Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Подозрительно дешевый бензин (Цены на топливо поползли вниз)

Автомобилисты в регионах счастливы: литр 95 - го кое - где стоит уже 3 грн 70 коп. В столице пока старые цены: нижняя планка - 4 грн, при этом эксперты обещают, что в течение недели нефтепродукты подешевеют и в Киеве. Чтобы обеспечить это 15 - копеечное снижение, правительство рискует тем, что "лягут" нефтеперерабатывающие заводы страны.

Специалисты, раньше в один голос кричавшие о грядущем подорожании до 5 грн за литр, теперь объясняют причины обратного процесса. По их мнению, бензиновое отступление вызвано падением сезонного спроса, удешевлением русской нефти и изменениями в законодательстве - теперь ведь разрешен беспошлинный ввоз нефтепродуктов.

Радуется и глава правления НАК "Нефтегаз Украины" Алексей Ивченко:

- Снижение цен на рынке - это то, что мы и прогнозировали. Помните, говорили: будет дефицит в конце года, будет дефицит на осень... А мы же утверждали, что дефицита не будет. Рынок наполнится нефтепродуктами. Более того, будет тенденция к снижению цены, чего сегодня мы и достигли. И цены продолжат снижаться дальше. Я не стану прогнозировать, насколько. Но такая тенденция есть, - с гордостью заявил он "Газете... ".

Среди причин порой называют и благоприятные последствия отставки Юлии Тимошенко. Но здесь можно и поспорить - ведь ликвидировать таможенные пошлины на бензин леди Ю предлагала еще в середине лета, тогда ее слова всерьез никто не воспринял. А теперь Еханурову депутаты разрешили возить бензин и солярку из соседних стран. Те политики, которые еще полгода назад с пеной у рта доказывали абсурдность этой идеи, теперь спокойно смирились с неизбежным шантажом российских нефтетрейдеров, которым выгоднее возить нам готовый бензин, чем гнать на переработку "черное золото". А то, что столь прогрессивные подходы - простейший способ сделать украинскую экономику еще более энергозависимой, никого особо не волнует.

Кстати, удешевление объясняется не только ликвидацией ввозной пошлины на готовые нефтепродукты, но и упразднением целого ряда акцизных сборов, 2% - ного сбора в Пенсионный фонд - практически импортеры нефти в Украину оказались в некоем "налоговом раю": их прибыль напрямую зависит от объемов поставок, и они совсем не делятся с государством.

О том, чем такая политика украинской налогово - таможенной лояльности может грозить государству в будущем, мы поинтересовались у Владимира Сапрыкина, директора энергетических программ Украинского центра Разумкова.

- Снижение цен на нефтепродукты - это хорошо для потребителя, это маленькая тактическая победа Еханурова. Но в стратегическом плане - это огромное поражение. Три из шести украинских нефтеперерабатывающих заводов сейчас стоят. В кризисные моменты, ближе к посевной, государство кратковременно тоже предоставляло льготы импортерам бензина, но никогда столь объемные и на такие длительные сроки! Объемы поставок нефти в Украину в этом году снизились по сравнению с прошлым - в октябре этого года мы получили на 37% нефти меньше, чем в октябре 2004 - го. Отечественный рынок заполняется импортным бензином. Вскоре импорт может достичь трети всего рынка в Украине, и это будет крах топливно - энергетического сектора. Уже сейчас наши заводы отстают от зарубежных конкурентов в своем технологическом развитии лет на семь. Наш бензин невозможно никуда экспортировать - по своим экологическим параметрам он не только не подходит под европейскую норму Евро - 4 или хотя бы более толерантную Евро - 2, но даже не соответствует сильно заниженным внутриукраинским ГОСТам. Заводам срочно нужны деньги на переоснащение производства. А где их взять, если нефти нет, ввозится дешевый бензин и более дорогие нефтепродукты никого не интересуют? Таким образом, заводы де - факто умирают. Причем в регионах, где построены заводы, они являются бюджетоформирующими предприятиями - то есть десятки тысяч людей получают зарплаты и пенсии исключительно благодаря НПЗ.

- В итоге - о каких суммах убытков может идти речь?

- Сейчас это очень сложно посчитать. Мало того, что им не из чего налоги платить, так еще ведь в этих предприятиях есть государственная часть - то есть бюджет не получает плановых прибылей. Плюс в бюджет не падает и копейки за импорт. Так что суммы просто астрономические в итоге получаются. И удешевление бензина на 5 - 7% (а это предел, ниже цена не опустится, и то 7% - это только в случае, если очередного взрыва какого - нибудь в Ираке не случится) никак не компенсирует Украине гибель целой отрасли.

Дешевый бензин - только в мышеловке

Ярослав Жалило,

экономический эксперт:

- Очень настораживает тот факт, что удешевление бензина сопровождается сокращением экспорта нефти. Фактически, мы все меньше производим готовых нефтепродуктов, сети АЗС постепенно переходят на импортное топливо. И это негативный процесс - ведь даже после того, как в строй войдут 3 стоящих в данный момент украинских нефтеперерабатывающих завода, эти АЗС, работающие по накатанной схеме с импортерами, не захотят покупать бензин украинского производства. А девать его некуда - ведь наше топливо слишком некачественное для экспорта. То есть, то, что наши НПЗ при такой государственной политике "ценоснижения" рискуют остановиться насовсем, - это факт. А когда мы достаточно "подсядем" на бензин из - за бугра - тогда импортеры смогут себе позволить много чего. Нельзя исключать возможности, что бензин в Украине после всех этих процессов начнет в итоге резко дорожать. Также неприятен тот факт, что за счет Украины сейчас обогащаются другие государства - ведь из - за отмены пошлин трейдеры нефтепродуктов платят НДС за границей.

Оптом и в розницу

Стоимость 95 - го бензина ниже 4 грн за литр зафиксирована уже в 14 областях Украины. Чемпион низких цен - Харьков, где топливо на некоторых заправках подешевело на 20 коп. На отдельных станциях залить можно даже по 3,65 грн/л. Устойчиво снижаются цены в Крыму и Херсонской области - за прошлую неделю горючка упала в цене на 10 - 15 копеек.Зато в Киеве, Донецке и Днепропетровске высокооктановый бензин марки А - 95 по - прежнему стоит от 4,10 грн за литр. Не сдвинулась с места розница и в Николаеве, где заправиться популярной маркой можно в среднем по 4,06 грн/л.Эксперты утверждают, что разница между оптовыми и розничными ценами на высокооктановые бензины уже превышает 1000 грн на одной тонне. Поэтому владельцы АЗС сейчас не просто хорошо зарабатывают, а получают сверхприбыли. Причем делают это "с особым цинизмом" - на заправках тех же крупных сетей ("ТНК", "Лукойл") цены в разных регионах отличаются. Крупные фирмы, владеющие сетями заправок, стали проявлять неслыханную гибкость на рынке - они как бы отдали мелким фирмам возможность диктовать цену и подстраиваются под их цифры.

Михаил ГАННИЦКИЙ

За матеріалами: Газета по-киевски
 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,7879
 0,1842
0,47
EUR
1
42,3821
 0,1032
0,24

Курс обміну валют на вчора, 11:13
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,4537  0,11 0,28 39,9930  0,10 0,24
EUR 42,1926  0,09 0,20 42,9974  0,11 0,25

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,7600  0,25 0,63 39,8100  0,26 0,66
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес