Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Киевские Ведомости": Рост цен на горючее ослабевает

На фоне мировой нестабильности рынка энергоресурсов отечественный демонстрирует завидную выдержку. После недавнего роста оптовых цен к началу мая отчетливо проглядывается их стабилизация.

ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ

На прошлой неделе на мировых рынках стоимость нефти оставалась нестабильной. С одной стороны, сырье марки Brent в Лондоне незначительно дешевело, с другой - высокий спрос на бензин в Европе и напряженность на Ближнем Востоке оказывали давление на "бычьи" настроения рынка.

В частности, как передает Reuters, июньские фьючерсы на Brent снизились в Лондоне на 0,12 долл., до 32,99 долл./барр. В Нью - Йорке стоимость аналогичных фьючерсов на внебиржевых торгах сократилась на 0,2 долл., до 36,3 долл./барр.

"Многое зависит от поставок нефти странами ОПЕК. Пока на рынке преобладают тенденции к росту цен, настроения, вызванные напряженностью на Ближнем Востоке", - сообщили "Ведомостям" в Венском офисе ОПЕК.

Аналитики "Нефтегазовой вертикали" говорят, что дальнейшая динамика мировых цен будет зависеть от данных о состоянии нефтяных запасов в США и, вероятнее всего, рынок ожидает их рост, в седьмой раз за последние восемь недель. Такая нестабильность будет сказываться на торговых площадках стран Европы и СНГ.

Более того, в России надвигается очередной рост пошлин. На прошлой неделе в Госдуме был рассмотрен целый пакет документов, способный вывести цены на нефть и ГСМ у северного соседа на новый ценовой уровень.

Главный акцент будет сделан на повышении экспортной пошлины - этот инструмент для повышения налоговой нагрузки используется традиционно. В свое время в 1999 году для повышения доходов бюджета после дефолта отмененная экспортная пошлина на нефть в России была восстановлена, и это тоже было названо "изъятием сверхприбыли". На пошлине сыграют и сейчас.

Уже с июля нынешнего года в шкале экспортной пошлины должен появиться дополнительный интервал: при цене нефти от 20 до 25 долл./барр. ставка пошлины составит 45%. При цене нефти свыше 25 долл. экспортеру придется отдать в бюджет 65 - процентную пошлину.

Одновременно с пошлиной увеличится налог и на внутреннюю нефть. Ставка на добычу полезных ископаемых (НДПИ) со следующего года увеличится на 20%, до 400 руб./т. Плюс к этому в формулу расчета ставки будет введена инфляционная составляющая, которая не допустит, чтобы с укреплением рубля ставка понижалась.

Все это уже оказывает давление как на российский, так и украинский нефтерынки. Причем темпы роста стоимости горючего на российских бензоколонках опережают украинские. По данным РИА "Новости", в апреле ГСМ на российских заправках в среднем дорожали на 7,5 коп в неделю.

А в середине месяца потребительские цены на бензин в целом по России составили 0,37 долл./литр, в том числе марки А - 76 - 0,32 долл., АИ - 92 - 0,4 долл., АИ - 95 и выше - 0,44 долл.

Для сравнения, по данным Минэкономики Украины, 76 - й бензин на отечественных бензоколонках в среднем можно купить по 0,31 долл./литр, а 95 - й - по 0,4 долл.

Сравнение этих цифр и налогового бремени на российскую и украинскую нефть (в Украине нефть дороже, чем в России, на 35%) наглядно показывает желание некоторых нечистоплотных "аналитиков от солярки" подтасовывать факты, рассказывая о неадекватном росте цен на горючее у нас в стране.

Собственно, слова псевдоэкспертов опровергает точка зрения директора энергетических программ аналитического центра им. Разумкова Владимира Сапрыкина. "Высокие мировые котировки нефти, рост сезонного спроса и повышение пошлины - главные причины роста цен", - сказал он агентству УНИАН.

СЫРЬЕ

Все новые направления транзита российской и каспийской нефти вырисовываются на карте поставок энергоресурсов. Прежде всего, в Астане не отрицают, что переговоры по поводу присоединения Казахстана к трубопроводу "Одесса - Броды" ведутся уже довольно давно.

Казахстанское руководство неоднократно заявляло, что проект, в общем, интересный. Однако присоединяться к проекту страна в ближайшее время пока не собирается. "Одесса - Броды" не является для Казахстана приоритетным, на первом месте остается КТК, на втором - "Баку - Тбилиси - Джейхан".

Кроме того, Казахстан собирается строить нефтепровод в Китай. В частности, на прошлой неделе Астана в очередной раз предложила Москве совместно транспортировать сырье каспийского и западносибирского нефтяных бассейнов в юго - восточном направлении.

Примерно такая же ситуация и с азербайджанской нефтью. Глава ГНКАР Натик Алиев сказал, что азербайджанская нефть будет, прежде всего, транспортироваться по трубопроводу "Баку - Тбилиси - Джейхан".

Кроме построенного "Одесса - Броды" и строящегося быстрыми темпами "Баку - Тбилиси - Джейхан", на горизонте появился еще один обходной для Босфора нефтетранспортный маршрут. На прошлой неделе заговорили о перевалке российского и казахстанского сырья через Балканы.

Бывший министр экономики Македонии Борис Рикалковски заявил, что соглашение о строительстве нефтепровода в обход Босфора и Дарданелл будет подписано в течение "двух - трех месяцев". Речь идет о так называемом проекте AMBO - предложении построить нефтепровод от болгарского порта Бургас до местечка Влера на албанском берегу Адриатического моря.

В июне прошлого года исполнительный вице - президент AMBO Глигор Ташкович объявил о начале кампании по организации финансирования проекта. По заверениям Ташковича, интерес к проекту проявили ChevronTexaco, ExxonMobil, BP, Agip и Total. Впрочем, "балканский маршрут" имеет больше шансов "выжить" под каспийскую нефть, чем "Одесса - Броды", так как, в отличие от последнего, международные компании действительно подтвердили свое желание транспортировать углеводороды именно по АМВО.

"Одесса - Броды" пока же остается в подвешенном состоянии. Чем ближе становится май, тем очевиднее становится бесперспективность идеи транзита каспийской нефти в северном направлении. Более того, российская "Транснефть" уже составила графики прокачки на второй и третий кварталы нынешнего года, о чем завил на прошлой неделе Семен Вайншток. Естественно, что в транзитные графики российских нефтяников "Одесса - Броды" не попал. Но уже с четвертого квартала сырье может пойти по "Одесса - Броды" - было бы в этом желание Украины .

ПРОИЗВОДСТВО

Темпы поставок нефти во второй декаде апреля несколько снизились, в связи с чем на заводских терминалах скопилось 331,5 тыс. тонн сырья. С одной стороны, нефтяники стараются выполнить планы поставок на предприятия, с другой - низкая эффективность переработки из - за невысоких цен на рынке приводила к убыточной работе большинства украинских заводов, считают в компании UPECO.

Всего на отечественных НПЗ за 20 дней переработано 1235,4 тыс. тонн нефти. На 20 апреля произведено 216,1 тыс. тонн автомобильного бензина, 244,6 тыс. тонн дизельного топлива и 308,9 тыс. тонн мазута.

В то же время производители предполагают, что если правительство не предпримет неадекватные шаги, нефтерынок будет работать стабильно, а уровень производства во втором квартале не снизится, несмотря на плановые ремонты крупных НПЗ.

В частности, как сообщили в пресс - службе АО "Укртатнафта", уровень загрузки технологических мощностей предприятия в первом квартале определялся уровнем поставок сырья, ассортиментом выпускаемой продукции и своевременной ее отгрузкой.

За январь - март 2004 года объем прокачки нефти на АО "Укртатнафта" составил 1 988,9 тыс. тонн, превысив показатели этого же периода 2003 - го на 433,8 тыс. тонн. В первом квартале предприятие также увеличило показатель объема переработки, произведя 455,1 тыс. тонн бензина, что на 107,5 тыс. тонн больше, чем в первом квартале 2003 года. Выпущено также 569,1 тыс. тонн дизтоплива и 631,3 тыс. тонн мазута.

"Еще одним из основных положительных факторов, характеризующих итоги работы компании в отчетном периоде, стали традиционно высокие в отрасли показатели глубины переработки и выхода светлых нефтепродуктов, которые в первом квартале 2004 года практически не изменились в сравнении с соответствующим периодом 2003 - го, составив 66,2% и 55,6% соответственно", - отмечают на "Укртатнафте".

К тому же "Укртатнафта" значительно улучшила свои финансово - экономические показатели, увеличив почти в четыре раза, по сравнению с первым кварталом 2003 года общую сумму доходов компании, которая составила 2, 4 млрд. грн.

На оптовом рынке будут наблюдаться колебания цен, причем по отдельным видам горючего возможен незначительный рост на 1 - 3%.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Александр ГОРОДЕЦКИЙ, президент "ТНК - ВР Украина"

- В вопросе транзита нефти по "Одесса - Броды" наша компания придерживается тех же позиций, что и ранее. Проект транспортировки российской нефти из Брод в Одессу представляется нам не только возможным, но и жизнеспособным с коммерческой точки зрения.

Более того, мы считаем, что если Украина изменит свою категоричную позицию в отношении "Одесса - Броды", российская сторона пересмотрит не только возможность загрузки "Одесса - Броды" и нефтяного терминала Южный, но и подписание пятнадцатилетнего соглашения о транзите российского сырья через украинскую территорию.

В настоящее время "Транснефть" действительно не сможет внести в график экспорта объемы нефти, которые могли бы пойти через Броды на Одессу. Но этот вопрос станет актуальным при формировании графика уже на четвертый квартал этого года, а также на 2005 - й. Очевидно, что у Киева еще есть шанс зарезервировать в нем 9 млн. тонн нефти для загрузки магистрали "Одесса - Броды".

Позиция России в данном случае вполне разумна - каждое нормальное государство заботится об эффективном использовании своих ресурсов, в частности, транспортной инфраструктуры, в связи с чем держать в резерве 9 млн. тонн сырья, которое не будет востребовано получателем, "Транснефть" не могла.

А подводить под здравые экономические расчеты политическую подоплеку, обвиняя россиян в преднамеренном затягивании реализации прямого направления нефтепровода, мягко говоря, некорректно.

Олег ГАВРИШ

За матеріалами: Киевские Ведомости
 

ТЕГИ

Курс НБУ на сьогодні
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,5771
 0,1028
0,26
EUR
1
42,8501
 0,0196
0,05

Курс обміну валют на вчора, 10:27
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,5008  0,00 0,01 40,0504  0,01 0,01
EUR 42,6096  0,05 0,11 43,3704  0,07 0,17

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,6100  0,09 0,24 39,6400  0,09 0,24
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес