Фінансові новини
- |
- 05.11.24
- |
- 09:20
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Перехода на топливо евростандарта повлечет за собой рост цен
12:59 31.10.2007 |
Приближение нашего топлива к стандартам вожделенного ЕС не может не вселять оптимизма. Вот только одно "но". На стандарт евро - 2 мы перешли только в этом году. Для перехода на евро - 3 и евро - 4 украинским нефтеперерабатывающим заводам потребуется еще года три. А сама Европа живет уже по евро - 5 (с 2008 - го в обязательном порядке). Если мы такими темпами будем туда двигаться, не догоним.
Приказ Госпотребстандарта, который вводится в действие с 1 января 2008 года, обещает украинцам бензин и дизтопливо повышенного качества. Причем ничего нового чиновники не генерировали, а просто использовали уже имеющиеся европейские стандарты - Евро - 3 и Евро - 4.
Сейчас только два предприятия - Лисичанский и Одесский НПЗ (контролируемые соответственно российскими ТНК и "Лукойл") - в состоянии выпускать продукцию, соответствующую требованиям Евросоюза. Остальным же предприятиям требуется модернизация и реконструкция, которая по самым скромным оценкам экспертов может обойтись в $100 млн для каждого завода. Причем по времени это займет от 1,5 до 3 лет. А ведь министр ТЭК Бойко на днях заявил, что уже через год ВСЕ нефтепродукты должны соответствовать стандарту Евро - 3!
Вообще, по данным Госпотребстандарта, свыше 10% украинского топливного рынка - это продукция низкого качества. И тот, кто решится вырабатывать бензин европейский, обречен на убытки.
- Его разбавят и продадут на соседней заправке под видом обычного А - 95 - естественно, по более низкой цене, - сказал "Газете... " работник одной из столичных АЗС, пожелавший остаться неизвестным. - И производители качественного бензина не смогут конкурировать с этим самопалом без тщательного госконтроля. А он сейчас невозможен - вы же знаете уровень коррупции.
По словам директора департамента стандартизации и метрологии Госпотребстандарта Андрея Нелепова, новые и действующие стандарты некоторое время будут применяться параллельно. А с 2011 года весь бензин должен соответствовать минимум Евро - 3.
В министерстве уверены, что Кременчугский НПЗ и Шебелинский ГПЗ успеют уложиться в этот срок. Труднее придется двум западноукраинским нефтезаводам.
В принципе, инвестиции собственников НПЗ в модернизацию производства позволят им получить конкурентоспособную продукцию для экспорта и использовать уникальное географическое положение страны между поставщиком нефти - РФ - и рынком сбыта нефтепродуктов - Европой. Только отчисляемые от прибыли поступления в госбюджет увеличатся на $320 - 350 млн в год, прогнозируют в Минэкономики. То есть сама прибыль нефтеторговцев будет исчисляться в миллиардах. И заплатим их мы - скромные автолюбители.
Сергей Куюн,
исполнительный директор консалтинговой фирмы UPECO:
- Разница в цене на "старый" и бензин по стандарту почти не будет заметна из - за того, что украинские поставщики топлива начнут подтягивать цены к высшей ценовой планке. Потому мы будем получать и худший, и лучший бензин по одинаковой цене - что явно парадокс. В приказе Госпотребстандарта указано, что Украина осуществит переход на стандарт, который находится по характеристикам между Евро - 3 и Евро - 4. Такой переход займет 3 года, и стандарт начнет действовать с 1 января 2011 года. Для меня как автолюбителя - это позитив. Бензин станет качественнее, и не нужно будет колесить по Киеву, выискивая заправки с качественным бензином. Но Госпотребстандарту нужно будет проводить проверки постоянно - а не по жалобам, как сейчас. И так постепенно "старый" бензин всюду заменят на "евро".
Владимир Сапрыкин,
директор энергетических программ Центра им. Разумкова:
- Переход на стандарт Евро - 3 закономерен. Но важно, сколько денег будет заложено на эту программу в госбюджете - 2008. А постановление, изданное в октябре, не означает, что это произойдет одномоментно. Пока мы завозим достаточно большой объем бензина Евро - 3 из Литвы, Румынии и Болгарии.
К модернизации должны готовиться все отечественные НПЗ, ведь уже в 2011 году они не смогут продавать на рынке топливо, не соответствующее стандарту. Фактически переход на Евро - 3 будет означать появление еще одной марки бензина на АЗС. Цена его будет выше на 10 - 15% от нынешней стоимости А - 95.
Сергей Сапегин,
директор научно - технического центра "Психея":
- "Евробензин" будет дороже обычного на 10 - 15%, но за лучшее качество нужно платить. Пока украинские НПЗ не готовы выпускать такой бензин, у нас даже еще не введена для него специальная маркировка. Также должна быть введена Госпрограмма, которая создаст новые лаборатории и модернизирует старые для проверки качества бензина нового стандарта. Более тщательно нужно проверять АЗС, а это еще минимум 5 млн грн в год. Правительство должно стимулировать переход - выкупать старые машины, продавать новые, которые могут заправляться Евро - 3, в кредит под небольшие проценты и на длительное время.
Елена ХОРОЛЬСКАЯ, Андрей ПРОКОПЧУК