Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Порошенко выводит Гонтареву из-под удара

На сайте Верховной рады появилось сразу два президентских законопроекта, направленных на изменение работы Нацбанка в части "развития институциональной состоятельности Национального банка Украины". Речь идет о документах 2742 и 2743. Менять в работе НБУ предлагается многое, но отдельно выделить стоит три основных момента.

Первое, в случае принятия документа, глава НБУ перестанет нести единоличную ответственность за то, что напридумывает Нацбанк в будущем. Статью, в которой такая ответственность была закреплена, предлагается просто выбросить. А кто же будет отвечать? По сути эту тяжелую ношу поделят между главой НБУ, его замами и Советом Нацбанка. Итак, в проекте президента, правление НБУ - это коллегиальный орган из 6-ти человек: главы и его замов. Но у главы Нацбанка - решающий голос, один за два, но таким правом он сможет воспользоватся лишь в том случае, если голоса при рассмотрении того или иного решения разделятся поровну. Т.е. все текущие решения принимаются не одним, а шестью руководителями ведомства. Причем сидеть замы в своих креслах должны по семь лет (как и члены совета НБУ). В этой связи, даже как-то обидно за главу - ему то кресло дается на 5 лет, и то сохраняется высокая вероятность, что Верховная Рада уволит его досрочно за что-то там.

Впрочем, кроме как уволить председателя НБУ теперь Верховная Рада особо больше ничего и не может. Думается, Олег Ляшко расстроится, узнав, что теперь побросать "долларам" и пообзывать руководителя главного финансового ведомства не выйдет. Помните, на каком основании депутаты с завидной регулярностью вызывали Гонтареву в Раду? Это пункт о том, что подотчётность НБУ включается в себя "доклад главы НБУ о деятельности Нацбанка" в парламенте. И как часто должно происходить такое "докладывание", зависило от усмотрения (точнее благоразумия) нардепов. Но, учитывая, что с благоразумием у Рады всегда были проблемы, упомянутую процедуру предлагается строго регламентировать: "Глава НБУ один раз в год докладывается ВРУ о деятельности Нацбанка". Все.

Впрочем, попробовать спросить с руководства НБУ и в других случаях нардепы смогут, например, у своих выдвиженцев - членов Совета НБУ. По задумке Совет будет больше неким рекомендательно-наблюдательным органом, пишущим одну бумажку в год за спасибо. Членам совета предлагается платить полноценное денежное вознаграждение за работу, и, соответственно, требовать от них принимать полноценное участие в принятии решений и нести за них ответственность. Ведь кроме всего-всего прочего именно Совет НБУ будет назначать и увольнять замов Главы, а также главного аудитора (и, кстати, утверждать методику определения вознаграждения членам совета, т.е. самим себе). Правда, сэкономить решили на количестве - число членов совета НБУ сократят с 15 до 9, и собираться они должны не реже 10 раз в год (вместо 4-х ныне оговоренных).

Кстати, о вознаграждении. Зарплаты сотрудников НБУ, по предлагаемому законопроекту, теперь не будут ограничиваться законом "О госслужбе". Так что есть все шансы, что мечта Гонтаревой сбудется и она больше не будет жить на 7 минимальных зарплат.

Второе, бюджет больше не увидит тех сумм, которые в последние годы получал от НБУ. Напомним, сейчас НБУ должен ежегодно перечислять 50% своей прибыли в госбюджет, а остальное отправлять на пополнение резервов. Теперь предлагается прибыль сначала направить на пополнение резервов (пока они не достигнут 10% обязательств Нацбанка), и только в случае, если вдруг этот показатель будут превышен, излишком можно пополнить бюджет. Впрочем, норма о 10% (правда не в столь категоричной форме) есть и в нынешней редакции закона. Но депутаты с завидно регулярность ее игнорировали. Например, в этом году законом о госбюджете снизили до 4% (а хотели и того 3%). Да и перечислял НБУ в бюджет далеко не 50%, как указано в базовом законе. В 2014 году это было 22,8 млрд грн, тогда как прибыль по итогам 2013 года составила 11,9 млрд грн. В 2013 году НБУ перечислил 28,3 млрд грн, при том, что его прибыль за 2012 год составляла 16 млрд грн. На этот случай в президентском законопроекте отдельно указано, что изменения в закон "О Национальном банке Украины" нельзя будет вносить никакими другими нормативными актами, кроме как отдельным законом об изменении именно этого закона. То есть никак не законом о госбюджете.

Кстати, согласно законопроекту, Нацбанк вообще не обязан будет составлять смету на будущий год по доходам. Что, в общем-то правильно. Доходы НБУ в основном составляют проценты от предоставления кредитов и операций с валютой. Но предсказать заранее, кому из банков понадобиться рефинансирование, или с какими суммами НБУ будет выходить на валютный рынок с целью его регулирования - задача из области гадания на кофейной гуще. Это что-то из разряда, сколько штрафов должен собрать налоговый инспектор или инспектор ГАИ. Но последние показатели постоянно вызывают критику экспертов, а вот планирование работы НБУ по доходам почему-то долго считалось само-собой разумеющимся. Но теперь, если не будет планов, то даже формально нельзя в проект бюджета включать показатель поступлений от НБУ.

И, третье, Кабмин не сможет вмешиваться в работу Нацбанка, а вот НБУ - сможет. Если вкратце, то помните, как Гонтарева говорила, что она не несет ответственности за курс в госбюджете. Так вот, теперь она сможет кричать об этом еще громче. НБУ не будет обязан подавать Кабмину информацию о "монетарных процессах", участвовать в составлении прогноза госбюджета, предоставлять показатели валютно-курсовой политики на будущие годы и т.д. То есть премьеру не на кого будет свалить отсутствие проекта бюджета и оправдываться тем, что Нацбанк не подал цифры курса. Но самое забавное - глава НБУ или его замы имеют права присутствовать на заседаниях Кабмина, а члены Кабмина могут приходить на заседания правления НБУ только по приглашению. Причем, в отличии от ныне действующей нормы, никакого права голоса, сидя там, министры, иметь не будут.

Кроме всего вышеупомянутого в законопроекте есть и другие "плюшки" для НБУ. Тут и освобождение от ответственности в случае, если действия сотрудников привели к убыткам, и доступ к государственному реестру имущественных прав, и возможность издавать документы с ограниченным доступом, и мное другое. Глядя на все эти новшества, кажется, что шансы на прохождение у законопроектов не особо велики. Но, как говориться, чем черт не шутит...

Виктория Баранова

За матеріалами: Деловая столица
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,4305
 0,1466
0,37
EUR
1
42,8452
 0,0049
0,01

Курс обміну валют на сьогодні, 10:45
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4404  0,06 0,15 39,9880  0,06 0,16
EUR 42,6900  0,08 0,19 43,4772  0,11 0,25

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4900  0,12 0,30 39,5100  0,13 0,33
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес