Фінансові новини
- |
- 22.12.24
- |
- 17:56
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Правительство не решилось увеличивать ренту на нефтедобычу. Проблемы отрасли остались...
10:36 29.12.2007 |
На минувшей неделе бурная дискуссия развернулась вокруг планов нового правительства на четверть повысить рентную плату на добычу нефти. На совещании в Минфине 22 декабря рассматривалось предложение о повышении этого платежа с 1600 до 2000 грн. за тонну с учетом корректирующего коэффициента и о внесении соответствующих изменений в доходную часть госбюджета - 2008.
В субботу были проведены "консультации с нефтяниками", у которых эта информация вызвала, мягко говоря, шок. Во вторник компания "Укрнафта", добывающая 75% украинской нефти, провела пресс - конференцию, спрогнозировав, что в результате сокращения нефтедобычи госбюджет недосчитается более 1,3 млрд. грн. В тот же день Министерство финансов сообщило, что размер ставок рентной платы за добычу нефти, а также механизм ее взимания и порядок расчета корректирующего коэффициента в 2008 году останутся неизменными.
Но в "Укрнафте" не спешат праздновать победу. Позиция компании - государство должно стимулировать отечественную нефтедобычу путем введения льгот для "сложных" месторождений, каковыми является большинство в нашей стране...
Уровень ставок рентной платы, действующий в 2007 году, в свою очередь, на 24,4% выше, чем в 2006 - м. Сегодня нефтедобытчики платят в госбюджет 1090 грн., а с учетом корректирующего коэффициента - 1600 грн. за тонну нефти или газового конденсата, извлеченную с глубин до 5000 м. В 2006 году рентная плата за добытую нефть и газовый конденсат составляла 876,17 грн. за тонну. Для сравнения: в 2001 году рентная плата составляла... 17,3 грн. за тонну. Однако с тех пор по стране прокатилось немало "демократических выборов". И каждый раз правительство видело в рентной плате удобный источник пополнения доходной части госбюджета с целью финансирования растущих от выборов к выборам социальных обязательств.
Что характерно, ни одно правительство, принимавшее решение о росте рентных платежей, не удосужилось подвести под это хоть какие - то экономические обоснования. Не говоря уж о консультациях с ведущими нефтегазодобывающими предприятиями отрасли.
На первый взгляд от последнего повышения рентной платы государство только выиграло. Одна только "Укрнафта" заплатила за три квартала текущего года в бюджеты всех уровней 3,9 млрд. грн. Из них 2,7 млрд. грн. составили именно рентные платежи за добычу нефти и газового конденсата. Это на 48% выше, чем за такой же период минувшего года. В случае же, если бы предложение Минфина "выгорело", "Укрнафте" пришлось бы в 2008 - м дополнительно уплатить по меньшей мере 1,5 млрд. грн.
Однако какой ценой? Чистая прибыль ОАО "Укрнафта" за те же три квартала сократилась по сравнению с аналогичным периодом минувшего года на 60%, до 758,2 млн. грн. Правда, по мнению экспертов, кроме увеличения рентной платы, в этом сыграл свою роль и другой фактор - государственное регулирование цены реализации газа на экономически необоснованном уровне 318,78 грн. за тысячу кубометров (сравните это с ценой закупки российского газа почти в 1000 грн. за тот же объем).
По данным первого заместителя председателя правления по финансово - экономическим вопросам ОАО "Укрнафта" Владимира Пустоварова, за девять месяцев 2007 года убытки "Укрнафты" от эксплуатации нерентабельных месторождений составили 299,4 млн. грн., в т.ч. по нефтегазодобывающему управлению (НГДУ) "Бо - риславнафтогаз" (Львовская обл.) - 63,6 млн. грн., НГДУ "Долинанафтогаз" и "Надвирнанафтогаз" (оба - Ивано - Франковская обл.) - соответственно 91,4 млн. и 144,3 млн. грн.
"Избежать убытков можно только путем консервации месторождений с одновременным сокращением персонала. Проведя весь комплекс мероприятий, мы получим падение добычи нефти до 700 тыс. тонн в год и газа до 300 млн. кубометров, сокращение персонала до 12 тыс. человек, из которых около 9 тыс. - сотрудники подразделений западноукраинских НГДУ", - считает г - н Пустоваров. При этом он добавляет, что "государство, вследствие проведения этого плана мероприятий, недополучит рентной платы за нефть - 1,155 млрд. грн., рентной платы за газ - 15 млн. грн., начислений на заработную плату - 120,7 млн. грн., удержаний из заработной платы - 60,7 млн. грн.". Общие потери бюджета, по данным компании, могут составить 1,351 млн. грн.
В еще худшем положении оказываются небольшие нефтедобывающие компании, разрабатывающие месторождения с истощенными и тяжело извлекаемыми запасами (а таковых в Украине большинство). До 2005 года добытчики таких месторождений были вообще освобождены от рентной платы. Сегодня рентная плата лишает их источника средств, необходимых для продления жизни скважин. Например, украинско - канадская компания "Каштан - Петролеум", разрабатывающая Леляковское месторождение в Черниговской области, планирует получить в 2007 году прибыль в 7 млн. грн., тогда как на капитальные ремонты и преодоление обводненности скважин (достигающей на данном месторождении 92 - 99%) требуется более 6 млн. грн.
