Фінансові новини
- |
- 18.12.24
- |
- 18:35
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
proUA.com: 1% - мелочь, а приятно
19:23 15.01.2003 |
Ассоциация украинских банков имеет повод для маленького торжества. Программа ее законотворческой деятельности, предусматривающая внесение поправок к 19 законам о банковском бизнесе, принесла свои первые плоды уже в начале января - временно отменен 1% - й сбор на обязательное государственное пенсионное страхование от операций по покупке - продаже валюты. Таким образом, предновогоднее обращение АУБ к Президенту с просьбой не подписывать госбюджет - 2003 в случае сохранения в нем 1% - ного сбора в Пенсионный фонд не осталось без ответа.
Действительно, пункт 12 статьи 63 подписанного Президентом Л.Кучмой Закона "О Государственном бюджете на 2003 год" приостанавливает на год действие пункта 4 статьи 2 Закона "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование" в части операций по купле - продаже наличных валют ("безналового" рынка нововведение не касается). По словам главы АУБ Александра Сугоняко, это стало результатом совместных усилий Ассоциации, Нацбанка, коммерческих банков и депутатов Верховной Рады.
По данным Национального банка, объём операций по иностранной валюте на наличном рынке по итогам года составил 1 млрд в долларовом эквиваленте. Однако, Ассоциация Украинских банков называет еще меньшие показатели. По словам аналитика АУБ Бориса Кушнирука, если до введения Закона "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование" оборот валютных операций по наличности доходил до $5,5 млрд в год, то после введения 1% - го сбора он снизился раз в десять раз и с того времени "уже существенно не менялся".
В то же время, по подсчетам специалистов АУБ, за время действия Закона "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование", принятого в ноябре 1998 года, недополученные доходы только банковских учреждений от валютообменных операций составили от 250 до 300 млн грн.
При этом объем теневых операций по купле - продаже иностранной валюты за минувший год резко возрос. Если с начала действия упомянутого закона он достигал приблизительно 50 млрд грн (чуть меньше $1 млрд), то за 11 месяцев 2002 года в тень ушло, по различным подсчетам, от 15 до 17 млрд грн ($2,77 млрд - $3,148 млрд). Для сравнения: такой суммы, будь она выведена в легальный оборот, хватило бы на семи - восьмикратное покрытие дефицита бюджета 2003 года.
Как известно, свою силу закон об обязательном отчислении в Пенсионный фонд формально утратил еще в 2000 году, когда правительство погасило задолженности по пенсиям - именно с целью набрать средства для выплаты государством своего пенсионного долга он и был в свое время введен в действие. Сбор же за текущими делами как - то забыли отменить, и в течение 2002 года в Пенсионный фонд поступило около 60 млн грн, которые пошли на плановые выплаты. Могло быть, конечно и больше, если бы ряд банков не воспротивились и не заявили об отказе спонсировать Пенсионный фонд, ссылаясь на то, что срок действия закона "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование" истек.
Скорее всего, банки не будут требовать возмещения этих самых 60 млн грн, равно как и суммы, поступившей в Пенсионный фонд за 2001 год (всего же за четыре года Фонд получил с операций продажи - покупки валюты около 300 млн грн). Во - первых, в законодательно - нормативной базе по банковскому делу механизм возврата переплаченного сбора не прописан. Во - вторых, многие "обменки", как установила массовая проверка, проведенная ГНАУ и НБУ летом 2002 года, работают с пресловутыми "чёрными кассами". Так что, с одной стороны, банкам нет смысла лишний раз связываться с контролирующими и фискальными службами, а, с другой, "черные кассы" если не компенсировали, то уменьшили ущерб банков от вынужденной необходимости делиться с Пенсионным фондом.
Как заявил А.Сугоняко, приостановка взимания 1% - го сбора в Пенсионный фонд "приведет к детенизации и декриминализации операций по обмену наличных валют". В АУБ надеются, что это позволит коммерческим банкам получить в нынешнем году прибыль в размере от 110 млн до 120 млн грн.
Но вот насколько быстро пойдет детенизация валютных операций с наличностью - это уже другой вопрос. Ведь поначалу можно будет рассчитывать разве что на честность агентских обменных пунктов, привыкших работать в тени. Привычка эта трудноизбывная, поскольку банки мало доверяют государству, то и дело меняющему правила игры. Глава Ассоциации Украинских банков оценивает, кстати, дополнительную прибыль от отмены 1% - го сбора более скромно - не более 50 - 60 млн. грн. Однако если на банки не возложат в порядке компенсации отмены 1% - го пенсионного сбора другие отчисления от продажи валюты, то можно ожидать некоторого увеличения случаев декларирования "чёрных долларов".
Ну, а государству теперь придется думать, где взять деньги, чтобы пенсии и прочие социальные выплаты осуществлялись в полном объеме и без задержек.
Ярослав Зяхор