Фінансові новини
- |
- 19.11.24
- |
- 17:25
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Мы стремительно догоняем европейские цены на топливо
13:02 21.07.2008 |
На отечественном рынке нефтепродуктов продолжается медленный, но уверенный рост цен. Горючее дорожает в среднем на 1% в неделю. Эксперты прогнозируют, что подобная динамика сохранится до конца августа. В результате к сентябрю литр А - 95, возможно, будет продаваться в среднем по Украине за 6,9 грн., вплотную приблизившись к розничным ценам стран ЕС.
По состоянию на середину июля средний уровень цен на бензин А - 95 на АЗС Украины составил 6,55 грн./л, подорожав в течение месяца на 3,5%. Дизельное топливо сейчас продается в среднем по 7,05 грн./л (прирост за месяц составил 4%). Наивысшие средние цены на топливо на минувшей неделе были зафиксированы в Крыму (литр А - 95 продавался по 6,8 грн., а в Севастополе - по 6,7 грн.). Если предположить, что в ближайшее время темпы роста сохранят свою динамику (за последние полгода А - 95 прибавил в цене 25%, а солярка - 34%), то уже скоро отечественные автолюбители будут заправляться по ценам Европейского Союза. К примеру, сейчас самый дешевый в ЕС бензин продается в Латвии, Румынии и Болгарии, где литр А - 95 Euro - super в пересчете стоит в среднем 8,5 грн. (самое дорогое топливо - в Нидерландах, где за него просят около 12,6 грн./л). Украинские автолюбители выкладывают за топливо аналогичной марки порядка 7 грн./л. При этом качество высокооктанового продукта в Европе на несколько порядков выше, чем в Украине (поскольку в нашей стране очень распространена технология так называемого "бодяжничества"). Правда, стоит учитывать, что в нашей стране в розничной цене бензина доля различных налогов составляет порядка 25%, тогда как в среднем по Европе - до 65%. Другими словами, если бы, например, в Латвии была такая же налоговая нагрузка, как в Украине, то в стране Валдиса Затлерса А - 95 Super практически наверняка стоил бы до 7 грн./л.
В принципе, правительство предпринимает определенные попытки урегулировать ситуацию. К примеру, Кабмин декларирует заботу о создании резерва нефтепродуктов, который позволит подсластить жизнь одной из самых малообеспеченных категорий потребителей нефтепродуктов - аграриям. Но пока эти старания выглядят несколько странно. К примеру, нынешней весной предполагалось "скопить в закромах" 40 тыс. т дизельного топлива, адресованного аграриям на период посевной. Для этого государственная "Укртранснафта" заключила контракт на поставки дизеля с ООО "Сахарное производственное объединение" бизнесмена Сергея Тищенко. Эта житомирская компания получила предоплату в размере порядка 240 млн грн. В "Укртранснафте" не уточняют, получила ли в ответ компания оплаченный ресурс, но в том, что в конечном итоге дизель по низкой цене все - таки попал к селянам, есть определенные сомнения. Весной аграрии закупали горючее по 6,3 тыс. грн./т, тогда как солярку от "Укртранснафты" предполагалось продавать примерно по 6 тыс. грн./т. То есть понять, кто именно обеспечивал селян, сложно. То ли "Укртранснафта" брала больше, то ли топливо продавал кто - то другой.
Несмотря на неэффективность схемы формирования стабфонда, правительство придерживается этой линии. 5 июля Кабмин решил, что теперь ответственным за обеспечение сельхозпроизводителей нефтепродуктами будет "Укргазвидобування". Предполагается, что на проведение уборочных работ должно быть заготовлено порядка 100 тыс. т дизельного топлива, 70 тыс. т бензина А - 76 и 30 тыс. т - А - 92. Но вот в том, что этот запас осчастливит аграриев, есть большие сомнения.
Исходя из того, что в стране не принимается эффективных мер по изменению условий формирования цен, можно прогнозировать, что топливо продолжит дорожать. Для этого найдется масса оснований. К примеру, вполне можно принять тот факт, что на страну надвигается пиковый период спроса на нефтепродукты (традиционно отмечается в августе - сентябре). А официальную обоснованность удорожания обеспечит секретариат экспертно - аналитической группы (создан при госпредприятии "Укрнефтехимпереработка"), который ежедекадно устанавливает ценовые рыночные коридоры. Свежий пример: секретариат определил, что с 1 по 10 июля коридор цен для А - 95 составляет 6,6 - 6,8 грн./л, тогда как реальная стоимость в этот период составляла 6,4 грн./литр. Тем самым государство подстегивает участников рынка "подтягивать" цифры на стелах своих АЗС до рекомендуемого уровня. Но в полном объеме этого не происходит исключительно из - за конкуренции. В Минтопэнерго весьма своеобразно комментируют существенную разницу между рекомендованной и фактической ценами. "Это рекомендуемый коридор, который не имеет никакой юридической силы. Прогнозные цены выше фактических, потому что такова формула расчетов", - сообщили "ДС" в отделе балансов нефти, нефтепродуктов и нефтеперерабатывающей промышленности министерства. При этом собеседник "ДС" отметил, что на одном из последних заседаний экспертно - аналитической группы поднимался этот вопрос. "Принято решение, что в формулу, по которой рассчитывается ценовой коридор, будут внесены изменения", - говорит источник.
Пока что рекомендованные секретариатом ценовые рамки бьют все рекорды. Так, по его расчетам, с 11 по 20 июля стоимость дизельного топлива должна варьироваться в пределах 6,89 - 7,1 грн./л, а на А - 95 - на уровне 6,65 - 6,85 грн./л. По данным компании "Юпеко", во второй декаде июля дизель будет стоить 6,99 грн./л, а 95 - й - 6,60 грн./л. До конца августа тенденция сохранится. Замдиректора НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев допускает, что к осени цены на дизель и 95 - й в среднем по Украине могут вырасти максимум на 6% - до 7,45 грн./л и 6,9 грн./л соответственно.
Дмитрий Рясной