Фінансові новини
- |
- 17.11.24
- |
- 03:18
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Обзор рынка автокредитования за 2013 год
В 2013 году украинцы покупали автомобилей меньше, да еще и выбирали машины подешевле, что, очевидно, не способствовало росту автокредитования. При этом средние реальные ставки по займам на новые авто также снижались. И лишь автокредитных программ в прошедшем году стало больше на 25-70% в зависимости от срока и типа займа.
В прошедшем году украинский рынок автокредитования находился под давлением внешних факторов и регулятивных изменений. Прежде всего, на рынок автокредитов влияло сокращение продаж самих автомобилей. По данным Ассоциации «УкрАвтопром», в 2013 году украинцы купили легковых авто 213,3 тысячи штук - на 10,2% или на 24,3 тысячи меньше, чем в 2012 году.
При этом более чем на 20% сократились продажи самых популярных в Украине автомобилей Hyundai - с 22,9 до 18 тысяч единиц, проданных за год. Но больше всего - более чем вдвое - уменьшились продажи автомобилей ВАЗ. В итоге со второй по популярности у украинских покупателей марки в 2012 году ВАЗ переместился сразу на 11 позицию.
Среди популярных марок заметно увеличили свои продажи лишь автомобили Geely - на 35%, с 12 до 16,4 тысяч штук за год. Кроме этого, на 500 штук больше в 2013 году продали автомобилей Ford.
Правда, нельзя сказать, что продажи автомобилей падали равномерно в течение всего года. «Главное отличие украинского автомобильного рынка 2013 года от предыдущего заключается в значительном усилении продаж в марте-апреле с последующим небольшим спадом потребительского спроса в мае-июне, а также в несвойственном для рынка резком снижении продаж в последние два месяца уходящего года», - комментирует Д.Ю. Байденко, начальник департамента альтернативных продаж розничного бизнеса Всеукраинского Банка Развития .
Причина таких всплесков и падений заключается в изменении пошлин на импортные машины. «Увеличение пошлин на импортируемые автомобили самых ходовых марок в апреле-2013 подхлестнуло спрос на них в этот период», - поясняет Константин Синельниченко, руководитель группы менеджеров по автокредитованию ВТБ Банка . Тот же фактор, но месяцем позже, привел к прямо противоположному движению рынка. «Автомобили со складов автосалонов были распроданы, и в мае-2013 начал формироваться отложенный спрос, связанный также с тем, что автолюбители рассчитывали на отмену пошлин. Как следствие, в последующие месяцы наблюдался спад продаж (по некоторым оценкам от 15% до 40%)», - продолжает Константин Синельниченко.
Дальнейшие же действия регуляторов рынка только усилили сокращение продаж. «В сентябре-2013 был введен утилизационный сбор, увеличивший цены на автомобили. В результате, снизился спрос на авто и упали продажи. Перечисленные факторы повлияли на рынок продаж автомобилей и, как следствие, на рынок автокредитования», - резюмирует Константин Синельниченко.
"Кроме сокращения объемов продаж, банковские эксперты констатируют и тот факт, что украинцы в 2013 году предпочитали покупать более дешевые автомобили. «Если в 2012 году более популярными были авто класса «средний плюс» и выше, то тенденции 2013 года показывают нам достаточно серьезное смещение потребительского спроса в сторону бюджетных автомобилей. В 2013 году наметилась тенденция к увеличению спроса на кредиты на автомобили с пробегом", - рассказывает Д.Ю. Байденко.
Выбор увеличился
Количество предложений от банков по покупке «железного коня» в кредит в 2013 году росло. По данным компании «Простобанк Консалтинг», по кредитам на новые автомобили пик предложений от банков из числа 50-ти лидеров по активам пришелся на середину октября-2013, когда по сравнению с началом года число автокредитных программ по всем срокам удвоилось. В последние месяцы 2013 года оно немного сократилось, так что на конец декабря-2013 предложение займов на новые автомобили в зависимости от срока было на 60-70% больше, чем в январе-2013, и составляло 300-390 программ.
Более равномерно, но и гораздо медленнее росло предложение займов на б/у автомобили. По данным компании «Простобанк Консалтинг», за год оно увеличилось на 25-35% в зависимости от срока. Так что к концу декабря-2013 заемщики имели выбор из 17-20 кредитных программ на подержанные автомобили сроком до пяти лет, а также пяти семилетних программ кредитования на подержанные авто иностранного производства.
При этом минимальные авансы по займам на авто не изменились: как и годом ранее, четыре учреждения предлагают займы на автомобили без первоначального взноса (CityCommerce Bank, Альфа-Банк, ПриватБанк и Укрсоцбанк, UniCredit Bank TM).
Вместе с этим распределение банков по размерам минимальных авансов сместилось в сторону уменьшения. По данным компании «Простобанк Консалтинг», с 11-ти до 19-ти банков выросло число учреждений, в которых авансы стартуют от 9-15% стоимости автомобиля. При этом поредели ряды учреждений, в которых авансы начинаются от 19-25% - с 10-ти до восьми банков.
За прошедший год реальная стоимость займов на новые автомобили в среднем по рынку снизилась. «Основными факторами стали корректировка ставок по депозитам и стоимость ресурсов на межбанковском рынке. Эти и другие причины привели к незначительному уменьшению процентных ставок по автокредитам на протяжении года», - рассказывает Ирина Пушкарёва, начальник сектора сопровождения кредитных заявок банка «Финансы и Кредит»
По данным компании «Простобанк Консалтинг», за год займы на новые автомобили иностранного производства подешевели на 4-4,5 процентного пункта в зависимости от срока. Кредиты на новые отечественные авто потеряли 2,7-3,6 процентных пункта своей реальной стоимости.
При этом основное снижение пришлось на первое полугодие. А с начала июля-2013 и до конца года средние реальные ставки по займам как на новые, так и на подержанные авто оставались практически неизменными, колеблясь в пределах половины процентного пункта.
Противоположные тенденции присутствовали в сегменте кредитования на покупку подержанных авто: здесь средняя реальная стоимость займов выросла. При этом кредиты на подержанные иномарки ограничились подорожанием на 0,5-0,8 процентного пункта, и то лишь при сроках 1-3 года, тогда как семилетние займы подешевели на 2,5 процентного пункта. Кредиты же на подержанные отечественные автомобили выросли в цене на 3,3-3,7 процентного пункта.
Эксперты банковского рынка не берутся делать конкретные прогнозы развития автокредитного рынка на 2014 год. По ожиданиям, рынок будет находиться под действием тех же факторов, которые влияли на него в 2013 году. «Сегодня делать какие-либо определенные прогнозы сложно. На стоимость автокредитов прямое влияние оказывают, прежде всего, колебания уровня процентных ставок по депозитам и то, по какой стоимости при этом осуществляется закупка заемных средств на межбанковском рынке. Также важно состояние, в котором, собственно, находится сам автомобильный рынок, и связанная с этим конкурентная борьба между банками за клиентов», - рассказывает Д.Ю. Байденко.
Общая картина рынка автокредитования физлиц по исследованию компании «Простобанк Консалтинг» на 8.01.2014 г. такова
ТОП-10 кредитов на автомобили по минимальному размеру реальной ставки от банков из числа 50-ти лидеров по активам, по данным компании «Простобанк Консалтинг» на 8.01.2014 г. По одному предложению от банка с наименьшим значением минимальной реальной ставки.
Банк |
Программа |
Аванс |
Срок |
Реальная ставка, % годовых |
|
---|---|---|---|---|---|
мин. |
макс. |
||||
Universal Bank |
Новые иномарки |
10%, 13%, 22.5%, 40%, 50%, 60% |
1-7 лет |
0,29 |
18,08 |
ВТБ Банк |
Новые иномарки |
15%, 30%, 50%, 70%, 9% |
1-7 лет |
0,85 |
24,52 |
Укрсоцбанк, UniCredit Bank ™ |
Новые иномарки и отечественные |
0%, 10%, 20%, 25%, 30%, 50%, 70% |
1-7 лет |
0,93 |
24,62 |
Credit Agricole |
CITROЁN |
10%, 20%, 30%, 50%, 60% |
1-7 лет |
1,63 |
15,55 |
Укргазбанк |
Новые иномарки |
10%, 15%, 30%, 50%, 70% |
1-7 лет |
1,92 |
18,49 |
Дельта Банк |
Fiat |
10%, 20%, 25%, 50% |
1-7 лет |
2,41 |
17,15 |
Правэкс-Банк |
Fiat |
20%, 30%, 50% |
1-7 лет |
2,41 |
15,22 |
Сбербанк России (Украина) |
Новые отечественные |
30%, 50%, 70% |
1-5 лет |
2,41 |
23,12 |
Первый Украинский Международный Банк |
Новые иномарки |
30%, 50%, 9% |
1-7 лет |
3,36 |
21,16 |
Кредобанк |
Новые иномарки |
10%, 20%, 50% |
1-7 лет |
5,17 |
21,2 |
ТОП-10 кредитов на автомобили по минимальному размеру реальной ставки от меньших банков, по данным компании «Простобанк Консалтинг» на 8.01.2014 г. По одному предложению от банка с наименьшим значением минимальной реальной ставки.
Банк |
Программа |
Аванс |
Срок |
Реальная ставка, % годовых |
|
---|---|---|---|---|---|
мин. |
макс. |
||||
Idea Bank (Идея Банк) |
Chery, ЗАЗ |
10%, 30% |
1-7 лет |
0,74 |
24,68 |
БМ Банк |
Новые иномарки и отечественные |
10%, 15%, 20%, 25%, 30%, 50% |
1-7 лет |
2,88 |
18,01 |
Юнекс Банк |
Новые иномарки и отечественные |
10%, 30%, 50%, 70%, 75% |
1-7 лет |
2,88 |
21,99 |
Радикал Банк |
Новые иномарки |
10%, 20%, 30%, 50% |
1-5 лет |
5,53 |
23,61 |
ВЕРНУМ БАНК |
Новые иномарки |
20%, 25%, 30%, 40%, 50%, 70% |
1-5 лет |
5,55 |
24,08 |
ТАСкомбанк |
Новые иномарки и отечественные |
20%, 30%, 50% |
1-5 лет |
14,46 |
36,09 |
Радикал Банк |
Skoda |
20%, 30%, 50% |
1-5 лет |
14,67 |
19,42 |
VS Bank (Фольксбанк) |
Новые иномарки |
10%, 20%, 30%, 50% |
1-7 лет |
18,51 |
21,66 |
Банк Кипра |
Новые иномарки и отечественные |
20%, 30% |
1-7 лет |
18,67 |
25,62 |
АКБ Банк |
Б/у иномарки |
20% |
1-7 лет |
22,23 |
23,85 |
Мнение
Константин Синельниченко, руководитель группы менеджеров по автокредитованию ВТБ Банка
В мае-2013 наблюдался спад внутреннего производства автомобилей, который по оценкам экспертов составил 60%. Подобный спад был вызван отсутствием спроса на такие авто и введением некоторыми странами дополнительных пошлин на экспортируемые из Украины автомобили.
Несомненно, все изменения, происходящие на автомобильном рынке, влияют на спрос на автокредиты, составляющие порядка 20% продаж всех автомобилей. Поэтому на изменения спроса на автокредиты в 2013 году влияла не только характерная сезонность, но и общие для рынка продаж автомобилей тенденции.
Как и на стоимость любого кредита, на стоимость автокредита оказывает влияние стоимость ресурсов, за счет которых он финансируется. При отсутствии диспропорций в экономической и политической сферах и балансе на рынке ресурсов изменений в цене кредитов не прогнозируется.
Ирина Пушкарёва, начальник сектора сопровождения кредитных заявок банка «Финансы и Кредит»
Наибольший спрос на автокредиты среди клиентов наблюдался по истечению новогодних праздников и по апрель месяц включительно. Менее активными были июнь-июль (период отпусков). Последующая активизация продаж – начиная с августа месяца.
Особым спросом среди клиентов пользовались совместные партнерские программы, внедренные банками, дилерами и страховыми компаниями, так как они давали возможность приобрести автомобиль по более гибким и выгодным для клиента условиям.
Наиболее популярными среди приобретаемых автомобилей в кредит в прошедшем году были Geely и ЗАЗ (более бюджетная категория авто), а среди авто иностранного производства – Hyundai, VW.
Д.Ю. Байденко, начальник департамента альтернативных продаж розничного бизнеса Всеукраинского Банка Развития
Наш банк видит в кредитовании на покупку подержанных авто перспективы развития и роста, хотя не стоит ждать, что они будут стремительными. Этот сегмент рынка будет развиваться медленно, но стабильно. Но, как и прежде, кредитование новых автомобилей будет составлять основной портфель автокредитов для любого украинского банка.
|
|
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :