Фінансові новини
- |
- 23.12.24
- |
- 04:26
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Текущая ситуация на рынке создает предпосылки для удорожания горючего
10:58 03.03.2007 |
Цены на украинских АЗС по - прежнему снижаются. Однако, полагают эксперты, в скором времени ситуация начнет меняться. Серьезными поводами для удорожания станут повышение тарифов на транспортировку нефти, удорожание перевозки ГСМ по железной дороге и весенние полевые работы.
Стоимость нефтепродуктов в крупном опте продолжает повышаться. За последнюю неделю бензины А - 76/80 в среднем подорожали с 3 198 до 3 259 грн./т. Цена Аи - 92 в этот период выросла с 3 526 до 3 559 грн./т. Аи - 95, который семь дней назад продавался по 3 666 грн./т, теперь торгуется по 3 730 грн./т. А плата за дизтопливо увеличилась с 3 508 до 3 530 грн./т.
Между тем, розничные цены по - прежнему снижаются. За прошедшую неделю низкооктановые марки подешевели с 3,36 до 3,32 грн./л. Стоимость Аи - 92 уменьшилась с 3,58 до 3,54 грн./л. Аи - 95, который семь дней назад стоил 3,75 грн./л, сегодня продается по 3,72 грн./л. А дизтопливо "понизилось" с 3,54 до 3,49 грн./л.
Наблюдатели отрасли полагают, что сегодня у бензина есть немало предпосылок для удорожания. В частности, решение Национальной комиссии по регулированию электроэнергетики (НКРЭ) о повышении стоимости транспортировки нефти по трубопроводам. Плата за прокачку внутри страны вырастет в среднем на 17 - 19,6%. "Укртранснефть" заявляет, что подобные действия были вызваны тем, что с 2003 по 2006 год объемы потребления российского сырья сократились с 23,5 млн. до 11,7 млн. тонн.
Представители "Укртранснефти" уверены, что новшества, которые вступят в силу с 1 апреля, не отразятся на стоимости автомобильного топлива. "По результатам согласительных совещаний при участии представителей Министерства финансов, Министерства экономики, Министерства топлива и энергетики, НКРЭ, НАК "Нефтегаз Украины" и "Укртранснефти" был сделан вывод о том, что повышение тарифов на услуги на транспортировку нефти магистральными нефтепроводами даже до 25% не повлияет на повышение стоимости нефтепродуктов и обеспечит необходимый уровень рентабельности; при этом прирост стоимости 1 литра условного светлого нефтепродукта вследствие увеличения стоимости транспортировки составит в пределах 0,2 - 0,5 копейки", - заявил советник председателя правления компании Александр Дикусаров.
А нефтяные эксперты, в свою очередь, считают повышение платы за транспортировку серьезным поводом для повышения цен на горючее. "Это будет еще одним поводом для производителей, чтобы заявить: нужно поднимать цены на нефтепродукты. Льготы, обещанные переработчикам для модернизации, не предоставлены. Кроме того, с 1 марта будут пересмотрены тарифы "Укрзализныци" на перевозку мазута. Более того, достигнуты сезонные договоренности между нефтяниками и Минагрополитики о том, что аграрии получат достаточное количество топлива, а его цена будет на сегодняшнем уровне. Сейчас все идет к традиционному сезонному подорожанию. Словом, у переработчиков есть все основания, чтобы поднять стоимость продукции, мотивируя удорожание компенсацией затрат. Где - то в середине марта можно ожидать повышения цен в рознице", - сказал "Экономике" заместитель директора научно - исследовательского центра "Психея" Геннадий Рябцев.
А затрат у владельцев украинских НПЗ действительно немало. Напомним, что с начала 2008 года в стране начнут действовать стандарты качества "Евро - 3". Производители, которые не будут им соответствовать, просто утратят возможность работать на отечественном рынке. Поэтому многие из них проводят масштабную модернизацию своих мощностей. В частности, компания "ТНК - ВР Украина" намерена вложить в Лисичанский НПЗ около 45 млн. долл. в текущем году. По словам президента предприятия Сергея Лизунова, средства пойдут на строительство установки висбрекинга, которая позволит увеличить объемы выпуска дизельного топлива и битумов. "Это, правда, дорогостоящее удовольствие - только проект стоит несколько миллионов долларов, а сама установка до 40 млн. долларов. За время работы в Украине, мы инвестировали в свое предприятие порядка 300 млн. долларов. В прошлом году это было 45 млн., примерно такая же сумма будет потрачена на капитальные вложения в 2007 году" - заявил топ - менеджер.
Кроме того, "ТНК - ВР Украина" планирует увеличить свою розничную сеть, что также потребует немалых средств. Руководители предприятия рассчитывают нарастить число собственных заправок с 6 до 156 к 2010 году. "На первом этапе мы сфокусировались на джобберской программе и немного упустили время с развитием собственной розничной сети, поэтому в наших ближайших планах - развивать розничные каналы продаж в регионах. Мы не планируем создавать большую собственную сеть АЗС, но порядка 150 станций в течение трех лет собираемся построить", - сказал Лизунов.
РОЗНИЧНАЯ СТОИМОСТЬ НЕФТЕПРОДУКТОВ, грн./л
Истoчник: UPECO
Максим Арсланов