Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Запасы более дешевого ресурса помогли заправщикам сдержать рост цен

 Денис Вергун / UBR.ua

В Украине дорожают все виды автомобильного топлива. Если бы не ранее сделанные нефтетрейдерами запасы, рост цен мог бы быть еще больше.

В частности, согласно данным "Консалтинговой группы "А-95", если сравнивать цены 9 июня и 8 июля этого года, ценник на украинских заправках изменился следующим образом:

* "95-й" бензин вырос в цене с 21,88 до 22,39 грн/л;
* дизель - с 21,32 до 21,83 грн;
* автогаз - с 10,65 до 11,41 грн.

Это средние цены по стране (у премиальных сетей цены, ясное дело, выше, но и там рост цен, как говорится, налицо).

Причины роста цен

Первоочередными причинами удорожания горючего эксперты называют рост цен на мировом рынке за последние два месяца.

"С апреля нефть и нефтепродукты подорожали в 2,5-3 раза, тогда как в Украине цены на АЗС были стабильными. К слову, это наглядно иллюстрирует тот факт, что вопреки расхожему мнению о быстром повышении и медленном снижении рост цен тоже происходит постепенно", - рассказал UBR.ua директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн.

Цены в оптовом сегменте зависят от цен внешнего рынка и курса гривны к доллару и евро (акцизы насчитывают именно в евро). В свою очередь, цены на АЗС зависят от уровня оптовых цен.

"С мая по июль цена внешнего рынка в среднем повысились на 30% (с $303/т в мае-июне до $392/т в июне-июле). В свою очередь, оптовые цены на "пятый" бензин за тот же период выросли с 18 000 грн/т до 24 000 грн/т и, соответственно, на ДТ с 15 500 грн/т до 19 660 грн/т. В процентном соотношении: на 33,7% по А-95 и 26,7% - по ДТ. Таким образом, были созданы предпосылки для подорожания топлив в рознице на 0,92 грн/литр по обоим продуктам, если считать по средним ценам за периоды май-июнь к июнь-июль", - отметил эксперт топливного рынка Леонид Косянчук.

При этом показательно, говорит эксперт, что за тот же период (май-июль) розничные цены в среднем выросли только на 2,4%: с 21,86 грн/л до 22,39 грн/л по А-95 и с 21,31 грн/л до 21,82 грн/л - по ДТ.

"Фактически, в среднем по стране и на бензины, и на дизтопливо цены выросли всего на 0,52 грн/литр, что обусловлено большими запасами моторных топлив в сетях, приобретенных в период низких цен и антивирусных мероприятий", - добавил Леонид Косянчук.

Запаслись впрок

Хранилища украинских нефтетрейдеров переполнены бензином и дизелем. Как говорится в исследовании "Консалтинговой группы А-95", баланс рынка автомобильных бензинов и дизельного топлива (совокупность производства, импорта и экспорта) по итогам I полугодия 2020 г. показал ощутимый рост, что в условиях падения спроса указывает на большие запасы ресурса у участников рынка.

"Мы оцениваем запасы дизельного топлива в рекордные 350-400 тыс. т, бензина - около 150-180 тыс. т. Эти запасы были сформированы в период низких цен и обеспечили ценовую стабильность в мае, июне и продолжают сдерживать рост цен для потребителей, несмотря на более чем двукратный рост закупочных цен на нефть и основные виды нефтепродуктов за этот период", - отметил директор "Консалтинговой группы А-95" Сергей Куюн.

По данным аналитиков, за указанный период баланс рынка бензина вырос на 13%, до 1,05 млн т. Этот прирост был полностью обеспечен увеличением производства заводом "Укртатнафта" с 362 до 491 тыс. т соответственно в первом полугодии 2019-2020 гг. В свою очередь, Шебелинский ГПЗ снизил выпуск бензина на 11%, до 72,3 тыс. т.

Импорт остался на прошлогоднем уровне - 482 тыс. т. Основными источниками по-прежнему остаются Беларусь (358 тыс. т или 34% рынка) и Литва (120 тыс. т или 11% рынка).

