Фінансові новини
- |
- 27.12.24
- |
- 11:56
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
| |
"Два найважливіших дні у житті: день, коли ми з'явились на світ, і день, коли зрозуміли навіщо" Марк Твен |
Зарплатников подставят.
17:21 28.07.2008 |
Участники карточного рынка начали избавляться от своих сетей. Они уже не желают самостоятельно обслуживать банкоматы и POS - терминалы и передают их в управление специализированным компаниям, а иногда идут еще дальше - продают. Финансисты уверяют, что затеяли это не только чтобы избавиться от головной боли, но и повысить качество обслуживания карт. Платить за него придется клиентам - эксперты допускают повышение тарифов на снятие наличности в банкоматах.
Первые отказы от обслуживания банкоматных сетей начали поступать от банков еще весной. Тогда Альфа - банк передал в управление Украинскому процессинговому центру (УПЦ) 100 банкоматов: по договору они остались в собственности финучреждения, однако всю техническую работу по их обслуживанию взяла на себя специализированная компания. Как стало известно "ДС" на прошлой неделе, аналогичное соглашение процессинговый центр сейчас начал готовить и с Райффайзен Банком Аваль. Предполагается, что в рамках пилотного проекта в сервис УПЦ будет передана лишь часть из 2,3 тыс. автоматов финучреждения (11% рынка). После его успешной реализации стороны станут договариваться об обслуживании всей банкоматной сети. По иному к аутсорсингу недавно подошел Дельта Банк: не имея в наличии собственных устройств, он договорился об аренде банкоматов (с функцией принятия наличных) с Украинским процессинговым центром и в одночасье обзавелся сетью автоматов со своим брэндом: уже работает около 20 объектов, в планах - подключение еще 50. Значительно дальше аутсорсинга недавно пошел УкрСиббанк. "Правда, в отличие от коллег он занялся не банкоматами, а POS - терминалами. По слухам, сеть в 620 терминалов была продана компании Global Payments", - сообщил "ДС" зампред одного из столичных финучреждений. Теперь покупатель не только обслуживает устройства с брэндом УкрСиббанк, но и получает прибыль от их работы.
Финансисты считают отказ банков от обслуживания собственных банкоматов и терминалов естественным процессом. "По этому пути уже давно пошли западные финучреждения: сервисом их сетей не первый год занимаются специализированные компании, они же сфокусировали свое внимание на более важных вещах - продаже услуг. Нам стоит перенимать эту практику и даже идти дальше: нанимать сторонние фирмы для проведения карточных операций. То есть мы готовы арендовать серверы с программным обеспечением, чтобы кто - то за нас обрабатывал карточные транзакции, после чего "сливал" нам проводки по счетам клиентов. Недавно мы объявили тендер для отбора специализированной компании, которая бы выполняла эти функции", - рассказал в интервью "ДС" операционный директор Дельта Банка Евгений Плотица.
Основная причина перехода банков к аутсорсингу - это экономия средств. "Передача нашей банкоматной сети на обслуживание позволяет нам не только повысить качество обслуживания клиентов, отдав непрофильную функцию компании - профессионалу, но и экономить до 30% затрат на сеть", - призналась "ДС" заместитель председателя правления Альфа - банка Елена Лукьянчук. Еще больше экономят финучреждения, которые не успели обзавестись своими автоматами для обслуживания карточек и сразу перешли к их аренде. По словам специалистов, средняя стоимость аренды одного банкомата сегодня составляет до $1 тыс. в месяц, а цена покупки нового устройства - $35 тыс. Банки - новички, как правило, прибегают к аренде сетей, чтобы сэкономить время. "Для них очень важен вопрос быстрого выхода на карточный рынок. А если финучреждение будет делать это самостоятельно, то процесс займет не менее года - двух", - отметил в разговоре с "ДС" председатель правления УПЦ Антон Романчук.
Кроме всего прочего, рост интереса банкиров к аутсорсингу поясняют стремлением к улучшению качества. Ведь отдавая в обслуживание свои банкоматы и терминалы либо арендуя чужие, финучреждения заключают со специализированными компаниями так называемое соглашение об уровне сервиса. По нему фирма берет на себя обязательство по предоставлению услуг определенного качества. "Указывается конкретная цифра - например, банкомат должен предоставлять услуги клиентам не менее 97 - 98% всего времени суток. На сегодняшний день устройства, скажем, Райффайзен Банка Аваль доступны потребителям 94 - 95% времени, и это неплохо по мировым стандартам. Но доведя банку с широкой сетью данный показатель до 97%, мы предупредим жалобы тысяч клиентов", - подчеркнул в беседе с "ДС" г - н Романчук.
При аутсорсинге такое повышение качества работы банкоматов не отразится на стоимости услуг для рядовых клиентов. Их начнут вводить в расходы после продажи финансистами своих банкоматных сетей специализированным компаниям. По прогнозам специалистов, первые такие сделки на рынке могут произойти уже в 2009 г. И в первую очередь от них пострадают держатели зарплатных карт, которые сегодня имеют возможность бесплатно снимать наличность в автоматах своего банка. Как только их банкоматы будут проданы, им придется пользоваться чужими и платить за это как минимум 1% плюс 3 грн. за каждую операцию. Ожидается, что активнее всего к аутсорсингу и продажам будут прибегать банки с западным капиталом, которых к этому станут подталкивать материнские структуры, давно работающие по таким схемам. Те же иностранцы займут новую нишу - сервисные компании, обслуживающие карточные сети банков. Интерес к нам уже проявили одни из сильнейших мировых игроков в этом сегменте - американские First Data и Global Payments, а также скандинавский TietoEnator.
Антон Одарюк