Фінансові новини
- |
- 20.11.24
- |
- 03:32
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Киевские Ведомости": Стоимость ГСМ в опте будет расти
10:47 01.03.2005 |
На прошлой неделе мировые цены на нефть достигли трехнедельного максимума - рынок испугался холодов и ожидаемого снижения добычи. Подорожание изменит ситуацию в Украине.
МИРОВОЙ РОСТ
По словам трейдеров, рост был обусловлен прогнозом холодной погоды как в США, так и в Европе. Как передает Reuters, температура в Европе на этой неделе будет ниже обычной.
С приближением весны холодная погода все меньше беспокоит участников рынка. Их волнует, что предпримет 16 марта нефтяной картель ОПЕК. Накануне встречи участники ОПЕК все чаще высказываются о необходимости сократить добычу во втором квартале, чтобы не допустить увеличения запасов нефти в странах - потребителях.
"Большинство стран ОПЕК склоняется к тому, чтобы сократить добычу", - сказал на прошлой неделе генеральный секретарь картеля Аднан Шихаб - Элдин. А вчера Али аль - Наими, министр нефтяной промышленности Саудовской Аравии, крупнейшего участника ОПЕК, заявил, что нынешних коммерческих запасов сырья в развитых странах хватит на 51 день, и этого вполне достаточно.
Подобные заявления сочетаются с прогнозами продолжающегося роста спроса на нефть и нефтепродукты, в первую очередь со стороны Китая. Международное энергетическое агентство (IEA), представляющее страны - потребители сырья, прогнозирует, что спрос на нефть вырастет в этом году примерно на 1,5 млн. барр. в день. С ним солидарен и ОПЕК: он прогнозирует рост потребления нефти на 1,7 млн. барр. в день. Сам картель признал, что перебои с поставками электроэнергии в Китае подталкивают его все больше использовать нефть в качестве топлива на электростанциях.
"Основные факторы, влияющие на высокие цены на нефть, сохраняются. Спрос продолжает расти, а поставки находятся под жестким контролем ОПЕК", - цитирует Reuters консалтинговую компанию SG Commodities.
Другая фирма - PFC Energy констатирует, что мировой экономике теперь, вероятно, придется продолжительное время жить с высокими котировками. С другой стороны, чем выше будут цены накануне встречи ОПЕК, тем сложнее станет картелю оправдать сокращение добычи, говорят аналитики.
ТРАНЗИТНЫЙ ФАКТОР
Не вносит ясности в ситуацию на рынке и состояние транзита сырья через территорию Украины. Российским нефтяникам не хватает ощущения стабильности, чтобы обеспечить объемы прокачки сырья, в том числе и по нефтепроводу "Броды - Одесса". Несмотря на то, что "Транснефть" предоставляет правильные графики на это направление, они полностью не выбираются нефтяными компаниями.
"Мы даем определенный объем технических возможностей, которые, в принципе, могут быть еще больше. Когда увидим, что выбирается все, мы сможем увеличить квоту на прокачку с одного до двух миллионов в квартал", - сказал "Ведомостям" вице - президент "Транснефти" Сергей Григорьев.
Безусловно, направление Броды - Одесса - не самое лучшее из имеющихся, но оно гораздо выгодней с точки зрения экономики железнодорожных отгрузок нефти на экспорт, которые производятся через Россию. В то же время представители нефтяных компаний утверждают, что причин, по которым невозможно было использовать квоту по транзиту, несколько.
"Для нефтяников экспорт по железной дороге - это множество потерь, как товарных, так и временных и управленческих", - говорит Жарко Стефановски из компании "Атон".
"Сейчас, несмотря на то, что мы на год подписались и запланировали себя в планах на железнодорожные направления, нефтяники готовы отказаться от них, ломать свои договоренности с существующими участниками. Но им нужна четкая гарантия, что "Броды - Одесса" функционирует, и будет работать хотя бы на какой - то фиксированный период. Пока же по - прежнему идут дебаты о развороте нефтепровода в прямом направлении. И не понятно, будет ли реверс стабильно работать, имеет ли смысл ради него ломать отлаженное направление", - пояснил суть проблемы аналитик ИБ "Тройка - диалог" Валерий Нестеров.
ЦЕНА И ПЕРЕРАБОТКА
Несмотря на мировое увеличение расценок на топливо в большинстве регионов Украины во второй декаде февраля 2005 года, по оперативным данным, наблюдалось снижение среднеуровневых розничных цен на отдельные виды нефтепродуктов.
Как сообщает Госинспекция по контролю над ценами, в двадцати регионах страны стоимость дизельного топлива снизились от 0,4% до 2,5%. Наибольшее падение зафиксировано в Винницкой области, где ДТ подешевело на 7 коп. (с 2,76 грн. до 2,69 грн./л). При этом рост цен на дизтопливо наблюдался только в одном регионе.
Бензин А - 76 подешевел в 17 областях - от 0,4% до 3,8%. Наибольшее падение цены зафиксировано в Донецкой области, где товар подешевел на 10 коп. (с 2,65 грн. до 2,55 грн./л). Стоимость Аи - 95 снизилась в 14 регионах - от 0,3% до 2,1%. Наибольшее падение зафиксировано в Ровенской области - на 6 коп. (с 2,89 грн. до 2,83 грн./л). Выросла цена также лишь в одной области.
В то же время в этом месяце значительно поднялись объемы поставок сырья на НПЗ. Так, на Лисичанский НПЗ сырье поставляла "ТНК", на Кременчуг нефть поступала от "Татнефти" и "Татнефтепрома". Херсонский завод весь месяц работал с "Юганск - нефтегазом", Дрогобычский с "Татнефтью", "Сургутгазпромом" и "Ваньеганнефтегазом". Самое большое количество поставщиков завозило сырье на Надворную. Это "Нортгаз", "Ухтанефть", "Полярное сияние" и "Татнефтеотдача".
На следующей неделе можно ожидать увеличение оптовых расценок на ГСМ. В то же время в ближайшую неделю розничная стоимость нефтепродуктов не вырастет.
КОММЕНТАРИЙ НЕДЕЛИ
Александр ГОРОДЕЦКИЙ,
президент ООО "ТНК - ВР Украина":
- Все знают, что на любых рынках есть "быки" и "медведи". Быки - это факторы, которые пытаются поднять цену, медведи - факторы, которые пытаются цену опустить. Прежде всего, на повышение влияет цена нефти. Сегодня баланс нефтепродуктов профицитный. Топлива в Украине достаточно, есть значительные запасы как нефти на заводах, так и нефтепродуктов. Этот фактор говорит о стабильности цены. С другой стороны, мы видим, что стоимость сырья растет в России. Ожидаем, что котировки для украинских НПЗ в следующем периоде незначительно повысятся. Мало того, мы видим, что чуть выше будет российская экспортная пошлина на нефть. Это, конечно, станет давить на рынок с точки зрения поднятия цены. Спрогнозировать, насколько, сложно. Мы предполагаем, что эти колебания будут несерьезные - буквально 3 - 5%. Плюс большую роль сыграет потребитель, потому что сегодня спрос не растет, рынок перенасыщен топливом, но уже в марте мы ожидаем активизации потребления. А это станет стимулом к росту цены.
Олег ГАВРИШ