За такое решение проголосовали 293 народных депутатов в среду.
Авторами законодательной инициативы является ряд народных депутатов, в частности, Андрей Герус, Олег Семинский, Андрей Жупанин (все – фракция "Слуга народа"), Инна Совсун (фракция "Голос"), Михаил Бондарь ("Европейская солидарность").
Глава энергокомитета Рады Андрей Герус отметил, что этот законопроект является важным для экологии и развития аграрного сектора, отечественные предприятия "с легкостью могут производить биоэтанол".
"В Киеве, например, больше всего загрязняет воздух транспорт. Эти выбросы после реализации законопроекта будут снижаться. Это европейская практика, и законопроект поддержан Секретариатом Европейского Энергосообщества", – отметил Герус, уточнив, что добавление биокомпонентов предлагается сделать постепенным – с 3% в первом году (2022 год), 4% – в следующем и 5% в дальнейшем.
"Абсолютно спокойно будут все автомобили ездить на этом топливе", – подчеркнул глава комитета.
Согласно тексту законопроекта №3356-д на сайте Рады, он определяет обязательное содержание жидкого биотоплива (биокомпонентов) во всех объемах автомобильных бензинов с 1 мая 2022 года не менее 5% при абсолютной погрешности ±0,5%.
Исключением являются бензины с октановым числом 98 и выше, а также те, что поставляются для потребностей Министерства обороны.
Предусматривается также ведение учета содержания жидкого биотоплива согласно утверждаемому профильным министерством порядку. Субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность по производству и/или импорту топлива, а также торговлю им, обязуются не позже 1 июля года, следующего за отчетным, предоставлять администратору учета информацию о фактическом содержании биокомпонентов.
Как сообщалось, предыдущий законопроект №3356, отправленный Радой на доработку в июне 2020 года, предусматривал обязательную норму биотоплива не менее 5% с 1 июля 2021 года с последующим ростом с 1 июля 2022 года до 6% и с 1 июля 2023 года – до 7%.
Доработанным же законопроектом предлагается несколько снизить штрафы за нарушение норм закона. В частности, за несоблюдение норм содержания биотоплива в бензинах за каждую тонну отпущенной партии бензинов установить штраф в семь прожиточных минимумов (в предыдущем законопроекте предлагался штраф на уровне 10 прожиточных минимумов). За нарушение сроков предоставление информации о содержании биотоплива до семи дней установить штраф в 100 прожиточных минимума, свыше семи дней – 150 прожиточных минимума (раньше предлагался один штраф в 200 прожиточных минимума за непредоставление информации).
Как законопроект №3356, так и законопроект №3356-д поддержала Украинская ассоциация производителей биоэтанола ("Укрбиоэтанол"). Ее глава Тарас Николаенко в комментарии "Энергореформе" акцентировал внимание на снижении зависимости от импорта энергоносителей в результате принятия закона, способствовании развитию производства биотоплива, что влечет за собой развитие земледелия и дополнительные возможности для животноводства в виде получения паралельно с переработкой биомассы комбикорма для животных, а также на экологическом аспекте по уменьшению выброса опасных веществ.
При этом инициативу определить норму содержания биотоплива на уровне не менее 5% Николаенко назвал компромиссной.
Как сообщалось, по подсчетам "Укрбиоэтанола", замещение 5-10% объема импорта нефтепродуктов биоэтанолом позволит сэкономить стране за период до 2030 года от $407 млн до $705 млн. При этом ежегодно объемы такого импорта будут снижаться примерно на $28-84 млн.
Кроме того, принятие закона позволит увеличить поступления в бюджет на 5,8-6,4 млрд грн в год, в частности от аграрного сектора, а также создать около 6 тыс. рабочих мест. При этом существующие в Украине мощности по производству биоэтанола позволят перекрыть весь спрос на него.
В свою очередь, Нефтегазовая ассоциация Украины (НАУ) ранее заявляла, что считает принятие законопроекта №3356 преждевременным, и накануне запланированного голосования по нему призывала народных депутатов воздержаться от его поддержки и принятия до тех пор, "пока не будут реализованы все необходимые предпосылки, учтены все предложения участников рынка, закончится карантин и будут проанализированы его последствия для отрасли".
По мнению НАУ, основными предпосылками для внедрения норм об обязательном содержании биотоплива является ликвидация нелегального сегмента рынка нефтепродуктов, балансирование ставок акцизного налога на бензин и сжиженный газ (снижение налога для бензинов и повышение его на газ), определение органа государственного рыночного надзора за качеством топлива.
Кроме того, в НАУ считают целесообразным установить норму содержания биотоплива на уровне не выше 5%, а также исключить из норм законопроекта "непосильно высокие штрафы" и отсрочить его введение до 1 июля 2022 года.
По словам Семинского, представлявшего законопроект в Раде, его принятие позволит сократить импортозависимость Украины на рынке светлых нефтепродуктов, будет способствовать созданию новых рабочих мест, сохранит трудовые и финансовые ресурсы для экономики, а также "обеспечит мощный приход инвестиций и полномасшабный запуск спиртовой отрасли". По данным одного из авторов законопроекта, Украина в 2019 году израсходовала на закупку импортных нефтепродуктов $5,5 млрд, что, по его мнению, является вымыванием оборотных средств из экономики страны.
