Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Шаткий баланс. Стоимость автогаза на АЗС падает, за ним – дизель. А что будет с бензином

 Богдан Заїка / LIGA.net

Цены на АЗС постепенно снижаются, а длинные очереди исчезают. Удалось ли Украине преодолеть дефицит топлива?

Украинский рынок горючего почти адаптировался к военным реалиям. Отказ правительства от госрегулирования цен на АЗС за два месяца дал результаты: очереди на автозаправках заметно сократились, а стоимость нефтепродуктов - если не падает, то уже на пике.

Ситуация стабилизировалась - могут сделать выводы автомобилисты. Сети АЗС снимают или смягчают ограничения на продажу горючего в одни руки, ажиотаж первых месяцев полномасштабного вторжения в Украину РФ исчез.

Это ощущение обманчиво, предупреждает министр экономики Юлия Свириденко. "Ситуация шаткая. Да, поставки активно увеличиваются, но говорить, что кризис преодолен - преждевременно", - соглашается директор Консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн.

LIGA.net разбиралась, как рынок нефтепродуктов адаптировался к военным условиям и что будет с ценами на АЗС.

Прибыльный бизнес

Война меняет логистику. К концу июня Украина перестроила все транспортные коридоры на 97%, рассказала Юлия Свириденко в эфире телемарафона. Так украинские импортеры и трейдеры адаптировались к новым реалиям: им необходимо было найти альтернативу исторически главным поставщикам горючего Украине - России и Беларуси.

Теперь единственный поставщик для украинского рынка - Европа. Главные поставщики - Бельгия, Польша и Литва, уточняет Свириденко. В июне, по ее данным, Украина существенно увеличила импорт нефтепродуктов - 600 000 тонн дизеля, бензинов и автогаза против 60 000 тонн топлива в марте.

Импорт растет вопреки обстрелам россиянами украинских железнодорожных узлов и нефтебаз благодаря нескольким факторам. Во-первых, в июне полноценно заработали "зеленые коридоры" для бензовозов, они позволяют грузовикам с горючим пересекать западную границу фактически без очередей. Во-вторых, Украина увеличила летом на западной границе пропускную способность железной дороги.

Оптимизм внушает и самоорганизация бизнеса. По словам Куюна, сейчас между импортерами топлива идет жесткая конкуренция: горючее привозят не только крупные трейдеры и мелкие АЗС, но и компании, которые до этого покупали нефтепродукты внутри Украины - логисты, аграрии, промышленность. "Импорт горючего сейчас - выгодный бизнес", - говорит он.

СПРАВКА. С начала года, по подсчетам Госслужбы по безопасности на транспорте, ведомство лицензировало 649 компаний и 4300 бензовозов. Одна сеть АЗС KLO увеличила свой парк бензовозов в 2,5 раза - с 26 до 65 машин. Для сравнения: за предыдущие 11 лет Укртрансбезопасность выдала перевозчикам горючего 1073 лицензии.

По данным группы А-95, только поставщиков дизеля увеличилось в четыре раза. Если в 2021 году импортом дизеля занималось 67 компаний, то в июне этого года - более 260. Один Укргазбанк по состоянию на 7 июля профинансировал более 30 сделок на импорт из Европы нефтепродуктов стоимостью почти 150 млн евро.

Что с ценами АЗС

Отмена регулирования цены и увеличение импорта существенно повлияла на стоимость нефтепродуктов в Украине в опте, объясняет Сергей Куюн из А-95. Единственная ремарка - речь идет преимущественно об автогазе и дизеле. Бензин, в отличие от других видов горючего, все еще в дефиците, уточняет он.

"В этом месяце потребность по дизелю будет закрыта на 80%. Потребность по бензину - где-то на 50%. Дефицит автогаза был преодолен еще в начале июня. Ситуация примерно одинакова во всех регионах страны", - рассказывал директор сети АЗС Socar Игорь Орлов в интервью Forbes 11 июля.

