Фінансові новини
- |
- 22.12.24
- |
- 23:10
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Таинственніе "закрома" нефтянки
10:16 02.04.2007 |
Последние несколько лет все попытки правительства повлиять на украинский рынок нефти и нефтепродуктов иными, нежели административными, методами терпели полное фиаско. Ни стратегический резерв горюче - смазочных материалов (ГСМ), ни вертикально интегрированная нефтяная компания (ВИНК) так и не были созданы. Все, что удалось Кабмину за последние полтора года, - это найти некий компромисс между интересами государства и нефтяников в виде формулы расчета стоимости нефтепродуктов. Впрочем, происходило это на фоне остановки ряда отечественных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и снижения пошлин на импортируемые нефтепродукты.
Но правительство Виктора Януковича решило не останавливаться на достигнутом и таки создать (как много месяцев назад обещали) стабилизационный фонд нефтепродуктов. Как говорится, не словом, а делом. Еще в ноябре прошлого года министр топлива и энергетики Юрий Бойко заявлял, что Кабмин намерен создать стабфонд в размере 200 тыс. тонн нефтепродуктов, из которых одну половину будет составлять бензин марки Аи - 76, а другую - дизельное топливо. На поверку оказалось, что скоро только сказка сказывается.
На состоявшейся 28 марта пресс - конференции председатель правления ОАО "Укртранснафта" Игорь Кирюшин сообщил, что компания "ТНК - ВР Украина" и ОАО "Укртранснафта" подписали соглашение о создании стратегического запаса нефтепродуктов. Планов у нового консорциума - громадье. Предполагается переработка 1,2 млн. тонн нефти для пополнения стабилизационного фонда низкооктанового бензина и солярки. Пока же соглашением предусмотрена закупка и переработка 100 тыс. тонн нефти для выхода на заявленную ранее министром цифру в 200 тыс. тонн. По словам Игоря Кирюшина, на сегодняшний день "Укртранснафта" уже располагает 72 тыс. тонн дизельного топлива и 11 тыс. тонн бензина марки Аи - 76.
Финансовая сторона вопроса выглядит несколько удручающе, что, похоже, не особо смущало обе стороны проекта. По словам Игоря Кирюшина, для закупки нефти с депозитов "Укртранснафти" были сняты 40 млн. долл., предоставленные в свое время агентством Merrill Lynch под 7,5% годовых. Процент для мирового финансового рынка, по признанию самогог - на Кирюшина, более чем завышенный. Весь же проект (т.е. закупка, переработка 1,2 млн. тонн нефти и хранение готовой продукции) потребует 140 млн. долл. краткосрочных заимствований и кредита на семь лет в размере 200 млн. долл. Однако финансовые институты, которые будут принимать участие в финансировании проекта, и процентные ставки по кредитам публично названы не были.
Но это все, так сказать, присказка. Сказка же началась с вопросов, от которых уходили как глава "Укртранснафти", так и присутствовавший на пресс - конференции руководитель "ТНК - ВР Украина" Сергей Лизунов. Прежде всего это вопрос выбора партнера для создания стабфонда нефтепродуктов. Помимо "ТНК - ВР Украина", в Украине "в строю" еще как минимум три завода, способные переработать указанные объемы нефти. И прежде всего это Кременчугский НПЗ, принадлежащий "Укртатнафті". По словам И.Кирюшина, около трех месяцев велись переговоры, но "Укртранснафті" не удалось договориться с представителями предприятия. "Мы стремились на этот завод и не скрываем, что предлагали свои возможности для переработки, но ситуация на заводе достаточно понятна. Мы не стали рисковать. У предприятия большие долги. Завод должен на сегодняшний день только "Укртранс - нафті" 56 млн. грн.", - заявил г - н Кирюшин в ответ на вопрос корреспондента "ЗН".
Исходя из хронологии судебных тяжб между компаниями, проблемы возникли еще в 2003 году, когда "Укртранснафта" потребовала от "Укртатнафти" обналичить выписанные ею векселя на сумму 55 млн. грн. Зная стиль работы ЗАО "Украинские суды", можно предположить, что рассмотрение исков сторон могло бы продолжаться до бесконечности либо, в итоге, разрешиться мирным путем. Но в ситуацию принципиально вмешалась татарская сторона. Источники, близкие к переговорам между компаниями об участии "Укртатнафти" в создании стабилизационного фонда нефтепродуктов, отмечают, что зарубежные партнеры настаивали на открытости и прозрачности схем, поставки и переработки нефти, что, видимо, не совсем устраивало украинскую сторону.
