Фінансові новини
- |
- 14.11.24
- |
- 15:23
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
РТС начинает торговлю фьючерсом на дизтопливо
11:42 01.02.2007 |
Биржа РТС запускает свой первый поставочный товарный фьючерс. С конца февраля трейдеры смогут заключать сделки на поставку 10 т дизельного топлива. Желающие работать на новом рынке уже есть.
В феврале биржа планирует запустить поставочный фьючерс на дизельное топливо, рассказал "Ведомостям" первый вице - президент РТС Роман Горюнов. "Дизтопливо имеет важное значение для многих отраслей российской экономики - для сельского хозяйства, транспорта, строительства, промышленности, - рассказывает Горюнов. - И все эти предприятия смогут при помощи нового инструмента зафиксировать будущие цены на дизтопливо, а следовательно, планировать свои затраты и хеджировать риски".
По данным Росстата, в 2005 г. в нашей стране было произведено 60 млн т дизтоплива, из которых 19,2 млн т продано внутри России. Из всех нефтепродуктов РТС первым выбрала дизтопливо, потому что на этом рынке больше всего участников, у него простая логистика и большая емкость, объясняет Горюнов. Впоследствии биржа запустит торги поставочными фьючерсами на авиатопливо, мазут и бензин.
Объем контракта - 10 т, исполнение будет ежемесячным. Гарантийное обеспечение составит 7,5 - 10%. Поставка дизтоплива будет осуществляться на ЛПДС "Володарская" "Мостранснефтепродукта" в Раменском районе Подмосковья. Этот инструмент пока не для всей страны, отмечает Горюнов. На московский регион, по его оценке, приходится большая доля производства и потребления дизтоплива, т. е. потенциальных участников торгов, и это позволит сконцентрировать ликвидность. В перспективе поставка будет производиться еще в двух - трех пунктах. Горюнов рассчитывает, что к концу года ежедневный оборот торгов этим инструментом будет составлять 10 000 - 15 000 контрактов.
Потенциальных клиентов биржа уже нашла. "Мы начнем проводить операции с фьючерсом на дизтопливо с первого дня торгов, - признается гендиректор трейдинговой компании "Алгоритм. Топливный интегратор" Алексей Бураков. - Этот инструмент позволит нам хеджировать свои ценовые риски". По его словам, рынок топлива очень волатильный: "Например, 26 декабря тонну дизеля мы поставляли за 13 900 руб., 22 января - за 13 300 руб., а в понедельник - уже по 13 000 руб". "Без возможности хеджирования мы вынуждены определять цены на сегодня и не можем заключать долгосрочные контракты", - жалуется он. А после появления биржевой цены можно будет заключать форвардные контракты с ценой, привязанной к стоимости фьючерса. "Мы потребляем в месяц 200 - 300 т, и использование фьючерса позволит заранее планировать экономику: купив фьючерс, можно сразу установить тарифы на все перевозки хоть на полгода вперед", - говорит Максим Зайчиков, начальник эксплуатации Автотранспортного предприятия # 1, парк которого насчитывает около 200 машин.
А вот начальник департамента РЖД, пожелавший сохранить анонимность, отметил, что монополия пока лишь изучает новые возможности. Похожая позиция и у "Лукойла", начальник пресс - службы которого Дмитрий Долгов говорит, что "надо посмотреть, как будет работать новый инструмент".
Фьючерсы на дизельное топливо скорее вcего не будут интересны широкому кругу спекулянтов - профучастников и частных инвесторов, считает гендиректор агентства Derivative Expert Илья Ефимчук. Роль брокеров - выступить посредниками и получить новый пласт клиентов, которых сейчас вообще нет на фондовом рынке, говорит Горюнов. Сначала на торги придут хеджеры, а после появления ликвидности к ним присоединятся и спекулянты, уверен исполнительный директор "Открытия" Евгений Данкевич. Он отмечает, что у его компании уже есть клиенты, заинтересованные в этом инструменте.
Это уже не первый проект организации биржевой торговли российскими товарами с их дальнейшей поставкой. Например, на Сибирской бирже (Новосибирск) организованы торги контрактами на золото и пшеницу. А в октябре на NYMEX запустили поставочные фьючерсы на российскую экспортную нефть REBCO. Но судя по информации на сайте NYMEX, там до сих пор еще не было заключено ни одной сделки с этими фьючерсами. На Сибирской бирже последние сделки заключались в декабре 2006 г., а сейчас торги вообще не проводятся. По словам генерального директора биржи Льва Назарова, "участники разбежались".
Гюзель Губейдуллина