Такая диспропорция четко коррелируется со стоимостью горючего в опте. Если, например, дизель на пике в мае стоил в опте до 70 000 грн за тонну, то сегодня его можно купить по 44 000 грн. Автогаз, по данным А-95, с июня подешевел в два раза - с 76 000 грн за тонну, до 35 000 грн.

Еще один плюс. Падение цены в опте медленно перешло в розницу. По данным А-95, с 1 июня автогаз в среднем снизился в цене почти на 4 грн за литр. Дизель подешевел на 20 коп. А вот 95-й бензин, наоборот, подорожал на 30 коп, тогда как А-92 - своей стоимости не изменил.

На 13 июля средняя цена на автогаз на АЗС составляла 37,17 грн за литр, на дизель - 56,29 грн, а на бензины А-95 и А-92 - 50,6 и 49,4 грн соответственно. "Дефицит продолжает держать цену на бензины. У нас ограничен доступ на европейском рынке бензина. Его сложно найти и сложно привезти", - объясняет Куюн из группы А-95.

Поэтому, по его мнению, доступ к топливу у украинцев не пропорционален: в приграничных областях его достаточно, ближе к центру и востоку - его меньше. "Где-то в Черкасской области бензин последний раз видели в апреле. Мой товарищ, чтобы доехать до Киева, на прошлой неделе покупал бензин на OLX", - добавляет он.

По словам Юлии Свириденко, насыщение Украины горючим происходит из западных областей на восток. "Наша задача насытить рынок и создать необходимые запасы, чтобы уберечь себя от кризисов в будущем", - говорит министр.

Перспективы

В июне в интервью Financial Times министр инфраструктуры Александр Кубраков прогнозировал, что дефицит горючего в Украине может исчезнуть поближе к осени, когда импортеры подпишут с европейскими производителями долгосрочные контракты.

Похожий прогноз озвучил в интервью Forbes руководитель сети АЗС Socar. По его мнению, "в течение одного-двух месяцев" в Украине должен исчезнуть дефицит дизеля, должна улучшиться ситуация с бензином. Положительные ожидания на эту осень и у Юлии Свириденко.

По прогнозу Орлова из сети Socar, вслед за автогазом должны упасть на 5% цены и дизтопливо. Оценка Куюна гораздо более оптимистичная. По его подсчетам, дизель на АЗС в кратковременной перспективе может свалиться сразу на 6 грн за литр.

В то же время даже несмотря на падение цены на нефть ниже $100 за один баррель, ни Куюн, ни Орлов не прогнозируют, что вслед за автогазом и дизелем подешевеет на АЗС бензин. Причина - опять же таки в ограниченном доступе для Украины горючего в Европе.

Пока идет война, ожидать стабилизации рынка не стоит, отмечала Юлия Свириденко. В любой день все может кардинально поменяться. Во-первых, Россия продолжает держать под прицелом ракет украинскую инфраструктуру, а во-вторых - нет гарантий, что страны ЕС не ограничат поставки топлива в Украину в случае форс-мажора.

Венгрия уже запретила экспорт энергоносителей в другие страны. Так же могут поступить Румыния, Болгария и Молдова, предполагает Куюн. Эти страны, по его словам, уже предупреждают украинских трейдеров, что приоритет - обеспечить собственный рынок горючим в августе-октябре.

"Это создает дополнительный риск в период пиковой нагрузки на рынок", - предупреждает он и добавляет, что если до начала жатвы Украина не сможет разблокировать порты, собранный урожай придется экспортировать по рельсам. А это еще один риск уменьшения поставок горючего.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на завтра
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,2796
 0,0350
0,08
EUR
1
43,6532
 0,1855
0,43

Курс обміну валют на 15.11.24, 10:46
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,9788  0,08 0,20 41,6023  0,08 0,18
EUR 43,3808  0,23 0,53 44,1500  0,26 0,58

Міжбанківський ринок на 15.11.24, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2625  0,01 0,02 41,3000  0,01 0,02
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес