 - 2004 гг. - госсекретарь - председатель Госдепартамента финмониторинга Минфина, первый заместитель министра финансов - председатель Госдепартамента финансового мониторинга.
Семейное положение: женат, воспитывает двух сыновей.
Хобби: работа.
- Финансовые операции политиков сегодня стали объектами повышенного внимания спецслужб. Это общемировая практика. Нужна ли эта практика Украине?
- Госфинмониторинг - это не спецслужба, не еще один правоохранительный орган, как многие думают. Основная цель деятельности Департамента состоит исключительно в получении информации о финансовых операциях и анализе этих данных в целях обнаружения случаев отмывания доходов, полученных преступным путем.
- Может ли Госфинмониторинг стать инструментом политических разборок? Могут ли через финразведчиков давить на предпринимателей или бизнесменов?
- Я бы хотел обратить ваше внимание на одно немаловажное требование базового Закона: не допускается использование Госфинмониторинга в партийных, групповых или личных интересах.
- Вы является членом наблюдательных советов Ощадбанка и Укрэксимбанка. Не создает ли это определенные привилегии и льготы указанным банкам?
- Поверьте, что нет. Напротив, думаю, мое участие в наблюдательных органах усиливает контроль над этими госбанками.
- Вы неоднократно участвовали в заседаниях FATF, у вас не сложилось впечатления, что к Украине относятся как к третьесортному государству?
- Абсолютно нет. Эти разговоры я слышу постоянно - и два года назад, и год назад, и до сих пор. Это политические спекуляции. Наше недавнее пребывание в "черном" списке не было связано с тем, что нас, как вы выразились, считают третьесортным государст - вом. Просто у нас еще два года назад не было ни "антиотмывочного" законодательства, ни действенной системы финмониторинга. Теперь вы видите, что ситуация кардинально изменилась.
- Какие требования FATF Украине еще предстоит исполнить в ближайшее время?
- Единственное, чего нам пока не достает, - это имплементации новой редакции 40 рекомендаций FATF.
- А собственно членство в группе FATF нам не нужно?
- Знаете, членство в группе не самоцель. Главная наша задача - сделать национальную систему противодейст - вия легализации "грязных" денег максимально эффективной.
- Когда - то велись разговоры о создании органа, аналогичного FATF, только в рамках СНГ или ЕЭП. Что сейчас происходит в этом направлении?
- FATF уже делегировала России мандат на создание Восточно - Европейской группы, аналогичной Тихоокеанской или Карибской. Недавно по этому поводу состоялось совещание в Белоруссии. Новое формирование не будет ограничиваться только странами бывшего СССР. В группу, возможно, войдут и Китай, и Индия, которые, кстати, вскоре станут полноправными членами FATF.
- Будет ли пересматриваться структура и численность Госфинмониторинга в связи с изменением его статуса?
- 18 мая этого года Президент подписал изменения в базовый Закон, которым Госфинмониторинг возведен в ранг центрального органа исполнительной власти со специальным статусом. Однако эти изменения начнут действовать только с 1 января 2005 г. Сейчас мы подготовили проект Указа Президента о создании нового государственного органа, занимающегося финансовой разведкой. Он будет создан на базе Госфинмониторинга с использованием его материальных ресурсов (в рамках существующего ныне бюджетного финансирования) и нынешнего личного состава. Возможно, с учетом нового статуса Госфинмониторинга, последует изменение его структуры, но об этом пока рано говорить.
- Разве в ваши планы не входит создание территориальных подразделений Госфинмониторинга?
- Если говорить о перспективе, мы сейчас готовим постановление правительства, которым будет предусмотрено создание во всех областных центрах наших региональных представительств. В каждом таком подразделении будут заняты 5 - 10 человек, но работать такие подразделения начут не ранее 2005 г.
- Правда, что ваше ведомство сформировано в основном из бывших представителей правоохранительных органов?
- Нет, неправда. Хотя есть у нас и бывшие сотрудники правоохранительных органов.
