Фінансові новини
- |
- 20.11.24
- |
- 05:28
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
| |
"Почніть з того місця, де ви перебуваєте. Застосовуйте те, що у вас є, і робіть все, що у ваших силах" Артур Еш |
"Киевские Ведомости": Стоимость бензина в Украине остается самой низкой
16:51 01.07.2004 |
Расценки на топливо в нашей стране все еще не отражают всех затрат, которые несут нефтяные компании. Достаточно сказать, что даже в соседней Белоруссии и Молдавии горючее стоит дороже.
Надо отдать должное нефтяникам - с самого начала роста цен на топливо они предприняли максимум усилий, чтобы договориться с правительством и максимально уведомить общественность о происходящем. Причем эти переговоры продолжаются.
Как сообщили "Ведомостям" в пресс - службе Минтопэнерго Украины, нефтяные компании находятся в стадии активных дискуссий с правительством о формировании новых цен на нефтепродукты на следующий месяц. "Все факторы говорят об устойчивой тенденции к подорожанию топлива", - отмечают специалисты ведомства.
По данным Минтопэнерго, заканчивается контрактование сырья на июль, и цена на российскую нефть выросла. Заявленные котировки составляют от 240 до 250 долл./т для разных НПЗ, что неизбежно будет подстегивать цену (в прошлом месяце они были на 60 - 70 долл. ниже). В то же время в пресс - службе Кабмина сообщили, что нефтяники и КМУ сейчас обсуждают возможные темпы роста цен на нефтепродукты.
На прошлой неделе цена фьючерсов на нефть марки Brent вновь выросла до 35,67 долл./барр. Цена российского сырья Urals составила 31,73 долл./барр., что на 0,16 долл. выше уровня итоговой стоимости позапрошлой недели. Все это еще раз подтверждает тезис нефтяников о том, что стоимость ГСМ в стране еще не достигла экономически приемлемого уровня.
Как рассказал "Ведомостям" президент "Альянс - Украина" Петр Мирошников, сейчас государство чрезвычайно зависит от импорта нефти. "Откуда бы мы сырье ни ввозили - из России или Казахстана, все равно будем его импортировать", - отметил он. А следовательно НПЗ и потребители останутся зависимыми от мировых нефтяных трендов.
ВСЮДУ РОСТ
Чтобы в полной мере понять обоснованность удорожания топлива, достаточно проследить за ростом расценок на сырье, потребляемое в Украине и в мире. Очевидно, что цены поставок российской нефти ниже цены собственной добычи, но приближаются к мировым.
Так, если в январе этого года стоимость российского сырья, ввозимого на украинские НПЗ, составляла 175 долл./т, то к маю она достигла 220, к июню - 240, а к июлю - и вовсе 250 долл. То есть расценки на углеводороды, поставляемые в нашу страну, продолжают расти. При этом котировки Urals, поставленный в Европу, сейчас колеблются на уровне 242 - 252 долл./т. Любопытно, что в Белоруссии нефть до сих пор покупают по 185 долл./т. И несмотря на это, цены на нефтепродукты в соседнем государстве в 1,5 раза выше, чем в Украине! Это при том, что у белорусов углеводороды собственной добычи распределяются на заводы по мизерной государственной стоимости, а в Украине они обходятся в 283 долл./т.
Продолжает расти и спрос на светлые нефтепродукты в Украине. В июле он по отношению к июню увеличится на 9%. Это объясняется отпускным сезоном и началом сбора урожая. Кроме того, по данным Минтранса, в 2004 году продажи новых автомобилей выросли на 40%, а также увеличилась интенсивность перевозок. По расчетам Минэкономики, рост спроса будет опережать предложение в июле на 11%, что, безусловно, поддержит цены на ГСМ на высоком уровне.
Безусловно, с развитием транспортной инфраструктуры России цены на нефтепродукты в Украине будут все более подвержены влиянию мировой конъюнктуры. Рост котировок в других отраслях промышленности, например, в металлургии и строительстве, способствует повышению цен и в нефтепереработке. А нерыночное администрирование лишь закладывает в цену дополнительные риски и нестабильность.
СОСЕДИ
По мнению аналитиков Минэкономики, неадекватно низкая цена на энергоносители в Украине во многом способствовала высоким темпам роста ВВП и образованию структурных дисбалансов в экономике.
Бесспорно, что наметившийся крен уже в ближайшее время будет изменен. Как рассказал "Ведомостям" президент "ТНК - ВР - Украина" Александр Городецкий, сегодня Украина переживает последствия тех структурных изменений, которые происходят на мировом рынке нефти.
"Сейчас российский рынок активно смотрит на мировые тенденции. В то же время есть очень четкая зависимость ситуации в Украине от ситуации в России. Несмотря на то что баланс спроса и предложения нефти в мире более - менее сохраняется, изменяются сложившиеся за десятки лет центры спроса и предложения. Активно растет потребление в Китае, Индии, Средней Азии. Добыча в Северном море и Мексиканском заливе падает. Россия начинает играть значительную роль как поставщик на международный рынок нефти. Плюс политические тенденции. Безусловно, присутствует и некоторая спекуляция, подстегнутая дешевым долларом: на бумаге торгуется в три раза больше нефти, чем в физических объемах", - сказал Городецкий.
Он отметил, что объем добычи углеводородного сырья в России увеличивается на 10 - 13% в год (по мировым параметрам - это грандиозные темпы).
"Мы видим, как развивается российская инфраструктура по транспортировке нефти, увеличиваются поставки российского сырья на мировой рынок. Результат - дорожает нефть, продающаяся внутри России. Российские производители, прежде всего, стремятся отгрузить сырье на экспорт: это приносит наибольшие доходы. Далее они заполняют российский рынок, потребление на котором тоже растет. В этом свете российский производитель рассматривает отгрузки в Украину как альтернативный поставкам в дальнее зарубежье, в Казахстан, Белоруссию, и продажам в России", - говорит нефтяник.
Следует добавить, что при этом Украина находится в худшем положении, чем другие потребители: когда нефть идет в Белоруссию или Казахстан, российский производитель платит НДС, но не платит таможенную пошлину, при экспорте в Украину надо заплатить и НДС, и пошлину. Плюс стоимость транспортировки, украинские налоги и трейдерская надбавка, которая может составлять доллар - два, а в какие - то периоды достигать и 10 долл./т. Исходя из этого, украинские цены должны быть значительно выше российских. Но за счет того, что украинские производители топлива практически работают либо с минимальной рентабельностью, либо "в ноль", розничные цены на нефтепродукты в Украине равны розничным ценам в России или чуть - чуть выше их.
Увеличение тарифов на транспортировку светлых и темных нефтепродуктов (на 50 и 25,5% соответственно), высокая стоимость сырья и, наконец, непрерывно увеличивающееся потребление, без сомнения, приведут к дальнейшему росту цен. Уже в начале июля стоимость топлива в стране достигнет уровня Белоруссии и Молдавии, повысившись на 50 - 70 коп. за литр.
Олег ГАВРИШ