Фінансові новини
- |
- 20.11.24
- |
- 03:21
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
K2kapital: Рынки нефтяных и бензиновых фьючерсов зашлись в экстазе
09:05 04.04.2005 |
Цены на нефть и нефтепродукты подскочили в пятницу до новых рекордных значений, на волне ажиотажной покупки, связанной с бензиновыми страстями и нашумевшим прогнозом Goldman Sachs о цене на нефть в $105. Прогноз аналитика Goldman Sachs Арджуна Мурти (Arjun Murti), вышедший в четверг, произвел такое впечатление на рынок нефтяных фьючерсов, как будто это было предсказание всеведущего пророка. "Goldman Sachs сказал, что цены на нефть вырастут до $105", - передавали телеканалы мира. В своем аналитическом докладе Арджун Мурти написал, что, по его мнению, рынки топлива вступили, возможно, в раннюю фазу многолетнего периода ценового "супер - подъема". По словам Мурти, цены на нефть вернутся на более низкие уровни не раньше, чем очень высокие цены, по которым нефть будет торговаться в течение многих лет, приведут, в конце концов, к значимому уменьшению потребления топлива. В период "супер - подъема", по прогнозу Мурти, цены на нефть марки WTI, американского стандарта и ориентира для мирового рынка, могут подняться до $80 - $105 за баррель. Мурти повысил прогноз по средней цене нефти WTI в 2005 г. с $41 до $50 и в 2006 г. - с $40 до $55.
По итогам торгов в четверг, когда появился доклад Мурти, майские фьючерсы на нефть марки Brent на Международной нефтяной бирже IPE в Лондоне выросли на $2,20 до $54,29 за баррель, а майские фьючерсы на нефть WTI на Нью - Йоркской товарной бирже NYMEX поднялись на $1,41 до $55,40 за баррель. В пятницу ралли продолжилось. По итогам биржевой сессии в этот день майские фьючерсы на Brent в Лондоне выросли на $2,22 до $56,51, а майские фьючерсы на нефть WTI в Нью - Йорке поднялись на $1,87 до $57,27. Это номинальные рекордные значения при закрытии. В ходе торгов майские фьючерсы на нефть WTI достигли отметки $57,70, что превысило внутридневной рекорд от 17 марта, равнявшийся $57,60.
Говоря о влиянии цен на спрос, Мурти написал в докладе следующее: "Возможно, что окончательный ответ на вопрос о том, как высоко должны подняться цены на нефть, прежде чем произойдет подавление спроса на топливо, будет определяться тем, когда американские потребители перестанут покупать пожирающие бензин внедорожники и обратятся к экономичным альтернативам. Исходя из нашего анализа расходов на бензин и экономической ситуации, мы оцениваем, что для этого цены на бензин в США должны будут, возможно, подняться выше $4 за галлон".
По данным организации AAA, объединяющей клубы американских автовладельцев, к 1 апреля средняя розничная цена бензина в США выросла до $2,164 за галлон, что стало новым рекордным значением. Цены на бензин на американских АЗС бьют рекорды каждый день, начиная с 17 марта. Год назад средняя розничная цена бензина в США, по данным AAA, равнялась $1,751, а в начале текущего года - $1,776.
"Очень интересный доклад", - отозвалась о работе Мурти старший экономист Societe Generale Commodities Дебора Уайт (Deborah White). Аналитик Fimat USA Джон Килдуфф (John Kilduff), занимающийся оценкой рисков на энергетическом рынке, сказал, комментируя прогноз о $105: "Я не знаю, как они пришли к этому числу, если только они не сделали допущение о том, что произойдет событие, которое приведет к значительному нарушению поставок нефти". В качестве примера такого события Килдуфф назвал крупное потрясение в Саудовской Аравии или эмбарго Венесуэлы на поставки нефти в США. Многие другие аналитики высказались в том же духе, предположив, что для подъема цен на нефть до $105 понадобилось бы что - нибудь грандиозное, например, значительное разрушение нефтяных резервов Саудовской Аравии. Аналитик Кевин Керр (Kevin Kerr), президент Kerr Trading International, вообще предположил, что прогноз Мурти связан с деловыми интересами Goldman Sachs, одного из крупнейших игроков на рынке топливных деривативов.
Но прогноз Goldman Sachs в точности совпал с кредо нефтяного рынка. Это кредо состоит в том, что цены на нефть должны расти, потому что спрос на нефть быстро увеличивается, резерв нефтедобывающих мощностей мал и его может не хватить для удовлетворения спроса, особенно при наличии рисков в нефтедобывающих странах. Как сказал аналитик Килдуфф, рынок закладывает в текущие цены ситуацию, которая предполагает, что спрос на нефть вырастет во втором полугодии до такой степени, что с его удовлетворением возникнет большая напряженность. Правда, пресс - служба ОПЕК заявила на днях, что к концу года резервные мощности картеля увеличатся до уровня 3 млн. баррелей в день (это равносильно, к примеру, уровню нефтедобычи в Норвегии), но то ли рынок не услышал, то ли не поверил.
Зато рынок с готовностью поверил в неминуемую напряженность на американском рынке бензина. Как показали последние годы, рынки бензиновых и нефтяных фьючерсов легко "заводятся" на подъем в преддверии летнего автомобильного сезона, когда ими овладевает идея, что летом в Америке может возникнуть дефицит бензина. Так было, например, прошлой весной, и так происходит сейчас. Правда, весной прошлого года товарные запасы бензина в США были ниже, чем предшествовавшей весной. В настоящее время запасы бензина превышают запасы в тот же период 2004 г. По данным министерства энергетики США, на конец недели, завершившейся 25 марта, товарные запасы бензина составляли 214,4 млн. баррелей, что было на 6,3% больше, чем в то же время прошлого года. Но рынки распаляет то обстоятельство, что товарные запасы бензина сокращаются. На неделе, закончившейся 25 марта, они уменьшились четвертую неделю подряд, и на заметную величину - 2,9 млн. баррелей. При этом спрос на бензин в США в настоящее время превышает спрос в тот же период прошлого года на 2%.
Безусловно, если запасы будут сокращаться и дальше, то к концу мая, который считается стартом летнего автомобильного сезона, бензина в коммерческих запасах может оказаться меньше, чем в прошлом году. Но американские НПЗ еще не занялись серьезным производством бензина к лету. Они все еще проводят весенние технико - профилактические работы и используют производственные мощности на 90% - 91%. Для сравнения, в конце осени и в начале зимы, когда НПЗ усиленно производили мазут для отопления, они использовали мощности примерно на 94%.
Но фьючерсные рынки одержимы идеей, что ввиду растущего спроса напряженность с бензином неизбежна. В этой ситуации они остро реагируют на сообщения об авариях на НПЗ. На предыдущей неделе рынки были взбудоражены взрывом на НПЗ компании BP в Техасе, а в последние дни их возбуждала авария на гигантском НПЗ Amuay в Венесуэле. В четверг на НПЗ отключилось электроснабжение, вследствие чего были остановлены производственные блоки. Венесуэльская государственная компания PDVSA, которой принадлежит завод, сообщила, что ей понадобится не более недели, чтобы вернуть предприятие к нормальному уровню производства, и что она обеспечит бесперебойные поставки продукции за счет использования складских запасов.
Авария на Amuay еще более подхлестнула рынки фьючерсов на нефтепродукты, возбужденные сокращением товарных запасов бензина в США и прогнозом Goldman Sachs. Майские фьючерсы на бензин на бирже NYMEX выросли в пятницу на 6,79 цента до $1,7310 за галлон - нового рекордного значения при закрытии. В ходе торгов майские фьючерсы на бензин достигли отметки $1,7360, что стало новым внутридневным максимумом. За последние три дня - среду, четверг и пятницу - цены на бензин на бирже NYMEX выросли на 10%. В среду были опубликованы данные о сокращении товарных запасов бензина в США на неделе, закончившейся 25 марта. Майские фьючерсы на топочный мазут на бирже NYMEX выросли в пятницу на 4,77 цента до $1,6638 за галлон - нового рекордного значения при закрытии. В ходе торгов майские фьючерсы на мазут достигли отметки $1,6750, что стало новым внутридневным рекордом.
Ралли на рынке нефтепродуктов и прогноз Goldman Sachs создали сильную "зажигательную смесь" для рынка нефтяных фьючерсов. К действиям убежденных "быков" добавилось закрытие коротких позиций по нефти теми участниками рынка, которые успели открыть их в среду, когда были опубликованы очередные еженедельные данные о товарных запасах нефти и нефтепродуктов в США. Наряду с сокращением товарных запасов бензина, эти данные показали крупное увеличение товарных запасов нефти и рост нефтяного импорта в Америку. Согласно подсчетам министерства энергетики США, на неделе, закончившейся 25 марта, товарные запасы нефти выросли на 5,4 млн. баррелей, стратегические нефтяные резервы США увеличились на 1,5 млн. баррелей, а уровень импорта нефти в Америку повысился на 298 тысяч баррелей в день по сравнению с предыдущей неделей и достиг почти 10,6 млн. баррелей в день. По данным министерства энергетики, на конец недели, закончившейся 25 марта, товарные запасы нефти в США были на 8,6% выше, чем в то же время прошлого года.