Фінансові новини
- |
- 19.11.24
- |
- 13:43
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Стоимость топлива в рознице зависит от европейских тенденций
10:18 16.03.2010 |
Росту стоимости нефти способствовали сообщения из США о низких запасах нефтепродуктов в хранилищах страны, а также "просевшая" американская валюта. Если в течение марта из штатов придет еще пара таких сообщений, то нефть легко перевалит за $90 за баррель. По крайней мере с начала марта средняя цена североморского сорта Brent составила $78,7 за баррель.
Вести с европейского рынка все чаще расстраивают украинских трейдеров. Удорожание заграничного ресурса из - за нестабильности на рынке нефти в мире толкает оптовиков к снижению импортных поставок. Взятые за ориентир котировки Platt's на протяжении последнего месяца демонстрируют рост. К примеру, 12 марта стоимость бензина А - 95 составляла $772 за тонну, тогда как дизтопливо стоило $671 за тонну, сообщает газета "Дело"
Дальновидные отечественные НПЗ мгновенно реагировали на посылы из Европы - цены в Украине росли каждый день. В виде исключения стоит отметить небольшое снижение (в пределах 50 грн. за тонну) прайса "Укртатнафты" 11 марта, которое на фоне стремительного роста оказалось практически без внимания.
Предложения "ТНК - ВР Коммерс" ежедневно прибавляли в цене 50 грн. за тонну. А в четверг - все 150 грн. В итоге Лисичанские нефтепродукты за неделю догнали по ценам топливо, произведенное на Кременчугском НПЗ. В результате игры на опережение средний прайс в Украине по состоянию на 15 марта выглядел следующим образом (грн. за тонну): А - 76/80 - 8,64 тыс.; А - 92 - 8,80 тыс.; А - 95 - 8,86 тыс.; ДТ - 7,03 тыс.
Из - за разогретого украинского рынка многие трейдеры все чаще задумываются о перспективе покупки топлива из Казахстана. В частности казахи могут спасти некоторые регионы от дефицита ДТ и низкооктановых бензинов. Чаще всего эти мысли звучали на крымском полуострове, где в некоторых компаниях задыхаются от нехватки ресурса. Складывается ощущение, что в регионе с приходом весны обострилась конкуренция. Возможно, в ближайшее время стоит ожидать ухода с рынка одного из местных операторов.
Стоит отметить, что с начала года в Украину еще не поступило ни одной тонны казахстанского бензина, тогда как за зимние два месяца трейдеры привезли без малого 15 тыс. тонн дизтоплива. При этом особо активно дизель из Казахстана поступал в феврале.
Еще одной часто обсуждаемой темой среди оптовиков остается грядущий капремонт Лисичанского НПЗ. Поговаривают, что в "ТНК - ВР Коммерс" уже готовят программу по обеспечению желающих топливом. В частности активно рассматривается возможность работы с топливом Мозырского НПЗ (Беларусь). Вполне возможно, что по этой программе "ТНК - ВР" будет продавать своим контрагентам белорусские нефтепродукты в мае - июне этого года. Правда, успех проекта во многом зависит от загрузки мозырского предприятия, которое пока работает на 40% мощности.
В розничном сегменте на фоне событий в опте образовалось завидное спокойствие. Цены на стелах заправок остаются неизменными на протяжении последних семи недель. Небольшие ценовые колебания были отмечены в Полтавской и Харьковской областях, где местная сеть "Татнефть" подняла цены на нефтепродукты на 10 коп. за литр на бензин А - 76 и на 5 коп. за литр на остальные нефтепродукты. Но это не помешало оператору остаться одним из самых "дешевых" в регионе, так как отрыв в ценах от сетей "Привата" и "Татнефти" составляет всего 10 - 15 коп. за литр в отличие от других игроков рынка, где разрыв существеннее - в пределах 25 - 30 коп. за литр. В Харьковской области увеличение цены коснулось только низкооктанового бензина. Цена выросла в сети на 5 коп. за литр. В Ривненской области местный "Олас" добавил 5 коп. за литр на все виды топлива, кроме бензина А - 95.
Точечное изменение цен в некоторых регионах практически не отразилось на общей картине средних цен по Украине (грн. за литр): А - 76/80 - 6,77; А - 92 - 7,32; А - 95 - 7,80; ДТ - 6,75.
Повышение цен в рознице пока не имеет массового характера, отличились лишь отдельно взятые операторы и регионы. Продолжение интенсивного роста цен в оптовом сегменте повлечет за собой снижение маржи. Однако переждать период высоких цен в опте пока позволяют запасы более дешевого ресурса. К тому же ритейлеры зимой "нагуляли" определенный финансовый запас, отработав январь - февраль с маржой в 1,5 грн. за литр, величина которой хороша не только для зимнего периода.
Некоторые сети и сегодня могут сохранить низкие цены (минус 10 - 20 коп. за литр от средних по рынку) еще пару недель без особых потерь. Другие же продолжают торговать дорогим топливом, значение цен на которое было сформировано прошлым составом экспертно - аналитической группой при Минтопэнерго. Очевидно, в ближайшее время ситуация на рынке будет взята под контроль новым руководителем Минтопэнерго, во внимании которого будет не только ценообразование нефтепродуктов, но и функционирование отрасли в целом.
Александр СИРЕНКО
аналитик Upeco
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Ситуация на международном рынке такова, что в контрактах, которые мы заключаем сейчас на поставку топлива, цены на нефтепродукты слишком высоки. Поэтому, когда к нам поступит это топливо - через недельку - полторы, работать с прежней наценкой будет сложно. Если нефть в Европе пойдет вниз, то о подорожании топлива на заправках не может быть и речи.
У нас еще есть достаточное количество остатков, торговать которыми можно с нормальной экономикой. Дефицита топлива по сети не наблюдается. Мы стоим чуть ниже средних цен по рынку: девяносто пятый бензин - 7,68 грн. за литр, дизтопливо - 6,63 грн. за литр. Если будем в конце марта поднимать цены, то не думаю, что больше чем на 3 - 5%.
Как правило, в регионах, где присутствуют наши АЗС, первыми повышают цены сети "Континиума" (бренд WOG) и "Галнафтогаза" (ОККО), а следом подтягиваются остальные операторы, в том числе и мы.
Андрей ТОМАШУК
директор сети АЗС "Укр - Петроль"