Фінансові новини
- |
- 05.12.25
- |
- 07:08
- |
-
RSS - |
- мапа сайту
Авторизация
Нелегальные АЗС массово возобновляют работу
12:49 13.04.2020 |

Жарким апрельским днем на улице Тепловозной, что в Дарницком районе Киева, кипит работа: все шесть пистолетов легендарной заправки Evrogaz льют автогаз в баки киевлян и гостей столицы. В конце 2019 г. заправка приросла дизельной бочкой с громким названием Evrodiesel, которая тоже активно трудится.
Легендарен «Еврогаз» своими воскрешениями: расположенную с многочисленными нарушениями (например, на трассе газопровода) заправку неоднократно закрывали киевские власти, но она неоднократно возвращалась к работе. Пришлось прикрыться и в январе, когда по стране прокатилась запущенная Президентом Зеленским волна борьбы с нелегальными операторами. Владельцы «Еврогаза» не потерялись и вскоре перешли на ночную работу: днем табло отключено, колонки обмотаны траурным черным полиэтиленом, а в темное время суток «мафия просыпается» и работа быстро набирает темп. Сегодня станция уже не стесняется работать днем.
Тем временем на въезде в Вишневое под Киевом, перебираясь из колдобины в колдобину, ползет под заправку к бочке Renault с логотипом Bolt на борту. Тут находится известный узел топливозаправочной инфраструктуры региона - на небольшом пятачке работает три заправки, чуть дальше - еще одна. Некоторые из них не пережили волны демонтажей в начале года, но сегодня торговля возвращается. Всех их объединяют, говоря толерантным языком, «признаки нелегальности». Фискальных чеков тут нет, иногда касса - в поясной сумке заправщика. На используемое оборудование страшно смотреть - изъязвленные ржавчиной бочки и колонки, заткнутые тряпками и обрезками бутылок клапана, отсутствие дорожного покрытия.... Стоит ли говорить о противоэпидемиологических мероприятиях типа масок, перчаток и защитных экранов на кассе, которую зачастую представляет собой сам заправщик?!
В Днепре, одном из наиболее сильно пораженного нелегалом регионе, большинство «подзаборников» к концу марта вернулись в седло. Результатами достаточно эффективной работы над очисткой рынка от нелегальной торговли топливом пришлось наслаждаться недолго.
Тревожные сигналы раздаются отовсюду. «Из всех регионов мы слышим, что нелегалов возвращается все больше. Причем возвращаются и откровенно брутальные бочки», - говорит менеджер крупной сети АЗС.
Нелегалы эпохи ренессанса
Активизация теневого рынка была ожидаема. Все силы государства направлены на борьбу с распространением COVID-19, правоохранителям сейчас, разумеется, не до нарушителей на топливном рынке. Новые представители нелегального рынка - хорошее финансовое подспорье для разных проверяющих, а значит их появление будет встречено тепло в это непростое время.
Ситуация с пресловутым вирусом затормозила еще один важный процесс - проверку заправок с «липовыми» лицензиями. Налоговики на местах решили по классике побороть мафию - возглавить ее. По словам участников рынка, средняя такса за лицензию на АЗС - $1000 в месяц... но можно договариваться. В результате доля лицензий, выданных безосновательно, в некоторых регионах достигла 40%. В начале года эти дела активно шерстились параллельно с физическим демонтажем незаконных заправок.
Отсутствие оснований для выдачи лицензий зачастую видно невооруженным взглядом. Например, упомянутые полуживые заправки в Вишневом почти все имеют лицензии. Получил ее и «Барс», уютно расположившийся на паркингах. И один из «Еврогазов» в разделительной полосе проспекта Григоренко... Список выдающихся лицензиатов можно продолжать.
Еще одна причина нынешней активизации «бочек» - острая необходимость бизнеса в наличных средствах. Финансовая турбулентность и неутешительный прогноз на ближайшее будущее сильно повысили спрос на наличные, а заправочный бизнес их отлично генерирует. «У нас некоторые владельцы «конвертов» сами начали торговать топливом», - рассказывает трейдер из Николаева. По его словам, аналогичная ситуация на трассах Кропивницкого. Оба региона всегда славились развитой инфраструктурой оборота топлива для грузового транспорта: тут и примут на слив, и заправят чем-то за недорого.
Разумеется, увеличивающийся оборот «кешевого» топлива накрутит приличные объемы фиктивного НДС. Интересно сколько из 5 млрд «скруток» в месяц, о которых говорил экс-министр финансов Игорь Смелянский, приходится на заправочный бизнес.
Еще одна (не последняя по значимости) причина возрождения нелегалов - благотворная ситуация на рынке газа. Средняя стоимость ресурса в опте с 20 марта до 8 апреля просела на около 3 грн/л, а в рознице - на 0,65 грн. Крупные сети, работающие по терм-контрактам, еще распродают мартовский ресурс, приобретенный по $250/т (среднее значение котировок в марте), в то время как нелегалы, работающие «с колес», имеют доступ к спотовому ресурсу по $110-120 в опте.
Имеет место и еще один момент. Удельные затраты на реализацию литра топлива на крупной АЗС возросли за счет падения продаж и увеличения затрат на работу станции (защитные экраны, организация доставки и проживания персонала, антисептики, маски, перчатки и т.д.). «В связи с последними событиями у нас эксплуатационные затраты возросли на 1 грн/л», - утверждает руководитель сети легальных АГЗП, добавляя, что на крупных заправках повышение может составлять еще больше.
На «подзаборной» же заправке ситуация обратная: в период, когда население максимально экономит, продажи растут из-за возможности торговать намного дешевле, а следовательно, это позволяет торговать еще дешевле.
Операторы признаются, что в последние год-полтора нелегалы уже не делают погоды на рынке, как раньше, «белые» операторы сильно с ними не конкурируют. На откровенно «подзаборных» модулях заправлялось все меньше людей: разница в цене не такая существенная, недоливы очевидны, всем хочется сервиса. Сейчас же картина будет другая, ведь от средней по рынку цены нелегалы держат отрыв в почти 2 грн по газу, 3,5 грн по бензину и почти 5 грн по дизтопливу. Естественно, что в погоне за экономией худеющих доходов, все больше людей клюнут на низкие ценники.
Розница на карантине
В итоге сегодня имеем пасьянс, который сошелся в 2014: кризисные явления в государстве, вызвавшие сокращение доходов граждан и беспомощность правоохранительных органов, а также резкое падение оптовых цен на фоне кучи дорогих остатков. К ситуации на момент начала войны можно лишь добавить оперативность «дырочников» за счет наличия инфраструктуры и ориентация в прикормленных местах, недоступных для добросовестных операторов. «Брутальные «бочки» - это в большинстве своем бизнес людей без больших ожиданий и требований. У него нет инвестиционных затрат и простая организация. С учетом всех поборов ему достаточно для счастья зарабатывать 50 копеек чистыми. Отсюда такие цены, - говорит владелец сети заправок в Киевской области. - Есть высокая маржа - достал бочку, нет маржи - отогнал на отстой, занимается чем-то другим».
Похоже, ждать самостоятельного возобновления борьбы с топливными «пиратами» до конца карантина не стоит. Ударить по скруткам в топливной сфере была призвана реформа, предусматривающая обязательную сверку остатков на складах с акцизным учетом. К сожалению, старт активной фазы реформы пришлось перенести на июль: часть уровнемеров застряли из-за карантина в мире, а доехавшие не успели установиться на место использования. О возобновлении демонтажей также приходится лишь мечтать - все государственные органы погружены в борьбу с эпидемией коронавируса, кабинеты правительственных органов недоступны.
Впрочем, и сидеть сложа руки в Нефтегазовой ассоциации не собираются. Там говорят, что борьба на всех доступных уровнях продолжается. «Мы изучаем ситуацию в регионах насколько это возможно, держим связь с ответственными чиновниками, изучаем результаты работы системы контроля остатков. В самом ближайшем будущем борьба будет продолжена», - говорит президент НАУ Неля Привалова.
ТЕГИ
ТОП-НОВИНИ
ТОП-НОВИНИ
ПІДПИСКА НА НОВИНИ
Для підписки на розсилку новин введіть Вашу поштову адресу :



Державна служба геології та надр України продала спеціальний дозвіл
на розробку Любинецької нафтогазової площі у Львівській області.
Верховна Рада не розглядатиме питання запровадження ПДВ для фізичних осіб-підприємців.
Європейська комісія в середу офіційно запропонувала внести Росію до
власного чорного списку країн з високим ризиком відмивання грошей і
фінансування терористичної діяльності.
Верховна Рада ухвалила закон про
державний бюджет на 2026 рік. Документ у другому читанні та в цілому
підтримали 257 народних депутатів.
Стабильное качество фарша — одно из ключевых условий для успешной кухни.
Независимо от формата заведения, будь то бистро или гастрономический
ресторан, консистенция, структура и свежесть мясной массы определяют
уровень блюда.
Бруківка з натурального граніту – одне з найнадійніших і естетично
привабливих рішень для облаштування доріг, тротуарів і прибудинкових
територій. Завдяки унікальним властивостям, камінь має масу переваг
перед традиційними варіантами покриттів, такими як асфальт, бетон або
тротуарна плитка
В Україні стартував оборонний збір на 1 млрд грн для захисту від "Шахедів". Про це повідомляє пресслужба Фонду Сергія Притули. Проєкт під назвою "Єдинозбір" проводиться фондом спільно з 412 бригадою Nemesis та Світовим Конґресом Українців.
У четвер, 4 грудня, середня ціна на бензин
марки А-95 знизилася на 3 коп. до 58,34 грн/л, на дизельне пальне -
зросла на 2 коп. до 58,4 грн/л.
За рік дії державної програми підтримки українського виробника уряд виплатив майже 4 млрд грн кешбеку.
Міністерство фінансів України у листопаді 2025
року забезпечило перерахування з державного бюджету 16,8 млрд грн
трансфертів до загального фонду місцевих бюджетів.
Мінекономіки вшосте з початку року розширило перелік української
промислової техніки та обладнання, 15% вартості яких (без ПДВ)
компенсує покупцям держава. Це розширення - найбільше за весь час дії програми.
Міністерство юстиції України запустило Систему збору даних про виконання судових рішень.
Функція працює лише між абонентами, які збережені одне в одного в контактах і використовують стандартний додаток для дзвінків.
Xiaomi EV продовжує стрімко нарощувати свої позиції на ринку електромобілів
Samsung офіційно показала свій перший потрійний складаний смартфон -
Galaxy TriFold. Модель стане доступною в Кореї 12 грудня, а згодом вийде
на ринки Китаю, Тайваню, Сінгапуру та ОАЕ. У першому кварталі 2026 року
смартфон також має з'явитись в США.
ове дослідження принесло обнадійливі новини для всіх, хто
коли-небудь замислювався про можливу шкоду для здоров'я від тривалого перебування прямо над величезною батареєю.
Платформа AnTuTu опублікувала листопадовий топ найпродуктивніших
флагманських смартфонів, з яких можна дізнатися не тільки про лідерів,
але й про те, що чипи MediaTek посунули гаджети на Snapdragon.
Наступного року Рахункова палата планує завершити 52 контрольних заходи
та розпочати 14 аудитів, завершення яких заплановано вже на 2027 рік.
Переважно вони стосуються сфери оборони, відновлення, соцзахисту та
держуправління.
У проєкті бюджету на 2026 рік на компенсацію воєнних ризиків для бізнесу передбачено 1 млрд грн.