Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Инвестгазета": Госбанки ходят парами

Почти пять лет правительство пыталось создать банк реконструкции и развития. И вот прорвало. Сразу два ведомства приступили к воплощению кабминовской идеи с одной и той же целью - насытить экономику дешевыми деньгами. Нацбанк создает Банк содействия развитию, а Украинская государственная инновационная компания - Украинский банк реконструкции и развития. Оба ведомства уверены в неэффективности проекта друг друга. И оба правы

Тема создания Украинского банка реконструкции и развития (УБРР) всегда была одной из наиболее популярных для всех без исключения правительств, начиная с Кабмина Валерия Пустовойтенко. Власти видят в организации банка единственно возможный способ сделать кредиты доступными для предприятий. Но если раньше на реализацию этой идеи не хватало бюджетных средств, то теперь появилась возможность обойтись и без них. Кабмин с легкостью дал "добро" инновационной компании и Нацбанку на создание банков по своему усмотрению. Правительство можно понять. Затрат почти никаких, зато будет из чего выбрать.

Инновационная компания создает банк практически за свой собственный счет. Из бюджета она получит только 20,8 млн. грн. Причем это деньги самой же компании, перечисленные в казну еще в 2002 году как раз на создание банка. Источники финансирования другого проекта - Банка содействия развитию - пока не ясны. Но, вероятно, больших средств не потребуется, поскольку банк планируется организовать на базе Немецко - украинского фонда. Однако дело не столько в деньгах, сколько в целесообразности создаваемых структур. Инновационная компания планирует к концу года сформировать уставный фонд банка в размере 100 млн. грн.

А в 2004 - м капитализация банка увеличится до 250 млн. грн., для чего в состав акционеров, по неофициальной информации, будут привлечены три иностранных банка - Rabobank (Голландия), Standart Charted Bank (Великобритания), Lloyds Bank (Великобритания) и еще три украинских банка - "Синтез", "Имэкс - банк" и "Таврика". Поскольку УБРР задумывается как банк первого уровня, то есть как обычный коммерческий банк, напрямую кредитующий предприятия, даже 250 млн. грн. вряд ли хватит, чтобы предоставлять средства для реализации долгосрочных проектов. Банк просто не сможет выполнить обязательные нормативы Нацбанка. Поэтому инновационная компания собирается обратиться к НБУ с просьбой ограничить для создаваемого банка действие банковского законодательства на несколько лет.

Нацбанк, реализующий собственный проект, на уступки идти не намерен. По мнению председателя НБУ Сергея Тигипко, Украине необходим банк второго уровня, который бы кредитовал предприятия через систему коммерческих банков. Идея же создания банка, предоставляющего средства клиентам напрямую, не сработала во многих странах с переходной экономикой. По его словам, НБУ будет тщательно контролировать работу УБРР и никаких преференций предоставлять не станет.

Отказав инновационной компании в поддержке, Сергей Леонидович лишил УБРР возможности стать банком долгосрочного инвестирования. В лучшем случае из УБРР получится обычный средний банк без особых перспектив, в худшем - его постигнет судьба Госиннофонда, не щадившего бюджетных средств на инновационные проекты. Два года назад его просто ликвидировали. А долги предприятий перед фондом инновационная компания возвращает до сих пор.

Не следует ожидать большого эффекта и от создания Банка содействия развитию.

Будучи банком второго уровня, он не ограничен в своих кредитных возможностях. Особенно если Нацбанк предоставит ему свои средства на длительные сроки или "подтянет" кредитные линии международных финансовых организаций. Но ведь клиентами Банка содействия развитию будут коммерческие банки, которых упрекают в недостаточном кредитовании экономики. Вряд ли банкиры возьмут деньги у БСР и на свой собственный страх и риск предоставят дешевые кредиты на сроки свыше 5 лет.

Просчитать возможность возврата средств, выданных на таких условиях, чрезвычайно сложно, а иногда и невозможно. Ведь проблема не в том, чтобы насытить предприятия дешевыми деньгами, а в их способности вернуть средства. Поэтому и в случае организации Банка содействия развитию правительство не получит мощный финансовый институт для поддержки экономики.

Вместо создания нежизнеспособных структур властям следовало бы обратить внимание на существующие госбанки. Гораздо проще было бы основать банк реконструкции на базе Укрэксимбанка. Несколько сотен дополнительных миллионов, вложенных в него, позволят банку расширить свои кредитные операции. Аналогичный проект можно реализовать на основе Ощадбанка, предварительно укрепив его менеджмент и улучшив финансовое положение. Но, вероятно, новый банк лучше старых двух. Ведь он не обременен долгами и обязательствами. При умелом подходе всегда можно найти, что реконструировать или развивать, особенно когда на носу очередная предвыборная гонка.

Хронология создания Украинского банка реконструкции и развития

Январь 1998 г. Своим Указом "О внедрении режима жесткого ограничения бюджетных расходов и о мерах по обеспечению бюджетных поступлений и предотвращению финансового кризиса" Президент Украины Леонид Кучма обязал Кабмин, НБУ и ФГИУ в первом полугодии 1998 года создать Украинский государственный банк реконструкции и развития. Средства на его создание должны были быть выделены из Государственного инновационного фонда и фонда приватизации. Согласно указу финансирование государственных централизованных капиталовложений должно осуществляться только через этот банк.

Июль 1998 г. Кабмин своим постановлением "О мерах по реализации программы деятельности правительства" поручил вице - премьеру Сергею Тигипко взять под контроль выполнение мероприятий по созданию банка реконструкции и развития.

Июль 2000 г. Указом Президента "О мерах по укреплению банковской системы" Кабмину и Нацбанку предписано в первую очередь рассмотреть вопрос о создании Земельного банка и Украинского банка реконструкции и развития.

Октябрь 2001 г. В распоряжении Кабмина "Об утверждении программы деятельности правительства" говорится о необходимости активизировать кредитование приоритетных и инновационных проектов через Украинский государственный банк реконструкции и развития.

Сентябрь 2002 г. Своим постановлением "Об утверждении плана мероприятий по выполнению программы развития инвестиционной деятельности на 2002 - 2010 годы" Кабмин обязал Минэкономики разработать план создания Украинского банка реконструкции и развития.

Май 2003 г. Кабмин поручил Государственной инновационной компании выступить учредителем Украинского банка реконструкции и развития, разработать в двухмесячный срок его устав, план развития до 2005 года и определить перечень активов, которые будут переданы на баланс банка.

Дмитрий ГОНГАЛЬСКИЙ

За матеріалами: ИНВЕСТГАЗЕТА
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,2796
 0,0350
0,08
EUR
1
43,6532
 0,1855
0,43

Курс обміну валют на 15.11.24, 10:46
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,9788  0,08 0,20 41,6023  0,08 0,18
EUR 43,3808  0,23 0,53 44,1500  0,26 0,58

Міжбанківський ринок на 15.11.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2625  0,01 0,02 41,3000  0,01 0,02
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес