Фінансові новини
- |
- 19.11.24
- |
- 17:33
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Началась распродажа бензоколонок
17:11 07.04.2008 |
На прошлой неделе стало известно о ряде резонансных сделок в отечественной топливной рознице. Для многих экспертов неожиданным стало заявление ООО "ТНК - ВР Коммерс" о завершении в конце минувшего года сделки по продаже своих корпоративных прав в нескольких компаниях, осуществляющих операционную деятельность на рынке нефтепродуктов Украины. Подобные планы вынашивают и в СП "Альянс - Холдинг". Примечательно, что именно эти две структуры являются чуть ли не единственными представителями ведущих игроков мирового нефтяного рынка в нашей стране. "k:" попробовали разобраться, что же вынудило их продавать активы в одном из самых прибыльных сегментов нефтяного рынка.
РОССИЙСКО - БРИТАНСКИЕ МУССОНЫ
Согласно заявлению "ТНК - ВР Коммерс", она продала свои корпоративные права в нескольких компаниях, осуществляющих операционную деятельность на рынке нефтепродуктов Украины, которые распространялись на пять нефтебаз и 29 АЗС на территории Кировоградской области. В частности, речь идет о долях и акциях ТНК - ВР в ЗАО "РУР групп С. А.", ООО "Оникс - нефть", ЗАО "Интеком", ОАО "Светловодская нефтебаза". Согласно данным ГКЦБФР, крупнейшими акционерами ЗАО "РУР групп С.А." (Кировоград), ОАО "Светловодская нефтебаза" и ЗАО "Интеком" (Киев) является Eastenergy S.A. (Люксембург), которой принадлежит соответственно 40%, 60,0121% и 100% акций. Примечательно, но внеочередные собрания акционеров "РУР групп С.А." и "Интекома" 15 мая в Кировограде рассмотрят вопрос о присоединении "Интекома" к "РУР групп С.А.". Наблюдатели связывают эти компании с депутатом Верховной Рады Эдуардом Зейналовым (считается креатурой Александра Третьякова). По данным участников рынка, доли в этих фирмах ТНК - ВР приобрело именно с его согласия. Но более интересен тот факт, что они были проданы той же компании, которая их некогда продала российско - британской компании. Между тем в "ТНК - ВР Коммерс" объясняют этот шаг весьма просто - несоответствием АЗС стандартам компании. Аналитики склонны полагать, что основной причиной, повлиявшей на пересмотр стратегии развития, стали структурные изменения отечественного розничного рынка. В частности, стагнация отечественной нефтеперерабатывающей отрасли привела к дефициту отечественного ресурса и перераспределению потоков в пользу импорта. По отдельным категориям нефтепродуктов его доля достигает от 50 до 65%. Участники рынка констатируют, что сегодня выгоднее завозить в Украину готовые нефтепродукты, нежели сырую нефть на переработку. "Лисичанский НПЗ работает с убытками и конкурирует с зарубежными производителями не столько за расширение, сколько за сохранение существующей доли рынка", - заявляют в "ТНК - ВР Коммерс". По всей видимости, все эти факторы подталкивают компанию к минимизации возможных потерь и курсу на оптимизацию сети продаж, например за счет укрепления в премиальном сегменте. Первым шагом в этом направлении стала покупка ТНК - ВР сети АЗС "Золотой Гепард", которая развернута в Киеве и области - самом лакомом для трейдеров регионе.
АНГЛО - ГОЛЛАНДСКИЕ БРИЗЫ
Как сообщил "k:" источник из"Альянс - Холдинга", детище Shell и НК "Альянс - Украина" не исключает продажи части АЗС, вошедших в СП. По словам собеседника, основной причиной такого шага являются также корпоративные стандарты мировой нефтегазовой компании. В частности, стандарты Shell предусматривают ребрендинг лишь тех станций, среднегодовая реализация которых составляет не менее 750 тыс. л, а потенциал - 1500 тыс. л. Как оказалось, именно по этой причине, по неофициальной информации, из состава СП уже исключены десять АЗС "Альянса", пять из которых находятся в Крыму. Примечательно, но именно этот регион в последнее время бьет рекорды по продаже самого дорогого и низкокачественного топлива. Более того, "Альянс - Холдинг" пересмотрел в сторону продления и сроки реализации программы ребрендинга АЗС "Альянса", который должен был завершиться до конца 2008 года. Ранее компания намеревалась провести ребрендинг 150 АЗС, которые вошли в СП. Сегодня в Украине уже функционирует 74 АЗС под брендом Shell, однако, по данным экспертов и участников рынка, исходя из сложившейся ситуации их число едва ли превысит 100. По словам наблюдателей, виной всему все те же структурные изменения на рынке, влияние на которые усиливает торможение добывающих проектов Shell в Украине.
Изменения в деятельности ведущих игроков свидетельствуют о том, что компании уже не делают ставку на масштабную экспансию, то есть их основной задачей уже не является исключительно наращивание количества АЗС. Теперь при выборе объектов поглощения более тщательно оценивается их месторасположение, логистические решения и т.д. Эксперты констатируют, что эта тенденция вскоре докатится и до отечественной элиты розничного бизнеса, которая и до сегодняшнего дня живет по законам девяностых: дать взятку и получить хорошее место под застройку, разбодяжить топливо и т.д. Новые условия игры на рынке могут привести к его структурному изменению, в частности к появлению новых региональных игроков, которые скупят "отвергнутые" крупными игроками АЗС.
Сергей Медведев