В итоге переговоры закончились ничем. В качестве компенсации за потраченное время в конце февраля "Укртранснафта" получила решение Верховного суда, которым отменялись решения апелляционного и Высшего хозяйственного судов и был оставлен в силе вердикт Полтавского хозяйственного суда: векселя 2001 года на сумму 54,9 млн. грн. должны быть обналичены. В условиях достаточно сложного финансового положения это решение, помимо моральной компенсации, позволяет "Укртранс - нафті" рассчитывать на получение более чем 10 млн. долл., которые для компании были почти потеряны.
Второй загадкой являются сроки выполнения контрактов, а точнее, сроки и период закладки горюче - смазочных материалов в резерв. Приложения к договорам, которые есть у украинской стороны на переработку нефти и отгрузку нефтепродуктов, предполагают переработку в апреле 100 тыс. тонн нефти. Если у власти Украины планы не изменятся, то до 5 апреля нефть поступит на НПЗ, а с числа 15 - 20 начнется отгрузка>, - сказал президент "ТНК - ВР Украина" С.Лизунов. Учитывая глубину переработки на Лисичанском НПЗ в 75% и уже существующие в стабфонде объемы нефтепродуктов, на конец апреля может быть аккумулировано не более 158 тыс. тонн дизельного топлива и низкооктанового бензина. Это если предположить, что государство не будет использовать запас для стабилизации ценовой ситуации на рынке нефтепродуктов для потребностей аграрного сектора, в противном случае цифра будет еще меньше. А значит, выйти на запланированные объемы "Укртранснафта" будет просто не в состоянии.
В этой связи удивляет и период закладки ГСМ в стабфонд, когда посевная в разгаре и цены на нефть и нефтепродукты вот - вот достигнут своего пика. Поскольку участники пресс - конференции сослались на коммерческую тайну стоимости нефти, закупленной у "ТНК - ВР Украина", а также стоимости кредитного ресурса и условий получения финансирования, можно предположить, что кредитоспособность "Укртранснафти" будет под большим вопросом. Не учитывая, конечно, того момента, что кредиты и контракты с "ТНК - ВР Украина" могли быть гарантированы государством (?).
И последняя загадка - это резервы для хранения ГСМ стабилизационного фонда. Последние данные мониторинга свидетельствуют, что даже в случае использования "Укртранснафтою" мощностей "Укртранснефтепродукта" компания едва ли сможет дотянуть до 40 тыс. тонн. Становится понятно, почему г - н Кирюшин набросил завесу таинственности на тему резервуаров, где на сегодняшний день уже хранятся нефтепродукты стабфонда. Это наводит на размышления о реальности их существования. Просматривается и интерес "ТНК - ВР Украина" в части реконструкции Лисичанского управления магистральных нефте - продуктопроводов за счет госсредств. По словам очевидцев, на этом объекте практически ничего не осталось: все трубы выкопаны, а из 16 резервуаров для хранения нефтепродуктов осталось только четыре. Долг предприятия перед кредиторами составляет около 17 млн. грн.
В итоге благие намерения профильного министерства и Кабмина в целом могут оказаться всего лишь очередным PR - ходом для поддержания имиджа правительст - ва В.Януковича. Эксперты отмечают, что реально повлиять на ценовую ситуацию на рынке нефте - продуктов Украины стабилизационный фонд, состоящий из низкооктанового бензина и дизтоплива, будет не в состоянии. Кроме того, аграрный сектор, на поддержку которого рассчитано данное соглашение, тоже вряд ли ощутит на себе благотворное влияние стабилизационного фонда, поскольку закупка производится по рыночным ценам, а предприимчивые трейдеры в преддверии "высокого" сезона уже раскачали после зимней спячки крупнооптовый сегмент, за которым потянулся и весь нефтерынок. Похоже, что в выигрыше останутся только "успешные бизнесмены" загадочной украинской нефтянки.
Валентин ЗЕМЛЯНСКИЙ, Илья САВВИН