Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Мы стремительно догоняем европейские цены на топливо

На отечественном рынке нефтепродуктов продолжается медленный, но уверенный рост цен. Горючее дорожает в среднем на 1% в неделю. Эксперты прогнозируют, что подобная динамика сохранится до конца августа. В результате к сентябрю литр А - 95, возможно, будет продаваться в среднем по Украине за 6,9 грн., вплотную приблизившись к розничным ценам стран ЕС.

По состоянию на середину июля средний уровень цен на бензин А - 95 на АЗС Украины составил 6,55 грн./л, подорожав в течение месяца на 3,5%. Дизельное топливо сейчас продается в среднем по 7,05 грн./л (прирост за месяц составил 4%). Наивысшие средние цены на топливо на минувшей неделе были зафиксированы в Крыму (литр А - 95 продавался по 6,8 грн., а в Севастополе - по 6,7 грн.). Если предположить, что в ближайшее время темпы роста сохранят свою динамику (за последние полгода А - 95 прибавил в цене 25%, а солярка - 34%), то уже скоро отечественные автолюбители будут заправляться по ценам Европейского Союза. К примеру, сейчас самый дешевый в ЕС бензин продается в Латвии, Румынии и Болгарии, где литр А - 95 Euro - super в пересчете стоит в среднем 8,5 грн. (самое дорогое топливо - в Нидерландах, где за него просят около 12,6 грн./л). Украинские автолюбители выкладывают за топливо аналогичной марки порядка 7 грн./л. При этом качество высокооктанового продукта в Европе на несколько порядков выше, чем в Украине (поскольку в нашей стране очень распространена технология так называемого "бодяжничества"). Правда, стоит учитывать, что в нашей стране в розничной цене бензина доля различных налогов составляет порядка 25%, тогда как в среднем по Европе - до 65%. Другими словами, если бы, например, в Латвии была такая же налоговая нагрузка, как в Украине, то в стране Валдиса Затлерса А - 95 Super практически наверняка стоил бы до 7 грн./л.

В принципе, правительство предпринимает определенные попытки урегулировать ситуацию. К примеру, Кабмин декларирует заботу о создании резерва нефтепродуктов, который позволит подсластить жизнь одной из самых малообеспеченных категорий потребителей нефтепродуктов - аграриям. Но пока эти старания выглядят несколько странно. К примеру, нынешней весной предполагалось "скопить в закромах" 40 тыс. т дизельного топлива, адресованного аграриям на период посевной. Для этого государственная "Укртранснафта" заключила контракт на поставки дизеля с ООО "Сахарное производственное объединение" бизнесмена Сергея Тищенко. Эта житомирская компания получила предоплату в размере порядка 240 млн грн. В "Укртранснафте" не уточняют, получила ли в ответ компания оплаченный ресурс, но в том, что в конечном итоге дизель по низкой цене все - таки попал к селянам, есть определенные сомнения. Весной аграрии закупали горючее по 6,3 тыс. грн./т, тогда как солярку от "Укртранснафты" предполагалось продавать примерно по 6 тыс. грн./т. То есть понять, кто именно обеспечивал селян, сложно. То ли "Укртранснафта" брала больше, то ли топливо продавал кто - то другой.

Несмотря на неэффективность схемы формирования стабфонда, правительство придерживается этой линии. 5 июля Кабмин решил, что теперь ответственным за обеспечение сельхозпроизводителей нефтепродуктами будет "Укргазвидобування". Предполагается, что на проведение уборочных работ должно быть заготовлено порядка 100 тыс. т дизельного топлива, 70 тыс. т бензина А - 76 и 30 тыс. т - А - 92. Но вот в том, что этот запас осчастливит аграриев, есть большие сомнения.

Исходя из того, что в стране не принимается эффективных мер по изменению условий формирования цен, можно прогнозировать, что топливо продолжит дорожать. Для этого найдется масса оснований. К примеру, вполне можно принять тот факт, что на страну надвигается пиковый период спроса на нефтепродукты (традиционно отмечается в августе - сентябре). А официальную обоснованность удорожания обеспечит секретариат экспертно - аналитической группы (создан при госпредприятии "Укрнефтехимпереработка"), который ежедекадно устанавливает ценовые рыночные коридоры. Свежий пример: секретариат определил, что с 1 по 10 июля коридор цен для А - 95 составляет 6,6 - 6,8 грн./л, тогда как реальная стоимость в этот период составляла 6,4 грн./литр. Тем самым государство подстегивает участников рынка "подтягивать" цифры на стелах своих АЗС до рекомендуемого уровня. Но в полном объеме этого не происходит исключительно из - за конкуренции. В Минтопэнерго весьма своеобразно комментируют существенную разницу между рекомендованной и фактической ценами. "Это рекомендуемый коридор, который не имеет никакой юридической силы. Прогнозные цены выше фактических, потому что такова формула расчетов", - сообщили "ДС" в отделе балансов нефти, нефтепродуктов и нефтеперерабатывающей промышленности министерства. При этом собеседник "ДС" отметил, что на одном из последних заседаний экспертно - аналитической группы поднимался этот вопрос. "Принято решение, что в формулу, по которой рассчитывается ценовой коридор, будут внесены изменения", - говорит источник.

Пока что рекомендованные секретариатом ценовые рамки бьют все рекорды. Так, по его расчетам, с 11 по 20 июля стоимость дизельного топлива должна варьироваться в пределах 6,89 - 7,1 грн./л, а на А - 95 - на уровне 6,65 - 6,85 грн./л. По данным компании "Юпеко", во второй декаде июля дизель будет стоить 6,99 грн./л, а 95 - й - 6,60 грн./л. До конца августа тенденция сохранится. Замдиректора НТЦ "Психея" Геннадий Рябцев допускает, что к осени цены на дизель и 95 - й в среднем по Украине могут вырасти максимум на 6% - до 7,45 грн./л и 6,9 грн./л соответственно.

Дмитрий Рясной

За матеріалами: Деловая столица
 

ТЕГИ

Курс НБУ на 20.12.2024
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,9292
 0,0244
0,06
EUR
1
43,5770
 0,3811
0,87

Курс обміну валют на 20.12.24, 10:15
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,5129  0,09 0,22 42,1729  0,06 0,13
EUR 43,3063  0,22 0,51 44,0913  0,19 0,43

Міжбанківський ринок на 20.12.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,8500  0,08 0,19 41,8700  0,08 0,19
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес