Фінансові новини
- |
- 16.11.24
- |
- 21:18
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Инвестгазета": Процент с бюджета
13:05 18.07.2002 |
Расходы всех без исключения 12 тыс. местных бюджетов обслуживаются банковскими учреждениями. Ни одно ведомство, кроме местных властей, не знает ни названия этих банков, ни их количества, ни тем более каковы остатки городских или районных бюджетов на банковских счетах. Зато финансовая независимость чиновников на местах уже давно стала неплохим заработком для тех же коммерческих банков. Бюджетные деньги - один из самых дешевых ресурсов, объемы которых из года в год только возрастают
Благодаря усилиям прежнего правительства деньги госбюджета удалось перевести на так называемую казначейскую модель исполнения. Все доходы, как и расходы, четко фиксируются в Госказначействе. Ни тебе возможности выйти за установленный лимит бюджетных платежей, ни стребовать дополнительных денег. Все четко по графику.
Иное дело - местные бюджеты. В прошлом году правительству удалось перевести на обслуживание в казначейство доходы городов и районов, тогда как расходы по - прежнему неподконтрольны ни одному госучреждению, кроме местных администраций. Это означает как минимум полную финансовую независимость губернаторов и мэров, максимум - потерю государством значительной доли финансовых ресурсов. Куда и на какие цели идут деньги из бюджетов городов или районов, в столице могут только догадываться.
Роль казначейства на местном уровне успешно заменяют банки. Причем бизнес на обслуживании местных бюджетов становится все прибыльнее. Каждый год бюджет растет. Соответственно увеличиваются дотации и субвенции из госбюджета местным бюджетам. В этом году их размер составляет около 20 млрд. грн. Вдобавок к этому в прошлом году стартовала межбюджетная реформа. Власти на местах получили стимулы для увеличения своих доходов и расходов, оставляя себе долю от налоговых платежей в случае их превышения над плановыми показателями. Если общий фонд госбюджета хронически не выполняется, то местные бюджеты наполняются с избытком. О таких клиентах любой банк может только мечтать.
Кассовый расчет
Точно определить долю того или иного банка на "рынке" обслуживания местных бюджетов невозможно. Как ни парадоксально, банки, имеющие отношение к бюджетным деньгам, не обязаны отчитываться ни перед одним центральным органом исполнительной власти. Никакой статистики просто не существует в природе. Однако известно, что лидирующие позиции здесь занимают банки, входящие в восьмерку крупнейших. Прежде всего, это относится к тем из них, которые владеют наиболее широкой филиальной сетью. По неофициальным данным, безусловным лидером является банк "Аваль". На его долю приходится порядка 60% местных бюджетов. За ним идут ПриватБанк и Ощадбанк. Доля всех остальных банков крайне невелика. Но и среди них существуют банки, обслуживающие громадные, по украинским меркам, бюджетные ресурсы.
Наиболее предпочтительными клиентами являются крупные города. Киев - первый из них. Второй, естественно, - Севастополь. В бюджеты обоих городов переданы некоторые налоги общегосударственного значения. Киев имеет право оставить у себя 50% налога на прибыль предприятий. А бюджет Севастополя может получать половину доходов общего фонда госбюджета, превышающих плановые показатели.
Бюджеты городов тоже существенно выше, чем районных центров. Бюджет Киева достигает почти 4,5 млрд. грн. Причем город гораздо платежеспособнее самого государства: профицит бюджета столицы в этом году должен составить более 1 млрд. грн.
Банки предоставляют своим "бюджетным клиентам" несколько видов услуг. Прежде всего, это расчетно - кассовое обслуживание бюджетных организаций, к которым относятся дошкольные учреждения, школы, поликлиники, больницы, ЖКХ и так далее. Кроме этого, банки могут выдавать кредиты местным бюджетам на покрытие кассового разрыва.
В Киеве своеобразным расчетным центром города является банк "Хрещатик". Одним из его акционеров является киевская горгосадминистрация. Сотрудничество с городом заметно сказалось на положении "Хрещатика" в банковской системе. В 1999 году по размеру чистых активов банк находился на далеком 60 - м месте. Теперь он входит в тридцадку.
Впрочем, по мнению председателя правления банка Дмитрия Гриджука, обслуживание городского бюджета и некоторых районов Киева не является выгодным видом бизнеса. По его словам, остатки на счетах городского бюджета в этом году снизились в среднем с 70 до 30 млн. грн. в день. При этом банк не взимает плату за обслуживание бюджетных средств. Наоборот, в бюджет выплачивается 5% годовых от размера остатков на счете.
Банк может получить прибыль только в том случае, рассказывает банкир, если средства бюджета удастся разместить на рынке межбанковского кредитования по процентным ставкам выше 5% годовых. Сейчас ставки овернайт (кредиты на ночь) колеблются в пределах 1 - 4% годовых. Поэтому на данный момент обслуживание средств бюджета приносит банку убытки.
Кроме того, по словам Дмитрия Гриджука, бывают ситуации, когда на счета банка поступают значительные суммы из городского бюджета в конце операционного дня. А уже наутро эти деньги должны быть перечислены, например, бюджетным учреждениям. Банк просто не успевает разместить эти средства на межбанке, но обязан заплатить в бюджет все те же 5% годовых.
Как отметил банкир, если бы "Хрещатик" не был связан акционерным капиталом с городской администрацией и не участвовал в реализации тех или иных проектов, вполне возможно, что банк вообще отказался бы от обслуживания средств Киева.
Приблизительно такой же точки зрения придерживается и банк "Форум", который обслуживает местный бюджет Днепровского района Киева. По словам начальника операционно - кассового управления банка Натальи Кобец, обслуживание местного бюджета уже не так выгодно, как было раньше. Остатки по бюджетным счетам района за последний год уменьшились почти в 10 раз в связи с переводом большинства бюджетных счетов на казначейское обслуживание. Кроме того, банк не получает платы за расчетно - кассовое обслуживание бюджета. В смете затрат бюджетников просто не предусмотрены расходы на эти цели.
Отношения банка с местными бюджетами не ограничиваются только расчетно - кассовым обслуживанием. Например, Киевская горгосадминистрация может получать в банке "Хрещатик" кредиты на покрытие так называемых кассовых разрывов. Например, необходимо выплатить отпускные учителям, а денег в городском бюджете недостаточно. В этом случае банк предоставляет городу заем. Стоимость кредита, естественно, несколько ниже рыночной, но вместе с тем приносит банку определенную прибыль. То же самое происходит в случаях, когда банки обслуживают крупные предприятия. Большие остатки на счетах гарантируют более мягкие условиях по кредитам.
Как заявил в интервью "Инвестгазете" председатель правления банка "Аваль" Александр Деркач, "я никогда не понимал те банки, которые отказываются работать с деньгами бюджета. Сейчас очень интересно сотрудничать с местными бюджетами, которые "Аваль" кредитует уже не один год. Даже по самым маленьким городам у нас за 5 лет не было ни одного случая, когда кредит не возвращался. А с точки зрения перспективы местные бюджеты становятся для банков особенно привлекательными. Ведь полномочия местных органов самоуправления постоянно расширяются. Соответственно, увеличивается объем средств, которыми они оперируют. Как можно терять таких клиентов?"
Деньги на "социалке"
Рано или поздно правительство все же переведет расходы местных бюджетов из банков на обслуживание в Госказначейство. Правительство планирует завершить этот процесс до конца года. Но скорее всего, казначейство получит полный контроль над местными финансами в 2004 - м. Правда, банки все равно останутся с бюджетными средствами.
Право выплачивать наличные деньги они не потеряют никогда. Казначейство не сможет самостоятельно заниматься этой деятельностью. Для этого необходимы широкая филиальная сеть, банковские хранилища, персонал и так далее. Да и само Госказначейство не намерено заняться выплатой зарплат. Это просто не входит в его функции.
Непосредственно из госбюджета сумма выплат на заработную плату составляет чуть менее 9 млрд. грн. в год. Это, не считая трансфертов населению, ежегодной разовой денежной помощи и так далее. Выплаты зарплат обслуживают семь уполномоченных банков - Ощадбанк, Укрэксимбанк, Укрсоцбанк, "Аваль", Проминвестбанк, Правэкс - банк и ПриватБанк.
Каждый из них "ведет" вполне состоятельных клиентов. Например, Укрэксимбанк осуществляет выплаты зарплат черед пластиковые карточки работникам Госказначейства, Счетной палаты, Контрольно - ревизионного управления. А клиентами Правэкс - банка являются Верховная Рада и Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко.
Как рассказали в отделе маркетинга и развития управления платежных систем Укрэксимбанка, плата при снятии наличных через банкоматы банка с бюджетников не взимается. Стоимость карточек для работников госведомств составляет всего 1 грн. А заинтересованность банка в обслуживании наличных выплат заключается в том, что обычно с карточек снимается сразу не более 30% средств. То есть банк получает на некоторое время дополнительные ресурсы. Тем более что фонд заработной платы у ряда госучреждений довольно большой. К примеру, в этом году из госбюджета на выплату зарплат парламенту выделено почти 60 млн. грн., КНУ им. Тараса Шевченко - 53 млн. грн., Госказначейству - чуть меньше 67 млн. грн.
Поскольку правительство обещает ежегодно увеличивать зарплату бюджетникам на 11,8%, обслуживание ее выплат всегда будет оставаться для банков неплохим способом заработка. Кроме того, осуществление социальных выплат позволит им существенно расширить спектр услуг для населения. Выпуск зарплатных карт - первый шаг в этом направлении
Дмитрий ГОНГАЛЬСКИЙ