Фінансові новини
- |
- 19.11.24
- |
- 15:24
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Основные отечественные нефтеперерабатывающие заводы повысили отпускные цены бензина и дизтоплива
15:09 05.12.2008 |
На самих предприятиях не считают эту тенденцию существенной для рынка. Но, по оценкам экспертов, за этими действиями угадываются попытки стабилизировать ситуацию на НПЗ в условиях экономического кризиса.
Принадлежащий российско - британской "ТНК - ВР" Лисичанский завод повысил стоимость крупнооптовых партий бензина А - 95 до 5 тыс. грн./т. с 4,8 тыс. грн./т. днем ранее, а дизтоплива - до 5 тыс. грн./т. с 4,8 тыс. грн./т. Также подорожал бензин А - 92 - до 4,9 тыс. грн./т. с 4,7 тыс. грн./т. за день до этого. Цены оптовых партий дизельного топлива поднял и контролируемый группой "Приват" Кременчугский НПЗ (ЗАО "Укртатнефть") - до 5,15 тыс. грн./т. с прежних 5 тыс. грн./т. В "Укртатнефти" отказались комментировать причины повышения отпускных цен, констатировав, что это повышение несущественно для рынка. В "ТНК - ВР Коммерс" подчеркнули, что это индикативные цены и их колебание диктуется рынком.
"Это происходит регулярно, что вполне естественно для конкурентной среды. В целом с начала октября тонна А - 95 подешевела у нас на 1650 грн. И эта динамика изменения стоимости топлива выгодно отличается от курсового пике гривни на валютном рынке", - отмечают в "ТНК - ВР Коммерс".
Стоимость доллара благополучно преодолела черту в 6 грн., которая фигурировала в меморандуме между правительством и трейдерами. А зависимость наших НПЗ от укрепления курса доллара высока, поскольку основная часть нефти закупается за валюту за рубежом.
"В ноябре наши заводы переработали 1 млн. т нефти. Из них - более 200 тыс. т - украинского происхождения, а остальное - импорт. Таким образом, переработчикам надо купить на межбанке около $292 млн., чтобы закупить эти 800 тыс. т импортной нефти при том, что курс гривни на УМВБ снизился до 7,50 - 7,60 грн./$", - объясняет замдиректора НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев.
Впрочем, эксперты среди причин удорожания опта называют не только "поплывший курс". Они напоминают, что за полгода переработчикам пришлось пережить сначала пик, а следом - и обвал стоимости сырья, которые не сказались лучшим образом на финансовом состоянии заводов. Теперь на нефтеперерабатывающих заводах просто пытаются сбалансировать последствия.
"Заводы оказались в затруднительном положении, подводя итоги финансового года. С одной стороны, им надо было как - то минимизировать убытки, реализуя на фоне обвала мирового рынка большие остатки топлива, произведенного из дорогой нефти, которая была закуплена в июне - июле, - рассуждает господин Рябцев. - С другой, сейчас диктат импорта немного ослаб. Завозить топливо, например, с Мажейкяйского НПЗ при теперешнем курсе гривни стало нерентабельно. И наши заводы могут попытаться захватить образовавшуюся нишу. В таких условиях удорожание пройдет незамеченным, поскольку спрос заводам будет обеспечен", - предполагает эксперт.
Впрочем, решать финансовые проблемы за счет повышения отпускных цен переработчикам вряд ли удастся. Наблюдатели рынка указывают на начавшееся снижение спроса на топливо, которое к концу года достигнет 10%. Только в этом году его причиной стал не сезонный спад потребления - мягкая зима не дает к этому предпосылок - а дефицит средств у автолюбителей. Это уже привело к уменьшению финансового объема рынка нефтепродуктов почти в два раза.
Сами же переработчики отмечают не только падение спроса на горючее, но и ухудшение платежеспособности некоторых своих бизнес - партнеров: "Часть наших контрагентов стали задерживать платежи, объясняя это трудностями с привлечением средств под операционную деятельность", - говорят в "ТНК - ВР Коммерс".
Наталья ДАВЫДЕНКО