Украинско - американское СП "УкрКарпатОйл", владеющее лицензией на использование Быткив - Бабченского месторождения в Ивано - Франковской области (коэффициент извлекаемости нефти - всего 12%), за 11 месяцев получило 1,67 млн. грн. убытков. Причина - необходимость постоянного инвестирования в бурение новых скважин и капитальный ремонт существующих. Так, согласно утвержденному проекту разработки месторождения, компания должна бурить новую скважину. Стоимость проекта - 21 млн. грн., срок окупаемости - 15 лет при условии сохранения действующей ставки рентной платы. Повышение ренты приведет такие фирмы к банкротству.
Интересно, но согласно подписанному коалиционному соглашению между БЮТ и "НУ - НС" участники Коалиции демократических сил согласились, что одной из задач нового Кабинета министров Украины будет разработка и утверждение концепции стимулирования развития нефтегазового комплекса, которая будет включать определение постоянных и экономически обоснованных рентных платежей и тарифов на транспортировку и продажу нефти и газа. Однако это на словах. Новый "коалиционный" министр экономики Богдан Данилишин, например, считает, что нефтегазовую отрасль нужно заставлять платить больше. "Если брать оценку национального богатства Украины в 100%, то природную ресурсную часть можно оценить в 54%. А рентные платежи в доходной части госбюджета в разные годы составляли от 8 до 19%", - отметил министр, давая, таким образом, понять, что "такой инструмент, как рента, не задействован в полной мере в нашем государстве" и что "рентная политика... может быть резервом для увеличения доходной части госбюджета". Такой подход чиновников Минэкономики, как утверждают эксперты, не базируется на каких - либо профессионально разработанных экономических расчетах и обоснованиях.
"Минфин хочет решить проблему наполнения бюджета за счет увеличения рентных платежей, а вникать в саму проблему отрасли никто не хочет. Все считается обратным счетом - от уровня средств, которые необходимо мобилизовать в бюджет:" - говорит Владимир Пустоваров. По его мнению, в 2007 году уровень рентных платежей уже является необоснованно завышенным, и прибыль едва покрывает объем средств, необходимых только для поддержания добычи углеводородов на уровне прошлого года, а об увеличении объемов добычи углеводородов речь не идет. По его мнению, "печалит и сама постановка вопроса, и уровень экономической грамотности чиновников: Столько денег мобилизовать с нефтедобывающей отрасли просто нельзя. Это будет самая большая глупость".
Сегодняшняя стоимость тонны нефти - чуть больше 2913 грн. за тонну без НДС (результаты ноябрьского аукциона). От этой цены нужно отнять себестоимость добычи - 890 - 900 грн. за тонну в зависимости от типа месторождения. 1600 грн. уходит на рентную плату. Из оставшихся у компании средств нужно не только заплатить остальные налоги и оплатить текущие расходы, но и инвестировать в развитие: разведку, строительство новых мощностей и т.д. Получается, что государство, повысив ренту еще на 25%, забрало бы все.
Кстати, по данным руководства "Укрнафты", даже в случае сохранения существующей рентной ставки Минфин может инициировать изменение корректирующего коэффициента. Ныне он составляет 1,5063 (на это число умножается ставка 1090 грн. за тонну) и определяется как отношение цены тонны нефти на последнем аукционе отчетного периода к средней цене нефти за этот период. Минфин предлагает взять в качестве базовой ноябрьскую цену нефти, что приведет к увеличению платежей.
Для сравнения: согласно системе взимания рентной платы, действующей в России и Европе, размер этого сбора составляет 12 - 15% от цены на нефть на ведущих мировых биржах, таких как London Petroleum Exchange либо New York Mercantile Exchange. В результате, если отечественные компании инвестируют в свое развитие 15 - 25 грн. с тонны добытой нефти, то западные компании - до 300 долл. Нетрудно подсчитать, что, по европейским стандартам, при нынешней цене порядка 630 долл. за тонну размер рентной платы составил бы около 100 долл. (500 грн.) за тонну. То есть на уровне украинского значения 2005 года (правда, тогда и нефть была в полтора раза дешевле). Однако в этом случае у нефтяных компаний оставалось бы больше средств для инвестирования в увеличение объемов добычи углеводородов, и государство получило бы больше.
Казалось бы, мировой рост цен на нефть дает уникальные шансы для развития отечественных нефтедобывающих предприятий. А заодно - для уменьшения зависимости Украины от импорта нефти и ее производных. Но это лишь в том случае, если увеличение уровня прибыли даст нефтяникам возможность привлекать новые технологии, использовать передовые научные разработки, увеличивать эффективность нефтедобычи, а также просто бурить новые скважины. Нефтедобыча заинтересована именно в этом, а не в банальном проедании прибыли. Однако налоговая политика государства лишает ее такого шанса.
Мария ЖЕНИЧЕНКО