Он выразил убеждение, что принятие предложенного им законопроекта позволит существенно сократить расходы на эти цели, подчеркнув, что добавления биоэтанола в топливо соответствует европейским нормам.
При этом Семинский акцентировал внимание, что законопроект поддержан Секретариатом Европейского Энергосообщества.
Законопроект №3356 также поддержала Украинская ассоциация производителей биоэтанола. "Каждый день непринятия этого закона стоит колоссальных средств украинскому торговому балансу, так как львиную долю нефтепродуктов мы импортируем", – пояснил ее исполнительный директор Тарас Николаенко.
"У нас 11 заводов. Также в стране около 80 заводов "Укрспирта", которые при незначительных инвестициях способны производить еще 400 тыс. тонн продукта. Новые мощности понадобятся только для наращивания экспорта", – уточнил Николаенко.
В то же время он обратил внимание на сопротивление принятию этого закона со стороны нефтегазового сектора.
"Осознавая все сопротивление, которое оказывает нефтяное "лобби" современным мировым требованиям к топливу, авторы законопроекта предусмотрительно прописали имплементацию его норм только с июля следующего года, хотя нам эти нормы необходимо было внедрять уже вчера", – заявил исполнительный директор "Укрбиоэтанола".
"Несмотря на то, что в ЕС внедрили эти требования более 10 лет назад, только восемь стран ЕС приняли решение об увеличении доли биокомпонентов с 5% до 10%. Остальные продолжили практику добавления их на уровне 5%, и это притом что автотранспорт там намного новее, чем в Украине", - аргументируют в НАУ.
По ее мнению, установление Украиной слишком большой доли биокомпонентов может привести к тому, что отечественный потребитель будет искать альтернативу такому топливу. "Чтобы не портить свои автомобили, потребители будут заправлять их на нелегальных АЗС, которые будут продавать более дешевые бензины и без содержания биокомпонентов", – поясняет НАУ.



У розмові взяли участь президент Франції Емманюель Макрон, канцлер
Німеччини Фрідріх Мерц, голова Єврокомісії Урсула фон дер Ляєн та інші
лідери. 
Державна служба геології та надр України продала спеціальний дозвіл
на розробку Любинецької нафтогазової площі у Львівській області.
Верховна Рада не розглядатиме питання запровадження ПДВ для фізичних осіб-підприємців.
Європейська комісія в середу офіційно запропонувала внести Росію до
власного чорного списку країн з високим ризиком відмивання грошей і
фінансування терористичної діяльності.
Стабильное качество фарша — одно из ключевых условий для успешной кухни.
Независимо от формата заведения, будь то бистро или гастрономический
ресторан, консистенция, структура и свежесть мясной массы определяют
уровень блюда.
В Україні стартував оборонний збір на 1 млрд грн для захисту від "Шахедів". Про це повідомляє пресслужба Фонду Сергія Притули. Проєкт під назвою "Єдинозбір" проводиться фондом спільно з 412 бригадою Nemesis та Світовим Конґресом Українців.
Відповідне рішення прийняте на засіданні регулятора у п'ятницю, яке транслювалося онлайн, передає кореспондент Енергореформи.
До Переліку платників податків з високим рівнем добровільного
дотримання податкового законодавства (так званого, "клубу білого
бізнесу") станом на листопад включено 7 638 суб'єктів господарювання.
У п'ятницю, 5 грудня, середня ціна на бензин
марки А-95 знизилася на 4 коп. до 58,3 грн/л, на дизельне пальне - на 4
коп. до 58,36 грн/л.
У 2025 році кожен четвертий українець почав отримувати менший дохід.
Команда МВФ опрацьовує повний текст бюджету України на 2026 рік, але, за
попередніми оцінками, в цілому він відповідає зобовʼязанням української
сторони за новою програмою EFF.
Національний банк України працює над концепцією нового проєкту закону
щодо страхування воєнних ризиків, який розраховують зареєструвати в
парламенті у першому кварталі 2026 року.
Державні нафтопереробні компанії Indian Oil Corp і Bharat Petroleum
Corp розмістили січневі замовлення на завантаження російської нафти від
постачальників, які не перебувають під санкціями, через зростання
знижок, повідомили джерела у сфері торгівлі.
У листопаді 2025 року український ринок нових авто продовжив зміщуватися в бік електромобілів.
Соціологи зіткнулися з новим ризиком, оскільки великі мовні моделі (LLM)
здатні видавати себе за людей і проходити стандартні перевірки якості.
Понад третину нових легкових автомобілів, проданих у світі цього року, виготовлено в КНР.
Усі інші проєкти відходять на другий план заради покращення ChatGPT.
Функція працює лише між абонентами, які збережені одне в одного в контактах і використовують стандартний додаток для дзвінків.
Xiaomi EV продовжує стрімко нарощувати свої позиції на ринку електромобілів
Samsung офіційно показала свій перший потрійний складаний смартфон -
Galaxy TriFold. Модель стане доступною в Кореї 12 грудня, а згодом вийде
на ринки Китаю, Тайваню, Сінгапуру та ОАЕ. У першому кварталі 2026 року
смартфон також має з'явитись в США.