Фінансові новини
- |
- 05.11.24
- |
- 09:18
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Среднерусский лохотрон
17:51 25.10.2007 |
Сбербанк начал замену сберкнижек на пластиковые карточки. Модернизация проводится в обязательном порядке, а малоимущие клиенты поставлены перед фактом, что должны платить за обслуживание "пластика".
Как стало известно "Газете.Ru", крупнейший банк России развернул активную кампанию по замене сберегательных книжек своих клиентов на пластиковые карты. В первую очередь это коснулось счетов, на которые приходят социальные пособия. "Чуть больше месяца назад увидела объявление - всем до конца 2007 года поменять сберкнижки на карты", - сообщила одна из наших читательниц из города Фрязино. На сберкнижку она получает детские пособия. Но, по ее сведениям, подобные предписания выдавались и пенсионерам.
Как только женщина перезаключила договор со Сбербанком, ее ждал ряд неприятных сюрпризов. "Я узнала, что будет ежегодная комиссия и даже плата за справку о наличности, - пожаловалась читательница. - Про комиссию оператор в банке сказала так - в конце года будут снимать 120 - 150 рублей, а в 2008 году - 250 рублей. А 15 рублей мне "списал" сам банкомат, когда я попросила справку об остатке на счете". Эти суммы вовсе не кажутся маленькии получателям детских пособий, размер которых составляет 150 рублей в месяц. "Ради чего у нас, малоимущих, последнее забирать", - недоумевает читательница.
Вряд ли такой услуге обрадуются и пенсионеры: ведь за нее им придется выложить практически всю прибавку к пенсии в 300 рублей, которую пообещал им президент.
В головном офисе Сбербанка Газете.Ru не смогли прояснить ситуацию. В пресс - службе заявили, что не слышали о программе внедрения социальных пластиковых карт.
Между тем, как выяснила "Газета.Ru", замена на "пластик" идет не только в Подмосковье, но и, как минимум, во всем Среднерусском банке Сбера, к ведению которого относятся еще и Брянская, Калужская, Рязанская, Смоленская, Тверская и Тульская области.
"Это будет дебетовая социальная карта платежной системы MasterCard Maestro", - рассказали в управлении банковских карт Среднерусского банка Сбербанка корреспондентам, которые представились клиентами. Правда, суммы комиссий там назвали несколько иные, чем читательница. "Обслуживание такой карты будет льготным, за первый и последующие годы плата за карту составит 50 рублей в год, - заверил консультант. - Снимать деньги с карты в банкоматах Сбербанка можно будет бесплатно. Также бесплатно можно будет узнать текущий баланс на карте, однако при желании получить справку о последних 10 операциях по карте с вас спишут 15 рублей".
Однако при заключении соглашения с банком клиентов извещают, что обслуживать их будет Мобильный банк (Мегафон). Его услуги доступны всем держателям карт сбербанка. Этот Мобильный банк оперативно отзванивается клиентам, извещая их о постановке на учет. С его помощью они также могут узнать о состоянии счета.
Сначала эту услуга бесплатна, но по прошествии 3 месяцев начинает обходиться по 30 рублей в месяц, или 360 рублей в год.
В Среднерусском банке подтвердили, что менять книжки на карточки придется обязательно. "Замена проводится в обязательном порядке. Процесс растянут во времени, но рано или поздно переходить придется всем", - сообщили в управлении банковских карт. На каком основании это делается, выяснить не удалось. "Мы внедряем новые технологии, модернизируем систему. Вам же будет проще", - "утешил" консультант.
У банка едва ли есть законные основания для такой принудительной замены, отмечают юристы.
Если бы Сбер сохранил условия обслуживания, вопросов бы не было. "Ни книжка, ни пластиковая карта сами по себе не влекут каких - то обязательств между банком и его клиентом. Они - лишь внешняя форма управления банковского счета. Поэтому суть правовых отношений остаётся неизменной, несмотря на переход на "пластик", - объясняет руководитель юридического отдела группы компаний "Градиент Альфа" Константин Проничев. А вот законность введения комиссии можно оспорить. "Если банк начинает брать дополнительные деньги за выпуск и годовое обслуживание карт, то это является односторонним ухудшением условий договора со стороны банка, на основании чего клиент может в одностороннем порядке расторгнуть договор, - отмечает Проничев. - В любом случае, об изменении тарифов клиент должен предупреждаться заблаговременно".Погасить сберкнижку тем клиентам, кто отказывается от навязанной услуги, банк по своей инициативе не имеет права."Если клиент отказывается менять книжку на карту, это не может служить основанием для прекращения договора с ним банком", - заявляет Проничев. Конечно, банк тоже можно понять: после смены всего оборудования он технически не сможет работать с сберкнижками. "Но ограничение операций по счёту, оформленному не картой, на основании лишь внутреннего документа банка незаконно", - уверен юрист.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека (Роспотребнадзор), отстоявшая интересы клиентов банка "Русский стандарт", жалоб на Сбербанк пока не получала. "Пока таких обращений к нам не поступало, - сообщили "Газете.Ru" в пресс - службе Роспотребнадзора. - Но если жалобы от граждан появятся, мы будем разбираться, имеет ли место нарушение их прав".
Впрочем, вполне возможно, что Среднерусский банк действовал не по распоряжению "сверху", а по собственной инициативе. "К сожалению, руководство некоторых подразделений имеет совершенно иное видение развития услуг для населения, чем центральное управление. Они ставят свои бизнес - задачи и, порой, грешат злоупотреблением возможностей", - признал анонимный источник в Сбербанке. На вопрос, почему же Сбербанк не предоставил получателям дотаций новую услугу бесплатно, источник ответить не смог.
Екатерина Мереминская, Сюзанна Камара, Светлана Романова