Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

"Киевский ТелеграфЪ": Нефтерынок-2004: Конкурентная борьба, розница, транзит:

В прошлом году отечественный нефтерынок претерпел ряд закономерных изменений. В то же время в любой бочке меда отыщется ложка дегтя, которая портит вкусовые качества происходящих изменений. Не обошлось без неприятного привкуса и на рынке нефтепродуктов, и уже в задачи 2004 - го входит решение проблемы укрепления взаимопонимания и доверия между участниками рынка и правительством, приватизация трех НПЗ и, наконец, начало транзита нефти и рождение новой нефтяной артерии Одесса - Броды.

Прошлогодние изменения на рынке нефтепродуктов позволяют сравнить их с переменами, которые произошли в середине прошлого века, когда на смену черно - белому кино пришло цветное изображение. От этих перемен потерь было гораздо меньше, чем приобретений.

Если сравнивать нынешний рынок горючего с его состоянием в 2000 году, то прежде всего бросается в глаза глобальная детенизация. Если, по признанию самих операторов рынка ГСМ, в 2000 году контрабандное и фальсифицированное горючее занимало от 25 до 65% региональных рынков, то сегодня контрабанда практически равна нулю, хотя "псевдобензин" еще попадает в среднем на 15 - 25% отечественных АЗС.

Немаловажно, что за три года доля импортного горючего на внутреннем рынке сократилась с трети до 5 - 7%, а экспорт ГСМ из Украины вырос за это время в несколько раз. Фактически в 2002 - 2003 годах отечественной нефтепереработке был возвращен экспортный статус после более чем десятилетнего перерыва.

От монополизации к конкуренции

В прошлом году обострилась конкурентная борьба на розничном рынке, что привело как к положительным, так и к отрицательным последствиям.

В адрес крупных брэндовых сетей посыпались обвинения в монополизации региональных рынков нефтепродуктов. Но проверки Антимонопольного комитета Украины показали, что эра монопольного влияния на рынке нефтепродуктов безвозвратно канула в Лету. "Сегодня не имеет смысла вести разговор о монополизации рынка нефтепродуктов прежде всего потому, что для демонополизации этих рынков было сделано если не все, то очень многое. Об этом свидетельствуют результаты - монополия практически исчезла, а ей на смену пришла конкуренция. Нынешняя структура рынков образовалась двумя путями. Во - первых, за счет активной демонополизации со стороны государства. Например, в последние годы монопольное положение потеряли "Львовнефтепродукт", "Винницанефтепродукт". Во - вторых, в результате выхода на рынки крупных вертикально - интегрированных компаний, таких, как ТНК, "Лукойл". В итоге, этот рынок стал высококонкурентным. Поэтому сегодня на повестке дня уже стоит не вопрос монополизации рынков, а проблема антиконкурентных согласованных действий участников рынков", - говорит председатель Антимонопольного комитета Украины Алексей Костусев.

По признанию председателя АМКУ, благодаря работе и здоровой конкуренции среди крупных брэндовых компаний, таких, как "ТД ТНК - Украина", "Лукойл - Украина", WOG и ряда других, в прошлом году рынок нефтепродуктов забыл о явлении монополизации.

Эти изменения доказывают, что отечественный рынок нефтепродуктов перешел от стадии дефицита к уровню перенасыщенности, это, в частности, подтверждается состоянием цен на отечественных АЗС.

К концу прошлого года из всех АЗС Евросоюза, а также Центральной и Восточной Европы на украинских бензоколонках были фактически самые низкие цены, о чем свидетельствуют очереди из автомобилей с номерными знаками сопредельных государств на заправках в приграничных зонах Черниговской, Сумской, Харьковской, Луганской, Черновицкой, Закарпатской, Волынской областей.

Борьба за клиента

Особенностью прошлого года стало перемещение конкурентной борьбы с количественного уровня на качественный. Ряд крупных брэндовых компаний - "ТД ТНК - Украина", "Лукойл - Украина", "Нефтегаз Украины", "Укртатнефть" - систематически проводили "прореживание" собственных сетей, отсеивая низкоэффективные и нарушающие корпоративные правила обслуживания клиентов.

Причем у генератора идей работы с джобберами - компании "ТД ТНК - Украина" успешно прошла акция, позволившая, по оценке аналитиков компании "Нефтегазовая вертикаль", не менее чем на треть улучшить качество обслуживания клиентов. "Акция "Звезда качества" была необходимой акцией службы по связям с общественностью ТНК и агентства. Мы очень довольны теми, кто это придумал и провел ее, потому что она помогла приучить наших сотрудников к порядку, сплотить людей вокруг корпоративных ценностей. Более того, всем стало очевидно, что компания не бросает своих партнеров по принципу "выкручивайтесь, как хотите", а заботится о них, помогая организовывать сотрудников и их труд. Тот факт, что ТНК ведет цивилизованный PR и BTL, был отмечен не только нами, но и нашими потребителями. Так, мы подготовили репортажи об акциях в местной прессе, и это помогло в работе с нашими покупателями", - отмечает Алла Курка, директор компании "Логрус" - джоббера "ТД ТНК - Украина".

Со второй половины прошлого года параллельно с программами, направленными на улучшение качества обслуживания клиентов, отечественные нефтяные компании запустили программы контроля качества реализации ГСМ на автозаправочных станциях. Сегодня "бензиновые просторы" уже бороздят лаборатории по контролю качества ГСМ "Гефеста", "ТД ТНК - Украина" и "Лукойл - Украина".

В результате в декабре доверие украинских потребителей к отечественному горючему выросло на 12%, а приобретаемому на заправках, принадлежащих крупным брэндовым сетям, - почти на 21%.

Нефтяные потоки

В прошлом году, получив более 20 млн. тонн на отечественные НПЗ, Украина еще и транспортировала порядка 70 млн. тонн "черного золота". Причем это фактически было российское сырье, которые направлялось на европейский рынок. Казахстанская нефть экспортировалась в обход Украины, что обусловливалось прежде всего нерентабельностью и дороговизной украинского маршрута ее транспортировки.

Поэтому очевидно, что заинтересованность россиян в украинской нефтяной маршрутной системе в прошлом году стала определяющей по простой причине - темпы роста добычи нефти в России выше, чем это прогнозировалось в середине 90 - х, в связи с чем дефицит транспортных мощностей составляет, по разным оценкам, 20 - 35 млн. тонн в год.

Поэтому крупнейшие российские нефтяные компании ("Сибнефть", ТНК, "Лукойл", "ЮКОС", "Сиданко", "Роснефть") и "Транснефть" предложили летом прошлого года украинскому правительству наладить временную транспортировку нефти по нефтепроводу "Дружба" и далее из Бродов в Одессу, используя простаивающий нефтепровод Одесса - Броды.

Если в течение нынешнего года вопрос начала работы нефтепровода Одесса - Броды не решится, то к началу 2005 - го украинская труба уже не будет нужна никому. Это связано с несколькими причинами. Во - первых, "Транснефть", не нашедшая поддержки в Украине, приступает к увеличению пропускной способности БТС и терминала Приморск до 42 млн. тонн, с перспективой расширения до 60 млн. тонн нефти в год.

У "Транснефти", по словам ее вице - президента Сергея Григорьева, нет проблем с финансированием этого проекта. "Совет директоров разрешил нам привлечь на БТС 32 млрд. руб. Весь же проект стоит $1,2 - 1,4 млрд.", - признается Сергей Григорьев.

Кроме того, все более реальные черты принимает проект строительства нефтепровода до Мурманска мощностью 45 млн. тонн нефти в год, что окончательно развеет заинтересованность в нефтепроводе Одесса - Броды.

На днях было озвучено, что согласован договор о транспортировке российской нефти через Украину на 2004 год, в частности, с использованием Приднепровских магистральных нефтепроводов. Это предполагает, что якобы россияне больше не заинтересованы в южном направлении транзита по Одесса - Броды.

Однако российские эксперты не так оптимистичны, считая, что договор о транзите нефти между Украиной и Россией может быть подписан только после того, как будут расставлены все точки над "i". "Россия должна принципиально определиться, на какое направление транзита или экспорта нефти будет делать основную ставку. Есть возможность строить трубопроводы на севере России - это один сценарий, хотя и капиталоемкий. Во - вторых, существует не менее дорогостоящая возможность развивать прибалтийское направление - на Вентспилс и Таллинн. Наконец, в - третьих, можно сделать ставку на Китай, где идет стремительный рост потребления. И, в - четвертых, углублять и расширять украинские маршруты транспортировки нефти. Если ставка будет на Украину, то тогда не ясна позиция по возможной работе Броды - Одесса. Если Украине это не интересно, то она должна заявить, что российская нефть не нужна, и у РФ была бы возможность определяться принципиально с другими маршрутами экспорта", - отмечают в ИК "Тройка диалог".

Сергей Григорьев вообще считает, что если российская нефть пойдет по нефтепроводу Одесса - Броды, то при увеличении зависимости России от Украины все же улучшается энергетическая стабильность двух стран, и при этом снимается ряд важных проблем - у "Транснефти" отпадает необходимость строительства или расширения северных направлений транзита нефти, а у "Укртранснефти" - поиска нефти для Евро - Азиатской транспортной развязки. Причем российских нефтяников не устраивает "приднепровский маршрут", который "завязан" на переполненный одесский терминал, не имеющий альтернативной возможности перераспределения потоков нефти при форс - мажоре и требующий значительных дополнительных капиталовложений для начала работы.

Иван СТЕПАНЕНКО

За матеріалами: Кiевскiй Телеграфъ
 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,9048
 0,0777
0,19
EUR
1
43,9581
 0,0438
0,10

Курс обміну валют на сьогодні, 09:38
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,5240  0,10 0,24 42,1224  0,08 0,19
EUR 43,7248  0,09 0,20 44,4100  0,07 0,16

Міжбанківський ринок на сьогодні, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,8850  0,05 0,12 41,9050  0,05 0,13
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес