Фінансові новини
- |
- 19.11.24
- |
- 17:34
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Антимонопольный комитет обещает снизить цены на солярку. Солярка сопротивляется
11:42 03.07.2008 |
Антимонопольный комитет обещает масштабную акцию проверки справедливости ценообразования на дизельное топливо на внутреннем рынке. Больше всего подозрений в АМКУ вызвал тот факт, что цены на солярку сегодня превышают стоимость 95 - го бензина. Эксперты не исключают, что подобная активность антимонопольщиков может усугубить намечающийся в июле дефицит топлива. И советуют чиновникам отслеживать рынок постоянно, а не в период политической целесообразности.
Начало уборки урожая и усугубления политического противостояния вынудило правительство активизировать действия на рынке нефтепродуктов страны. В первую очередь - дизельного топлива. Сегодня стало известно, что Антимонопольный комитет Украины в течение июля намерен проверить деятельность операторов рынка солярки.
"Обеспокоенность вызывает тот факт, что последнее время цены на топливо не только значительно возросли, но и превысили цены на высокооктановые бензины" - цитирует пресс - служба комитета и. о. председателя Александра Мельниченко. При этом АМКУ обещает применять "неотложные меры" для приведения цен в нормальное состояние. С помощью правоохранительных органов.
Молниеносная реакция, обещанная АМКУ, не очень - то свойственна этому ведомству. К примеру, только вчера стали известны результаты проверки деятельности отечественных НПЗ в ноябре - декабре прошлого года (на предмет адекватности их отпускных цен). Результатом стало наложение штрафа на "дочку" ТНК - ВР, владеющую Лисичанским НПЗ. Кстати, единственное в обозначенный период стабильно работающее предприятие в отрасли.
Эксперты утверждают, что стремительный рост на дизельное топливо в 2008 - м году был спровоцирован европейскими рынками. Потому что даже при равных с бензином целях дизельные двигатели потребляют значительно меньше топлива. Что даже спровоцировало своеобразный профицит на рынке бензинов в Европе.
Правда, при этом аналитики отмечают, что ныне производство дизеля все равно менее затратное, чем того же 95 - го бензина, по стоимости которого сейчас принято сравнивать цену на солярку. Ведь по технологии себестоимость дизтоплива всегда дешевле бензинов.
Однако для нефтетрейдеров постоянно растущий спрос на дизель со стороны Европы - хорошая возможность пересмотреть свои прайсы и для украинских потребителей. Тем более, около 50% поставок поступают сегодня в Украину из - за рубежа.
При этом, эксперты не исключают дефицита на внутреннем рынке в июле. "Следует отметить, что в июле т.г. в Украине ожидается потребление дизельного топлива на уровне 620 - 640 тыс.т. Поэтому если сложившаяся в мае - июне ситуация с объемами производства, импорта и экспорта сохранится и в июле, то во второй половине июля на рынке Украины может возникнуть реальный дефицит дизельного топлива. И цена в опте на ДТ в третьей декаде июля сможет перейти отметку от 8000грнмт." - пишут в своем отчете специалисты Госвнешинформа - ссылка на статью не работает ... не предусмотрена...
Следует отметить, что в самой Украине существуют традиционные "национальные особенности". К примеру, конфликт акционеров на Кременчугском НПЗ сделал стоимость дизельного топлива этого предприятия выше среднеевропейского уровня. Причины для этого существуют разные - от затрат при поставке сырья до выяснения прав на собственность среди управленцев предприятия.
Существуют и другие "национальные особенности. Например, директор научно - технического центра "Психея" Сергей Сапегин считает, что практика установления "формулы цены", которая существует в Украине последние годы, лишь подогревает стоимость топлива. Речь идет о" ценовых коридорах>, которые устанавливает на топливо Минтопэнерго с помощью экспертов и бизнеса.
"Якобы, она (формула цены) экономически обоснована. Но она учитывает лишь логистику, лишь обоснование авторов этой формулы о затратах (может быть, даже завышенных)... И подобная ситуация последние годы лишь подогревает цены" - говорит Сергей Сапегин.
"Проверки рынка специалистами АМКУ должны стать постоянным явлениям. А не только в период уборки урожая или политической целесообразности" - считает экс - председатель правления "Укртраснафты", член Киевского международного энергетического клуба Александр Тодийчук. "Дефицит дизельного топлива и отсутствие защиты инвесторов в отечественной нефтепереработке - две главные причины роста цен сегодня. Увеличивается потребление: начала двигаться армия, развиваются отдельные виды транспорта. А подготовки к увеличению потребления на внутреннем рынке не было".
Политологи уже неоднократно отмечали, что осенью в стране может произойти переформатирование парламентской коалиции и, соответственно, смена правительства. Подобный вариант не исключают и чиновники Кабмина. Поэтому на сегодняшний день для команды премьер - министра Юлии Тимошенко главной задачей является снижение роста потребительских цен и сбор "рекордный урожай". В связи с этим выявление "вредителей" на рынке топлива в период уборочной кампании будет очень кстати. Ведь главное - не снижение цен на солярку, а повышение политических дивидендов. Особенно, если не нужно прикладывать никаких усилий для решения проблемы дефицита дизтоплива в стране...
Юрий Школяренко