- Зарплаты в Госфинмониторинге значительно выше, чем в других органах исполнительной власти: Почему?
- Когда наш Департамент только формировался, у нас действительно была предусмотрена относительно высокая заработная плата для специалистов. Сейчас, когда в других структурах зарплаты постепенно стали увеличиваться, разница практически исчезла. Судите сами: средняя зарплата в нашем ведомстве составляет 1,5 - 1,7 тыс.грн.
- Верховная Рада не поддержала депутатский законопроект, направленный на имплементацию новой редакции 40 рекомендаций FATF. Будете толкать собственный законопроект?
- Я считаю, что 199 голосов "за", которые набрал законопроект в сессионном зале, это очень неплохой результат. Хотя это и меньше, чем необходимые 226. Но это была только первая попытка. Мы уже разработали новую редакцию проекта Закона Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма". Проект учитывает замечания профильных комитетов и Главного научно - экспертного управления Верховной Рады Украины. Думаю, что этот документ удовлетворит требованиям большинства народных депутатов, и осенью он будет принят.
- На данный момент Госфинмониторинг не имеет права на документальные проверки финучреждений. Будете добиваться предоставления такого права?
- Вопрос так не стоит. На мой взгляд, мы должны иметь право, но не обязанность, участвовать совместно с другими контролирующими органами в выездных проверках финучреждений. Я думаю, что самостоятельно Госфинмониторинг никаких плановых проверок проводить не будет.
- Новые рекомендации FATF обязывают финучреждения идентифицировать выгодополучателя, если клиент действует через подставное лицо или номинального директора. Как, например, банк может осуществить такую идентификацию?
- Банки и другие финучреждения имеют право обращаться в соответст - вующие органы, которые регулируют их деятельность. Регуляторы, в свою очередь, могут посылать запросы своим коллегам за рубежом. Так что механизмы есть. Если что - то нечисто с клиентом, банк имеет право отказаться от проведения финоперации.
- То есть если банк получит от НБУ письменное подтверждение, что его клиент чист, в дальнейшем к банку не будут предъявляться претензии?
- Не совсем так, вся тяжесть ответственности за ненадлежащую идентификацию лежит на финучреждении, которое совершило операцию. А госорганы могут только оказывать посильную помощь в этом деле.
- С чем связана необходимость финансового мониторинга торговцев недвижимостью, юристов, бухгалтеров, торговцев драгметаллами, предусмотренная в новом Законе?
- Расширение перечня субъектов первичного финансового мониторинга - это требование FATF. При этом для новых субъектов мониторинга определены конкретные случаи применения рекомендаций. Например, торговцы драгоценными металлами и камнями должны осуществлять идентификацию клиента и сообщать о подозрительных финансовых операциях, если они во - влечены в любую операцию с наличностью в пределах определенной суммы.
- Вы могли бы сказать, сколько из переданных вашим Департаментом в правоохранительные органы материалов стали почвой для судебных разбирательств?
- На сегодняшний день Госфинмониторинг передал правоохранительным органам 69 обобщенных материалов о финансовых операциях, которые могут быть связаны с отмыванием денег и финансированием терроризма. По 27 из них возбуждены уголовные дела.
Что касается второй части вопроса, отмечу следующее. Проведение расследования таких уголовных дел - сложная, длительная и кропотливая работа, требующая специальной подготовки и квалификации оперативных работников и следователей.
Для примера: аналогичные расследования в других странах, где национальные системы борьбы с отмыванием "грязных" денег действуют уже давно, длятся годами.
- А чем закончилась история с украинскими "грязными" миллионами, которые, не без вашего участия, были еще в прошлом году заблокированы в Эстонии?
- Эти подозрительные деньги (более EUR3 млн) из Украины пытались перевести по поддельным документам через эстонский банк в Израиль. В настоящее время следствие все еще продолжается, поэтому средства по - прежнему заморожены в Эстонии, а подробности разглашать я не имею права.
- Ваш Департамент имеет право обмениваться информацией с финразведками других стран. Вы уже получаете информацию из - за границы? Какие страны чаще всего присылают запросы по украинским компаниям?
- У нас уже около года идет очень активный обмен данными с нашими зарубежными коллегами. Получаем запросы в основном из соседних стран: Россия, Турция, Румыния, Болгария, Молдавия. Активно сотрудничаем с финразведчиками из США, Канады, ЕС.
- Какие преимущества даст Единая информационная система, которая объединит информационные ресурсы всех госорганов?
- Эта система уже фактически готова, она позволит нам получить доступ к базам данных 18 госорганов, включая МВД, ГНАУ, СБУ, Госкомстат и т.д. Безусловно, это сделает нашу работу более мобильной и эффективной.
- Получается, сотрудник вашего ведомства, не выходя из офиса, сможет получить всю информацию, скажем, о Пинчуке, Кравчуке и т.д.?
- Хоть о Гуржие (смеется). В правительственном постановлении четко определены параметры информационных ресурсов для доступа сотрудников Департамента. Например, из базы МВД мы сможем узнать, судим человек или нет, владеет ли он оружием, Госкомстата - о зарегистрированных на физлицо субъектах предпринимательской деятельности и т.д.
- Насколько мне известно, сейчас меньше всего сообщений о подозрительных операциях присылают участники фондового рынка. Как планируете повлиять на ситуацию?
- Это справедливо в отношении не только фондового рынка, но и других небанковских финучреждений. Да, их доля в общей массе получаемых нами уведомлений ничтожна. Что касается ГКЦБФР, то мы пишем представления, пытаемся вести переговоры. С Комиссией у нас подписан соответствующий договор. Надеюсь, что с назначением нового председателя ГКЦБФР Анатолия Балюка ситуация изменится к лучшему.
- В одном из интервью вы сказали, что налоговые проблемы отечественных олигархов Госфинмониторинг не интересуют. То есть олигархи могут спать спокойно?
- Что касается налоговых преступлений - это не в нашей компетенции. Этим занимается ГНАУ.
- Учитывая ваши возможности, не хотите заняться также борьбой с уклонением от уплаты налогов?
- Это нам запрещено законом. Я считаю, что пока налоговое законодательство в Украине не будет сбалансированно, рассматривать неуплату налогов как уголовное преступление, связанное с отмыванием "грязных" денег, не совсем правильно. Но это мое мнение как гражданина, а не как госслужащего.
- В Украине постоянно предпринимаются попытки принять закон о легализации теневых капиталов. Может, действительно стоит бороться не с теневыми доходами, а с теми явлениями, которые способствуют их получению?
- Опять - таки, выскажу только собственное видение как экономиста. Я за проведение подобной легализации, инициированной Президентом. Но амнистию необходимо проводить в отношении только тех капиталов, которые не связаны с торговлей наркотиками, людьми, оружием и другими тяжкими преступлениями.
- Недавно Госфинмониторинг стал участником Эгмонтской группы. Какие новые возможности появятся у вашей организации в связи с членством в этой группе? Как это отразится на отечественном бизнесе?
- Несколько дней назад нас официально пригласили принять участие в рабочих комитетах группы "Эгмонт". Этих комитетов четыре: Операционный, Правовой, комитеты по приему новых членов и по вопросам тренинга. Их деятельность направлена на расширение возможностей по информационному обмену между подразделениями финансовых разведок членов группы "Эгмонт". Кроме того, они занимаются разработкой новых типологии и методологии борьбы с отмыванием преступных доходов. Они проводят мониторинг стран - кандидатов на вступление в группу "Эгмонт". 26 июля этого года мы успешно завершили работу по подключению Госфинмониторинга к закрытому сайту группы "Эгмонт".
- А что это за сайт?
- Этот сайт позволяет оперативно получать информацию о деятельности группы, ее официальные документы. Самое главное, он дает возможность осуществлять информационный обмен с подразделениями финансовой разведки стран - членов Эгмонтской группы.
Беседовал Алексей Комаха