Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Как собирались воровать с помощью Госзембанка

На этой неделе Верховная Рада приняла закон о ликвидации Государственного земельного банка (ГЗБ). Инициатива исходила от Кабинета министров - еще 25 апреля министр Кабмина Остап Семерак назвал Госзембанк коррупционной структурой и призвал ликвидировать его. В рамках антикоррупционной кампании банк, просуществовавший всего год, был ликвидирован.

Справедливости ради стоит отметить, что в громких коррупционных скандалах банк замечен не был. "Как может нарушать закон предприятие, которое по сути ни дня не работало?" - возмущается заместитель предправления Госзембанка Владимир Братчиков. Он по-прежнему уверен, что ГЗБ мог стать эффективным инструментом развития украинского аграрного сектора.

В итоге год работы банка обошелся налогоплательщикам примерно в 3 млн грн - именно такую сумму чистого убытка отразил ГЗБ в отчетности за 2013 год. Основная статья расходов - зарплата персонала, почти 10 млн грн, которую удалось частично компенсировать поступлением процентов по депозитам.

Можно сказать, что на этот раз народ Украины дешево отделался: планы у создателей Госзембанка были наполеоновские.

ЛІГАБізнесІнформ разобралась, от какого коррупционного монстра удалось избавиться стране.


Землю - банку

Двумя проектами нардепов-регионалов Евгения Сигала и Владислава Лукьянова, вынесенными на рассмотрение Верховной Рады в октябре и ноябре прошлого года, предлагалось передать в уставной фонд ГЗБ более 10 млн га госземель сельхозназначения. Для сравнения - у десяти крупнейших агрохолдингов Украины суммарно менее 3 млн га. "Банк-монополист получал право сам определять, кому, какую и почем сдавать землю в аренду", - объясняет президент Украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко. Причем, в отличие от крестьян, учреждение могло заключать сверхдлительные договора аренды - до 49 лет. На каких условиях - остается только догадываться.

"Создание госмонополии, тем более в условиях коррумпированности госвласти, - рискованный проект, дающий колоссальные возможности для обогащения отдельных людей", - утверждает генеральный директор Украинского клуба аграрного бизнеса Владимир Лапа.

Более того - проектами Сигала и Лукьянова предлагалось разрешить Госзембанку покупать земли даже во время действия моратория на продажу сельхозземель. Наличие единственного игрока на рынке в течение как минимум двух лет (отмена моратория планировалась на 2016 год) позволяло выкупать участки по заниженной или, наоборот, необоснованно завышенной стоимости.

"При этом для госструктуры, в отличие от других участников рынка, не устанавливалось никаких ограничений по размеру землевладения", - уточняет Козаченко. Добиться расторжения аренды с предыдущим пользователем, купить участок по бросовой цене и передать за копейки в аренду "нужным людям" - такой механизм работы для ГЗБ был вполне возможен.

Чей надел?

Вторая проблема - юридический статус земли, перешедшей в собственность банка. "Как только государственная земля внесена в уставной фонд банка, с формальной точки зрения она принадлежит уже не государству, а госпредприятию", - рассказывает глава Украинской аграрной ассоциации Владимир Макар. Предприятие в любой момент может обанкротиться и в счет погашения долга передать активы кредиторам. Примеров умышленного банкротства привлекательных госпредприятий в Украине много.

Еще одна опасность - размывание госпакета акций в банке. "То, что ГЗБ был на 100% государственным вчера, не значит, что он будет полностью принадлежать государству завтра: в любой момент может быть объявлена допэмиссия акций, которые выкупит частное предприятие", - говорит Макар. В качестве примера он приводит печально известные случаи "вымывания" государства из ХлебИнвестБуда и Хлеба Украины.

Конфликт интересов

Уникальность созданного в Украине Госзембанка - в многообразии его функций. Глава правления Transparency International Украина Андрей Марусов уточняет, что предложенная модель ГЗБ включала зоны ответственности трех различных организаций: органа управления государственной землей, банка и частного игрока рынка земли.

"Международный опыт показывает, что функции управления землей и кредитования аграриев всегда разделяются", - утверждает Марусов. Соединение этих функций неизбежно приведет к конфликту интересов.

"Банк мог выдавать кредит с целью потом взыскать в качестве погашения землю у частных владельцев", - приводит пример Владимир Лапа. Андрей Марусов видит обратную сторону конфликта: когда банковский департамент, напротив, заинтересован в погашении кредита и получении прибыли, а другое подразделение ориентируется на увеличение земельного банка.

Справиться с этими противоречиями было бы крайне трудно, если вообще возможно, считает заместитель руководителя проекта USAID Агроинвест Александр Калиберда. Он указывает, что попытка доверить одной структуре и коммерческую деятельность (как банку), и полномочия управлять землями сельхозназначения, которые находятся в госсобственности, и реализацию госпрограмм (как проводника аграрной политики государства), - весьма опрометчивый шаг, поскольку их цели зачастую противоположны. Эксперт обращает внимание, что все функции, делегируемые ГЗБ, уже есть у других госведомств, так что получалось простое дублирование.

Рейдер в овечьей шкуре

Владимир Макар называет еще две потенциально коррупционные схемы. Во-первых, право выкупа любой земли можно было использовать как инструмент давления на "неугодные" агрохозяйства. "Например, Госзембанк выкупает несколько наделов посреди поля и просто запрещает арендатору крупного участка проезд и их любое другое использование", - рассказывает Макар. Арендатор не может эффективно обрабатывать свою землю из-за этого запрета и вынужден или договариваться с монополистом, или отказывать от аренды поля.

Во-вторых, ГЗБ сам решал, кому и под какие проценты давать льготные кредиты. Формальные требования можно было обойти, и заинтересованные люди могли получить ссуду под символические проценты практически без залога или же за откат или другую благодарность. "Не исключена и схема, когда предприятие получало кредит, допустим, под 12% годовых, после чего просто помещало средства на депозит в другой банк под 22-25%", - объясняет Владимир Макар. Конечно, какие-то механизмы контроля использования средств формально бы существовали, но их эффективность в условиях тотальной коррупции вызывает обоснованные сомнения.

Раньше все эти аргументы, приводимые аграрными объединениями и представителями международных организаций, оставались без внимания. Пребывавшая у власти Партия регионов старательно продавливала принятие законов о Госзембанке, однако все равно не смогла собрать необходимое количество голосов. "Сейчас эта опасность миновала, учреждение ликвидировали раньше, чем оно полноценно начало свою работу", - резюмирует Козаченко из Украинской аграрной конфедерации.

Мнение другой стороны
Владимир Братчиков, заместитель главы правления Государственного земельного банка Украины

Главным образом нас обвиняли те, кто не дал себе труд разобраться в специфике работы нашего банка и не понимает принципов, на которых мы выстраивали свою структуру. Банк как раз и создавался для прозрачного и честного управления государственной землей Украины, для ликвидации коррупции в земельной сфере.

Ликвидация нашего учреждения выгодна и интересна некоторым международным организациям - тому же Мировому банку. Они изначально были против создания ГЗБ, два года боролись с нами и наконец побороли. Их цель понятна: после снятия моратория на продажу земли они получат возможность вкладывать свои деньги, которых очень много, в бесценный и ограниченный ресурс: украинскую землю.

В итоге Украина останется без земли, а вложенные деньги вернутся к западным финансистам: ведь они же будут нам продавать машины, технику. Существование Госзембанка было невыгодно и ряду наших депутатов-латифундистов. Они боялись, что появление единого оператора вскроет их незаконные схемы, пресечет возможность пользования землей без уплаты всех налогов и сборов.

Практика создания земельных банков уже доказала: в тех странах, где существует такое учреждение, махинации с землей сводятся практически к нулю. Очевидно, это оказалось не в интересах некоторых политиков и чиновников.

Иван Зайцев

 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,3715
 0,0919
0,22
EUR
1
43,6345
 0,0187
0,04

Курс обміну валют на сьогодні, 10:17
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,0420  0,03 0,07 41,6792  0,01 0,03
EUR 43,5120  0,10 0,24 44,2428  0,04 0,08

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,3600  0,02 0,04 41,3750  0,02 0,04
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес