Фінансові новини
- |
- 19.01.25
- |
- 17:05
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Крупнейшие отечественные банки нарушают закон, навязывая заемщикам дружественные страховые компании
09:41 26.01.2007 |
В этом на практике убедился корреспондент "ДЕЛА".Недавно в Интернете прочитал статью, в которой заемщик жалуется на крупный банк, давший ему кредит на покупку автомобиля и посоветовавший застраховать его в конкретной страховой компании (в ином случае получить ссуду человек бы просто не смог). В скором времени заемщик попал в аварию, а навязанный ему страховщик не выплачивал страховку в течение полугода. Возмущенный потерпевший обратился в банк: "Как же так, вы же советовали застраховаться в компании Х!". В банке, разумеется, ответили, что это не их проблема и помочь они ничем не могут.
Эта статья дала повод в очередной раз запустить программу "Таинственный заемщик" - под видом простого, не разбирающегося в финансах клиента банка выяснить, легко ли заемщику самостоятельно (на свое усмотрение) выбрать страховщика при оформлении кредита. На этот раз я решил проэкзаменировать 10 крупнейших банков: ПриватБанк (ул. Костельная), Райффайзен Банк Аваль (ул. Прорезная), УкрСиббанк BNP Paribas Group (ул. Мельникова), Проминвестбанк (ул. Софиевская), Укрсоцбанк (ул. Белорусская), ОТП банк (ул. Михайловская), банк "Надра" (ул. Мельникова), банк "Финансы и Кредит" (ул. Владимирская), Ощадбанк (ул. Прорезная) и банк "Форум" (ул. Елены Телиги).
Опасения относительно заангажированности банков подтвердились сразу. После посещения ПриватБанка. Когда я будто бы согласился взять кредит на машину и завел разговор о страховании, девушка - консультант сразу же мне заявила, что банк сотрудничает только со страховой компанией "Ингосстрах" (Днепропетровск). На вопрос, можно ли пойти к страховщику, к которому я хочу, мне ответили отказом. "Мы работаем только с "Ингосстрахом", - рассказала девушка. - Если вы не хотите страховаться в этой компании, то кредит мы не оформим".
Аналогичная ситуация сложилась и в Укрсоцбанке, который также работает только с одной страховой компанией - "Орантой". В этом банке я также не могу самостоятельно выбрать страховщика. Сразу хочу отметить - это противоречит действующему законодательству. Как утверждают специалисты, банки не имеют права навязывать клиенту услуги "своих" страховых компаний. "Принуждая страховаться в определенной компании, банк нарушает Закон "О страховании", а также Закон "О защите прав потребителей", - отмечает генеральный директор Ассоциации страхователей Украины Леонид Хорин. - В таком случае клиент может отказаться от страхования в выгодной банку компании и настаивать на своей".
Следующим банком, в который я обратился за кредитом, был Райф - файзен Банк Аваль. В нем мне объяснили, что сотрудничают только с аккредитованными страховыми компаниями. То есть я могу выбрать одного из 28 предложенных банком страховщиков. Однако затем консультант вскользь отметил, что если мне все равно, то лучше остановиться на компании "Провита", так как с ней банк работает больше всего. Получается, что, несмотря на наличие определенного выбора у заемщика, его все равно подводят к какому - то одному страховщику.
Аналогичную ситуацию я наблюдал и в УкрСиббанке, где мне предложили 17 аккредитованных страховых компаний. Тем не менее, девушка - консультант сразу сказала, что лучше всего выбрать "Украинский страховой альянс", так как там и тарифы поменьше, да и специалист этой компании находится в банке и может меня сразу проконсультировать. Она только забыла уточнить, что у "Украинского страхового альянса" и Укр - Сиббанка одни собственники.
Кстати, когда я услышал название этой компании, сразу вспомнил случай с моим знакомым, который брал кредит в УкрСиббанке, застраховался именно в "Украинском страховом альянсе", а после аварии две недели не мог дозвониться в офис компании и еще несколько месяцев с большим трудом "выбивал" деньги.
В Ощадбанке и банке "Форум" мне также показали перечень из 20 - 30 аккредитованных страховых компаний и сказали, что я могу выбирать страховщика только из этого списка. Но что делать, если понравившейся мне компании в нем нет? Сами страховщики утверждают, что это нарушение моих прав. "Давайте исходить из того, что КАСКО - это добровольное страхование наземного транспорта, - отмечает заместитель председателя правления СК "Добробут" Игорь Ставицкий. - Слово "добровольный" указывает на то, что человек сам может выбирать страховую компанию, даже если она не аккредитована в банке, а также обращаться в Антимонопольный комитет, если в договоре банк указывает, где он должен застраховаться". По словам специалиста, заемщику следует отстаивать свои права. "Прецеденты, когда банк согласился на требования клиента относительно страховщика, были неоднократно, - говорит Ставицкий. - Только нужно общаться не с начальником кредитного отдела, а с руководителем банка". Правда, сделать это не так легко...
Следующим банком, в который я хотел зайти, был Проминвестбанк. Однако на входе в финучреждение меня остановил охранник. После того как я объяснил, что хочу получить кредит, мне посоветовали позвонить по телефону, который находится в холле, и поговорить со специалистами кредитного отдела. На мое желание лично пообщаться с сотрудниками банка охранник ответил отказом, поскольку у меня нет пропуска. Наверное, у Проминвестбанка сейчас переизбыток в клиентах, поэтому их запретили пускать в банк. А если серьезно, по - моему, это просто неуважение к клиенту. Заемщик лично приехал в банк, потратив при этом свое время и деньги, для того чтобы задать интересующие его вопросы и получить печатную информацию о кредите, а его посылают общаться с телефонной трубкой. Лично я в Проминвестбанк больше не приду, а общаться по телефону я и дома могу.
В ОТП банке меня у порога встретила девушка - секретарь. Узнав о моем желании проконсультироваться по поводу кредита на машину, мне ответили, что это возможно только после того, как я соберу все документы и приду оформлять ссуду. Затем мне вручили распечатки с условиями кредитования. Получается, я должен собрать все документы (банк требует предоставить 8 справок), а только потом его специалисты примут меня и ответят на вопросы. Но я хочу узнать некоторые нюансы сразу, или в банке полагают, что у них самые выгодные условия кредитования, и как только я прочту распечатку, я тут же побегу оформлять ссуду?
Самый большой выбор страховых компаний у двух крупнейших банков - "Надра" и "Финансы и Кредит". Специалисты кредитного отдела "Финансы и Кредит" рассказали, что работают с 50 страховыми компаниями, а выбирает страховщика сам клиент, причем приоритета ни у одной страховой компании нет. Банк "Надра", в свою очередь, работает с 67 страховыми компаниями и тоже предоставляет полное право выбора страховщика клиенту.
Мельничук Олег