Баланс рынка дизтоплива в I полугодии увеличился на 8,6%, до 3,42 млн т. Из этого объема украинские НПЗ обеспечили 16% поставок (+4,2 п. п.), импорт - 84% (-4,2 п. п.).

В целом за первое полугодие импорт вырос на 3,4% (с 2,77 до 2,86 млн т). Крупнейший объем остается за Россией, хотя он и сократился в 2020-м на 6,4% - до 38% рынка, с 1,39 до 1,3 млн т.

Высокие объемы российского импорта вызваны прежде всего срывом поставок дизтоплива из Беларуси в первом квартале этого года из-за недозагрузки белорусских НПЗ.

По итогам полугодия они поставили в Украину на 24% меньше ресурса, чем за аналогичный период прошлого года - 794 тыс. т. Доля белорусского топлива на нашем рынке уменьшилась с 33% до 23,2%.

Снижение импорта из России и Беларуси частично компенсировали литовскими поставками (+70%) - за первое полугодие завели 309 тыс. т (9% рынка), а также за счет почти трехкратного увеличения морских поставок - рост до 431 тыс. т (12,6% рынка).

Выпуск дизельного топлива украинскими НПЗ в I полугодии этого года увеличился на 46%, до 558 тыс. т. Из них Кременчугский НПЗ оценочно произвел 521 тыс. т (+53% к аналогичному периоду 2019-го), а Шебелинский завод - 38 тыс. т (-11%).

Согласно оценкам экспертов, в I полугодии 2020-го доля украинских НПЗ в балансе бензинов выросла с 46% до 54%, а импорта соответственно снизилась с 54% в 2019-м до 46% в 2020-м. В свою очередь доля импорта дизельного топлива снизилась до 84%, а украинских НПЗ - выросла до 16%.

Когда и на сколько еще подорожает

Вместе с этим предпосылки для роста цен все еще остаются, учитывая уменьшающиеся запасы более дешевых нефтепродуктов, и их замещение более дорогим ресурсом.

"Если не произойдет резкого падения цен на европейском рынке, то остается еще "запас" для экономически обоснованного подорожания приблизительно на 0,4-0,5 грн/литр. Опять же, при достаточно большой марже, которая сегодня сохраняется в сетях, совсем не факт, что эту "недоимку" все постараются использовать: возможно, выгоднее будет просто не потерять объемы продаж, которые всегда уменьшаются после очередного, даже незначительного повышения цен", - заметил Леонид Косянчук.

Другие эксперты также советуют готовиться к росту цен на заправках, но при этом отмечают, что подорожание к концу месяца может быть еще выше. Прежде всего, это касается бензина и дизеля.

"Я вижу потенциал роста до конца июля в размере 1 грн/л по бензину и ДТ. По сжиженному газу пока предпосылок для роста нет", - спрогнозировал нам Сергей Куюн.

Заправщиков выручают путешественники

Пока что изменение цен незначительны, поэтому не оказывают никакого влияния на спрос, говорят эксперты.

Здесь больше важна активизация населения в отпускной период - продажи заметно выросли.

"Высокий спрос также продиктован невозможностью выехать на летний отдых за рубеж. В этой связи люди вынуждены искать места для отдыха внутри страны, тем самым генерируя спрос на топливо", - говорит Сергей Куюн.

Правда, рост спроса фиксируют не все заправщики, отмечая, что раньше, когда не было таких жестких антивирусных ограничений, период с мая по сентябрь всегда считался "золотым периодом" потребления. Сейчас же все намного скромнее.

"К сожалению, в этом году ни май, ни июнь не порадовали нас традиционным резким ростом потребления. Оставшиеся июль и август тоже как-то не располагают к оптимизму", - говорит Леонид Косянчук.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
41,2796
 0,0350
0,08
EUR
1
43,6532
 0,1855
0,43

Курс обміну валют на вчора, 10:46
  куп. uah % прод. uah %
USD 40,9788  0,08 0,20 41,6023  0,08 0,18
EUR 43,3808  0,23 0,53 44,1500  0,26 0,58

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 41,2625  0,01 0,02 41,3000  0,01 0,02
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес