Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Депутаты намерены нанести сокрушительный удар по деятельности финансовых пирамид

09:57 05.12.2011 |

Фінанси, Право

Как сообщает газета "Экономические известия", на рассмотрение профильного комитета парламента поступил законопроект №9476 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения электронных денег и предотвращения создания финансовых пирамид». Документ впервые в истории отечественного законодательства описывает, что является финансовой пирамидой, и прописывается ответственность за ведение соответствующей деятельности.

Как считает Андрей Шевчишин, руководитель аналитического департамента ИГ «ТАСК», исходя из данной дефиниции можно формировать законодательную базу и ограничивать подобную деятельность. Однако с развитием средств телекоммуникации увеличивается количество финансовых пирамид, в которых финансовые операции и привлечение участников осуществляется через сеть интернет.

Главной же особенностью таких пирамид является возможность для получателя средств оставаться анонимным. По утверждению аналитика, финансовыми пирамидами являются также большинство хайп-проектов, которые по своей организации похожи на инвестиционные фонды с очень высокой доходностью. Таким образом, предлагаемый документ хоть и дал определение, которое ограничит деятельность пирамид, однако не совсем ясно, как это повлияет на интернет-пирамиды с серверами за границей и свободное хождение интернет-платежей. При этом анонимность получателя средств существенно затрудняет возможность его поиска и наказания.

Вместе с тем, отмечает экономист ИГ «Арт Капитал» Олег Иванец, основная проблема Украины - не отсутствие нужных законов, а полное пренебрежение ими. «Вероятно, на мелкие преступления и единичные случаи финансового мошенничества этот закон сможет повлиять, однако на крупные системные нарушения, в том числе и на фондовом рынке - вряд ли»,- считает эксперт. Кроме того, доказать факт финансового мошенничества в украинских реалиях практически невозможно.

Соглашается с коллегой и старший аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь, напоминая пример с тем же основателем АО «МММ» Сергеем Мавроди, который отсидел в тюрьме по статье «Мошенничество». Таким образом, законодательные нормы для привлечения мошенников к ответственности существуют, но применять их на практике, судя по всему, правоохранительные органы не спешат.

Между тем обсуждаемый законопроект №9476 своим появлением обязан как раз новому творению Мавроди - МММ-2011. По мнению руководителя проектов Kreston GCG Александра Куксина, в нынешнем виде законопроект способен стать эффективным инструментом в борьбе с классическими финансовыми пирамидами вроде МММ образца 1994 г., но бессилен в отношении электронных пирамид.

«МММ-2011 кардинально отличается от прежнего творения Мавроди. Новая пирамида основана на электронных деньгах, которые впервые вводятся в законодательство обсуждаемым законопроектом»,-рассказывает собеседник «і». При этом МММ-2011 нигде юридически не зарегистрирована (как и подобает электронной пирамиде), а также, по заявлениям организатора, средства вкладчиков не переходят в его собственность, а хранятся на их собственных счетах или счетах посредников - так называемых «тысячников», «миллионников» и т.д. «К слову, счета - также анонимные, электронные. И, наверное, самое главное то, что Мавроди открыто предупреждает, что МММ-2011 - финансовая пирамида со всеми вытекающими для вкладчика последствиями»,- предупреждает эксперт.

Таким образом, МММ-2011 обходит практически все пункты нового законопроекта. Например, Сергей Мавроди заявляет о создании пирамиды, однако открыто не призывает делать вклады, более того - официально средства вкладчиков не будут ему доступны. Электронная пирамида не относится ни к банковской структуре, ни к финансовому учреждению, ни к участнику фондового рынка. МММ-2011 едва ли попадает под категорию какого-либо мошенничества, а его размеры практически невозможно юридически доказать. Таким образом, новый законодательный документ будет разбит новым проектом Сергея Мавроди в пух и прах, считает господин Куксин.

О том, что законопроект не доработан, говорят и другие опрошенные «і» юристы. По мнению cтаршего юриста международной юридической группы AstapovLawyers Юлии Яшенковой, под действие документа автоматически подпадает деятельность кредитных союзов, которые обладают многими из предусмотренных в законопроекте признаков финансовых пирамид. А, к примеру, если руководствоваться положениями закона Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг», то действия определенного ряда банков в период финансового кризиса 2008 г., а также в последующий стабилизационный период необходимо рассматривать как «умышленно направленные на создание финансовых пирамид». Так, речь идет о рекламе депозитных программ банков, имеющих невыплаченные задолженности. Правда, в этих случаях такое понимание, судя по всему, недалеко от истины.

К числу признаков финансовых пирамид юрист предлагает отнести уровень доходности, значительно превышающий среднерыночный. «Этот признак, конечно, в значительной мере условный. Однако доход от вклада в размере, скажем, 25% годовых заслуживает внимания правоохранительных органов на предмет источника его выплаты»,- считает госпожа Яшенкова. Кроме того, необходимо установить правило, по которому право вкладчика на возвращение финансового актива либо получение дохода по нему осуществляется не из чистого дохода, а за счет привлеченных финансовых активов.

По мнению адвоката ЮФ «Ильяшев и Партнеры» Евгения Соловьева, логично было бы предусмотреть ответственность не только для создателей финансовой пирамиды, но и для лиц, которые занимаются участием в ее развитии, популяризацией и вовлечением в ее деятельность вкладчиков. Для эффективности борьбы с данным явлением было бы целесообразно не ограничиваться внесением изменений лишь в один закон и Уголовный кодекс. «Думаю, что среди прочего имеет смысл внести изменения в законодательство о рекламе с целью недопущения популяризации финансовых пирамид среди населения»,- уверен юрист.

При этом, сетует управляющий партнер LCF LAW GROUP Анна Огречук, невозможно предусмотреть все возможные варианты финансовых махинаций, подпадающих под определение пирамид. А вот право государственных регуляторов расширять или сужать содержание данного термина подзаконными актами вполне может привести к нарушению прав и интересов как добросовестных предпринимателей, так и граждан, предупреждает юрист.

Все без исключения эксперты уверены, что причиной успеха финансовых пирамид в большинстве случаев является не столько аморальность ее «идейных вдохновителей» и даже не низкий уровень жизни населения, сколько жадность людей.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,8623
 0,1252
0,30
EUR
1
43,5159
 0,1175
0,27

Курс обміну валют на вчора, 10:26
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,6271  0,17 0,40 42,3338  0,04 0,08
EUR 43,4438  0,07 0,16 44,2425  0,05 0,11

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,8833  0,14 0,33 41,9300  0,12 0,27
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес