Фінансові новини
- |
- 18.12.24
- |
- 21:49
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
"Киевские Ведомости": Рост цен на горючее ослабевает
13:52 26.04.2004 |
На фоне мировой нестабильности рынка энергоресурсов отечественный демонстрирует завидную выдержку. После недавнего роста оптовых цен к началу мая отчетливо проглядывается их стабилизация.
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ
На прошлой неделе на мировых рынках стоимость нефти оставалась нестабильной. С одной стороны, сырье марки Brent в Лондоне незначительно дешевело, с другой - высокий спрос на бензин в Европе и напряженность на Ближнем Востоке оказывали давление на "бычьи" настроения рынка.
В частности, как передает Reuters, июньские фьючерсы на Brent снизились в Лондоне на 0,12 долл., до 32,99 долл./барр. В Нью - Йорке стоимость аналогичных фьючерсов на внебиржевых торгах сократилась на 0,2 долл., до 36,3 долл./барр.
"Многое зависит от поставок нефти странами ОПЕК. Пока на рынке преобладают тенденции к росту цен, настроения, вызванные напряженностью на Ближнем Востоке", - сообщили "Ведомостям" в Венском офисе ОПЕК.
Аналитики "Нефтегазовой вертикали" говорят, что дальнейшая динамика мировых цен будет зависеть от данных о состоянии нефтяных запасов в США и, вероятнее всего, рынок ожидает их рост, в седьмой раз за последние восемь недель. Такая нестабильность будет сказываться на торговых площадках стран Европы и СНГ.
Более того, в России надвигается очередной рост пошлин. На прошлой неделе в Госдуме был рассмотрен целый пакет документов, способный вывести цены на нефть и ГСМ у северного соседа на новый ценовой уровень.
Главный акцент будет сделан на повышении экспортной пошлины - этот инструмент для повышения налоговой нагрузки используется традиционно. В свое время в 1999 году для повышения доходов бюджета после дефолта отмененная экспортная пошлина на нефть в России была восстановлена, и это тоже было названо "изъятием сверхприбыли". На пошлине сыграют и сейчас.
Уже с июля нынешнего года в шкале экспортной пошлины должен появиться дополнительный интервал: при цене нефти от 20 до 25 долл./барр. ставка пошлины составит 45%. При цене нефти свыше 25 долл. экспортеру придется отдать в бюджет 65 - процентную пошлину.
Одновременно с пошлиной увеличится налог и на внутреннюю нефть. Ставка на добычу полезных ископаемых (НДПИ) со следующего года увеличится на 20%, до 400 руб./т. Плюс к этому в формулу расчета ставки будет введена инфляционная составляющая, которая не допустит, чтобы с укреплением рубля ставка понижалась.
Все это уже оказывает давление как на российский, так и украинский нефтерынки. Причем темпы роста стоимости горючего на российских бензоколонках опережают украинские. По данным РИА "Новости", в апреле ГСМ на российских заправках в среднем дорожали на 7,5 коп в неделю.
А в середине месяца потребительские цены на бензин в целом по России составили 0,37 долл./литр, в том числе марки А - 76 - 0,32 долл., АИ - 92 - 0,4 долл., АИ - 95 и выше - 0,44 долл.
Для сравнения, по данным Минэкономики Украины, 76 - й бензин на отечественных бензоколонках в среднем можно купить по 0,31 долл./литр, а 95 - й - по 0,4 долл.
Сравнение этих цифр и налогового бремени на российскую и украинскую нефть (в Украине нефть дороже, чем в России, на 35%) наглядно показывает желание некоторых нечистоплотных "аналитиков от солярки" подтасовывать факты, рассказывая о неадекватном росте цен на горючее у нас в стране.
Собственно, слова псевдоэкспертов опровергает точка зрения директора энергетических программ аналитического центра им. Разумкова Владимира Сапрыкина. "Высокие мировые котировки нефти, рост сезонного спроса и повышение пошлины - главные причины роста цен", - сказал он агентству УНИАН.
СЫРЬЕ
Все новые направления транзита российской и каспийской нефти вырисовываются на карте поставок энергоресурсов. Прежде всего, в Астане не отрицают, что переговоры по поводу присоединения Казахстана к трубопроводу "Одесса - Броды" ведутся уже довольно давно.
Казахстанское руководство неоднократно заявляло, что проект, в общем, интересный. Однако присоединяться к проекту страна в ближайшее время пока не собирается. "Одесса - Броды" не является для Казахстана приоритетным, на первом месте остается КТК, на втором - "Баку - Тбилиси - Джейхан".
Кроме того, Казахстан собирается строить нефтепровод в Китай. В частности, на прошлой неделе Астана в очередной раз предложила Москве совместно транспортировать сырье каспийского и западносибирского нефтяных бассейнов в юго - восточном направлении.
Примерно такая же ситуация и с азербайджанской нефтью. Глава ГНКАР Натик Алиев сказал, что азербайджанская нефть будет, прежде всего, транспортироваться по трубопроводу "Баку - Тбилиси - Джейхан".
Кроме построенного "Одесса - Броды" и строящегося быстрыми темпами "Баку - Тбилиси - Джейхан", на горизонте появился еще один обходной для Босфора нефтетранспортный маршрут. На прошлой неделе заговорили о перевалке российского и казахстанского сырья через Балканы.
Бывший министр экономики Македонии Борис Рикалковски заявил, что соглашение о строительстве нефтепровода в обход Босфора и Дарданелл будет подписано в течение "двух - трех месяцев". Речь идет о так называемом проекте AMBO - предложении построить нефтепровод от болгарского порта Бургас до местечка Влера на албанском берегу Адриатического моря.
В июне прошлого года исполнительный вице - президент AMBO Глигор Ташкович объявил о начале кампании по организации финансирования проекта. По заверениям Ташковича, интерес к проекту проявили ChevronTexaco, ExxonMobil, BP, Agip и Total. Впрочем, "балканский маршрут" имеет больше шансов "выжить" под каспийскую нефть, чем "Одесса - Броды", так как, в отличие от последнего, международные компании действительно подтвердили свое желание транспортировать углеводороды именно по АМВО.
"Одесса - Броды" пока же остается в подвешенном состоянии. Чем ближе становится май, тем очевиднее становится бесперспективность идеи транзита каспийской нефти в северном направлении. Более того, российская "Транснефть" уже составила графики прокачки на второй и третий кварталы нынешнего года, о чем завил на прошлой неделе Семен Вайншток. Естественно, что в транзитные графики российских нефтяников "Одесса - Броды" не попал. Но уже с четвертого квартала сырье может пойти по "Одесса - Броды" - было бы в этом желание Украины .
ПРОИЗВОДСТВО
Темпы поставок нефти во второй декаде апреля несколько снизились, в связи с чем на заводских терминалах скопилось 331,5 тыс. тонн сырья. С одной стороны, нефтяники стараются выполнить планы поставок на предприятия, с другой - низкая эффективность переработки из - за невысоких цен на рынке приводила к убыточной работе большинства украинских заводов, считают в компании UPECO.
Всего на отечественных НПЗ за 20 дней переработано 1235,4 тыс. тонн нефти. На 20 апреля произведено 216,1 тыс. тонн автомобильного бензина, 244,6 тыс. тонн дизельного топлива и 308,9 тыс. тонн мазута.
В то же время производители предполагают, что если правительство не предпримет неадекватные шаги, нефтерынок будет работать стабильно, а уровень производства во втором квартале не снизится, несмотря на плановые ремонты крупных НПЗ.
В частности, как сообщили в пресс - службе АО "Укртатнафта", уровень загрузки технологических мощностей предприятия в первом квартале определялся уровнем поставок сырья, ассортиментом выпускаемой продукции и своевременной ее отгрузкой.
За январь - март 2004 года объем прокачки нефти на АО "Укртатнафта" составил 1 988,9 тыс. тонн, превысив показатели этого же периода 2003 - го на 433,8 тыс. тонн. В первом квартале предприятие также увеличило показатель объема переработки, произведя 455,1 тыс. тонн бензина, что на 107,5 тыс. тонн больше, чем в первом квартале 2003 года. Выпущено также 569,1 тыс. тонн дизтоплива и 631,3 тыс. тонн мазута.
"Еще одним из основных положительных факторов, характеризующих итоги работы компании в отчетном периоде, стали традиционно высокие в отрасли показатели глубины переработки и выхода светлых нефтепродуктов, которые в первом квартале 2004 года практически не изменились в сравнении с соответствующим периодом 2003 - го, составив 66,2% и 55,6% соответственно", - отмечают на "Укртатнафте".
К тому же "Укртатнафта" значительно улучшила свои финансово - экономические показатели, увеличив почти в четыре раза, по сравнению с первым кварталом 2003 года общую сумму доходов компании, которая составила 2, 4 млрд. грн.
На оптовом рынке будут наблюдаться колебания цен, причем по отдельным видам горючего возможен незначительный рост на 1 - 3%.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА
Александр ГОРОДЕЦКИЙ, президент "ТНК - ВР Украина"
- В вопросе транзита нефти по "Одесса - Броды" наша компания придерживается тех же позиций, что и ранее. Проект транспортировки российской нефти из Брод в Одессу представляется нам не только возможным, но и жизнеспособным с коммерческой точки зрения.
Более того, мы считаем, что если Украина изменит свою категоричную позицию в отношении "Одесса - Броды", российская сторона пересмотрит не только возможность загрузки "Одесса - Броды" и нефтяного терминала Южный, но и подписание пятнадцатилетнего соглашения о транзите российского сырья через украинскую территорию.
В настоящее время "Транснефть" действительно не сможет внести в график экспорта объемы нефти, которые могли бы пойти через Броды на Одессу. Но этот вопрос станет актуальным при формировании графика уже на четвертый квартал этого года, а также на 2005 - й. Очевидно, что у Киева еще есть шанс зарезервировать в нем 9 млн. тонн нефти для загрузки магистрали "Одесса - Броды".
Позиция России в данном случае вполне разумна - каждое нормальное государство заботится об эффективном использовании своих ресурсов, в частности, транспортной инфраструктуры, в связи с чем держать в резерве 9 млн. тонн сырья, которое не будет востребовано получателем, "Транснефть" не могла.
А подводить под здравые экономические расчеты политическую подоплеку, обвиняя россиян в преднамеренном затягивании реализации прямого направления нефтепровода, мягко говоря, некорректно.
Олег ГАВРИШ