Фінансові новини
- |
- 23.12.24
- |
- 00:01
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Новое наступление российских нефтяников
09:15 08.06.2007 |
Совет Федерации Федерального собрания РФ готовит проект закона, который обяжет российские НПЗ перейти на производство бензина не ниже стандарта Евро - 3.
С 2009 года предприятия обяжут производить бензин не ниже Евро - 3, с 2010 - го - Евро - 4, а с 2014 - го - Евро - 5. В то же время переход Украины на стандарт Евро - 3, запланированный с 1 января 2008 года, выглядит весьма туманно и вряд ли к нему серьезно готовятся. РФ по сравнению с нашей страной на сегодня добилась более существенных результатов в процессе перехода на этот стандарт. Первые практические шаги в данном направлении были сделаны еще в 2006 году, когда с 1 января в Москве запретили использование бензина ниже Евро - 3. Действие этого "пилотного проекта" стало распространяться на крупные города центрального региона России. С 1 июня 2007 года на территории Нижнего Новгорода запрещено использование бензина с содержанием свинца, а содержание серы в дизельном топливе не должно превышать 500 мг/кг.
Предполагается, что вскоре этот мораторий распространится и на остальные города региона. По данным аналитиков, главными лоббистами подобных экспериментов и нового закона выступают крупнейшие российские нефтяные компании "Лукойл", "ТНК - ВР", "Газпром - Нефть", "Альянс" и другие. Они располагают значительными финансовыми средствами и более современными НПЗ . Переход на новые стандарты качества будет для них безболезненным и выгодным. Кроме того, предусмотренные законопроектом налоговые льготы для "правильных" производителей и санкции для "неправильных" дают первым значительные конкурентные преимущества. Переход на массовое производство евробензинов позволит российским нефтяникам легко завоевать смежные рынки соседних стран, в которых нефтеперерабатывающая отрасль в большинстве случаев в стратегических целях загнана в глухой угол все теми же российскими собственниками НПЗ. В первую очередь это касается Украины.
Заявления о необходимости перехода на европейские стандарты качества топлива у нас стали звучать в 2005 году - после подписания ряда меморандумов с ЕС. Конкретная дата перехода была озвучена позднее в меморандуме о сотрудничестве нефтяников и правительства. Стороны договорились о переходе с 1 января 2008 года на стандарты топлива Евро - 3, а с 1 января 2010 года - на Евро - 4. В октябре 2006 года экспертно - аналитическая группа по вопросам функционирования рынка нефти, нефтепродуктов и развития нефтеперерабатывающей отрасли рекомендовала Госкомитету по вопросам техрегулирования и потребительской политики и ряду ведомств до 1 января 2007 года разработать, согласовать и принять национальные стандарты (ГСТУ) на моторные топлива, отвечающие требованиям Евро - 3 и Евро - 4. Однако, как стало известно "k:" от источника в Минтопэнерго, процесс разработки и согласования документов затянулся. Эксперты по - разному оценивают перспективы введения европейских стандартов в 2008 году и полагают, что нефтеперерабатывающая отрасль сегодня к этому не готова. К намеченной в меморандуме дате перехода на Евро - 3 топливо этого стандарта будут выпускать только два отечественных НПЗ: Лисичанский и Одесский (если последний выйдет на рынок в намеченные сроки). Эксперты уверены, что ужесточение требований к качеству топлива грозит дальнейшим снижением доли продукции украинских НПЗ на внутреннем рынке. В итоге ценообразование будет напрямую зависеть от стоимости импорта. Такой перспективой не преминут воспользоваться российские производители, которые смогут заполнить освободившуюся нишу и потеснить европейских импортеров.
Илья Саввин