Фінансові новини
- |
- 04.12.24
- |
- 22:32
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Нефтепровод построен - где потребители?
10:10 20.08.2001 |
В воскресенье в городе Южное состоялась торжественная церемония открытия первой очереди нефтепровода Одесса - Броды. Сварку "золотого стыка" собственноручно произвел Президент Леонид Кучма. Путь для реализации самого амбициозного коммерческого проекта в истории независимой Украины открыт.
Терминал "Южный". Начальная точка нефтепровода "Одесса - Броды" и украинской части евро - азиатского транспортного коридора. Ежегодно отсюда 9 миллионов тонн нефти будут отправляться в Украину и другие страны Европы.
Терминал "Южный", возле которого состыковали трубопровод "Одесса - Броды" можно назвать долгостроем. В прошлом году, когда часть магистрали была уже завершена, на Черноморском побережье труба просто обрывалась. Но за год этот объект удалось практически полностью достроить. Сегодня 667 километров нефтепровода Одесса - Броды были официально сданы в эксплуатацию. Президент лично заварил символический "золотой шов".
Правда, нефть по трубе пойдет несколько позже. Терминал сейчас готов на 90 процентов. Еще предстоит достроить причалы, на которых сырье из танкеров будет перекачиваться в нефтепровод, проверить качество швов на всем протяжении магистрали. После чего трубы наполнят технологической нефтью. Ее нужно около полумиллиона тонн. Кто именно будет её поставлять, пока не определились. Хотя руководитель магистральных нефтепроводов "Дружба" Любомир Буняк утверждает, что как раз с поставкой сырья для проблем нет: были бы деньги.
Любомир Буняк, президент Государственной акционерной компании "Магистральные нефтепроводы дружба". Подрядчик строительства терминала.
Любомир Буняк, президент ГАО "Магистральные нефтепроводы ''Дружба": "Це нафта буде каспійського походження, і ми маємо вже конкретні пропозиції від фірм і справа в тому, що вже нами ми зв'язуємося із фірмами які продають нафту, з тими, що в районі порту Супса, і вони нам відповіли, що в мене вже офіційні документи, що тендер буде проводитися у грудні місяці, для того, щоб привезти її в січні. Якщо ми зробили таку величезну роботу, як будівництво терміналу, то це головне, то взагалі є від тієї всієї роботи це складає 90 відсотків, а то все решта - 10 відсотків, а може й п'ять. Тож сьогодні купити нафту немає жодної проблеми. Є питання не нафти, а є питання грошей".
Для того, чтобы нефтепровод вступил в строй нужно порядка ста миллионов долларов. Сама же магистраль обошлась Украине довольно дешево - 400 миллионов долларов за почти 700 километров трубы. Для сравнения - стоимость проекта "Баку - Джейхан" лишь чуть - чуть не дотягивает до 3 миллиардов. Правда, проложить трубу и наполнить ее технологическим сырьем - лишь полдела. Гораздо более серьезная задача - убедить крупных владельцев каспийской нефти транспортировать её в Европу не только традиционным маршрутом - через Босфор, но и с помощью новой магистрали. В перспективе она может составить серьезную конкуренцию турецкому пути, пропускная способность которого не превышает 35 миллионов тонн сырья в год.
Bскоре мощность нефтепровода Одесса - Броды должна достигнуть 40 миллионов тонн в год. Такого количества должно хватить, чтобы обеспечить энергоносителем всю Украины и большую часть Центральной и восточной Европы.
Появление нового нефтепровода должно существенно изменить энергетический баланс в стране. Собственно, это строительство задумывалось как реакция на практически 100 - процентную зависимость Украины от поставок сырья из России.
И поэтому еще в 1993 году было решено диверсифицировать источники энергоносителей: создать коридор для транспортировки каспийской нефти и увеличить объемы собственной добычи. Как обещают специалисты Укрнафты, к 2005 году компания значительно больше будет добывать углеводородного сырья. На сегодня энергетическая безопасность страны напрямую зависит от стабильности работы крупнейшей национальной нефтедобывающей компании.
Но если с украинской нефтью проблеем нет, то с транспортировкой каспийской есть одна заминка. До недавнего времени речь шла лишь о ходе строительства нефтепровОда. О том же, кто будет пользоваться его услугами, задумывались намного меньше. А перед сдачей в эксплуатацию Украина оказалась в неловкой ситуации: труба есть, пропускная способность - достаточная, но никто из крупных поставщиков каспийской нефти пока не дал надежных гарантий того, что будет пользоваться украинской трубой. Такие гарантии могут появится только тогда, когда будет сОздан международный консорциум для эксплуатации нефтепровОда. И войдут в него действительно солидные корпорации.
Евгений Марчук, секретарь Совета Национаальной безпасности и обороны Украины. В 1995 - 1996 - ом годах - премьер - министр Украины, с 1996 - го по 1999 - й депутат Верховной Рады. Считает, что без создания консорциума "Одесса - Броды" окажется "просто зарытой в землю дорогой трубой".
Евгений Марчук, секретарь СНБО Украины: "Була така аргументація, що давайте побудуємо нафтопровід і термінал, він сам по собі буде привабливий, з'явиться багато нафти в басейні Чорного моря і нафта сама піде по нашому нафтопроводу. Дитяча, наївна аргументація. Тому що світ конкурентний. Тому що Росія ви знаєте Суходольська - Родіоновська завершила провід в обхід України. Далі - Констанца, і далі Трієст і Омішаль в Хорватії. Вже зараз крупі власники нафти і споживачі, експортери нафти сказали нам однозначно - доти поки не будуть брати участь у цьому проекті власники крупних масштабів нафти ніхто до цього проекту серйозно відноситись не буде".
Сейчас о готовности участвовать в консорциуме уже заявили Венгрия и Польша. Последняя, кстати, тоже не прочь создать предприятие, чтобы реализовать свою часть проекта транспортировки каспийской нефти в Европу и продлить нефтепровод от Одессы до терминала в Плоцке, откуда сырье можно направлять либо в Германию, либо - в Гданьск и далее в любую страну. Но главное - интерес к украинской трубе проявляют американцы.
Карлос Паскуаль, посол США в Украине: "Особенно важно сейчас завоевать доверие тех компаний, которые работают в районе Казахстана и Каспия. И лучший путь привлечь эти компании к управлению нефтепроводом Одесса Броды. Украина может при этом оставаться собственником магистралей. Она может сдать его в концессию и тогда уже консорциум станет заботиться и о наличии нефти в трубе, и о маркетинге и о том что реализация этой нефти в Европе будет успешной.
Идею создания консорциума поддержал вчера и Президент Украины.
Леонид Кучма, президент Украины: "Ми разом з вами дивились карту більш дешевого, і зручного не має. Я категорично за створення консорціуму і сподіватись, що побудували і всі прийдуть з нафтою - це наївно. Треба запрошувати, а не сподіватись що вона сама прийде. Будівельники збудували, тепер треба подбати щоб нафта була в цьому проводи, правда треба було це одночасно робити".
Времени на переговоры с потенциальными партнерами остается все меньше. Через пять месяцев нефтепровод будет сдан в эксплуатацию. И каждый день простоя гиганта обернется миллионными убытками.
Александр Лукьяненко