Авторизация

Ім'я користувача:

Пароль:

Новини

Топ-новини

Фінансові новини

Фінанси

Банки та банківські технології

Страхування

Новини економіки

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий комплекс

Право

Міжнародні новини

Україна

Політика

Бізнес

Бізнес

Новини IT

Транспорт

Аналітика

Фінанси

Економіка

ПЕК (газ та електроенергія)

Нафта, бензин, автогаз

Агропромисловий ринок

Політика

Міжнародна аналітика

Бізнес

Прес-релізи

Новини компаній

Корирування

Курс НБУ

Курс валют

Курс долара

Курс євро

Курс британського фунта

Курс швейцарського франка

Курс канадського долара

Міжбанк

Веб-майстру

Інформери

Інформер курсів НБУ

Інформер курс обміну валют

Інформер міжбанківські курси

Графіки

Графік курсів валют НБУ

Графік курс обміну валют

Графік міжбанківській курс

Експорт новин

Інформація про BIN.ua

Про сайт BIN.ua

Реклама на сайті

Контакти

Підписка на новини

Помимо «вирусной» проблематики, украинский рынок нефтепродуктов переживает весьма насыщенный период

 Сергей Куюн, Директор ООО «Консалтинговая группа А-95» / ЗЕРКАЛО НЕДЕЛИ

Большой удачей является обвал мировых цен на нефть и нефтепродукты, который поможет стране снизить затраты на энергоносители в условиях кризиса. С другой стороны, прогрессирующая девальвация гривни, такое же уверенное снижение объемов продаж на АЗС и полная неопределенность со сроками такой ситуации могут парализовать стоимость нефтепродуктов. В конечном итоге все будет зависеть от действий Кабмина и Нацбанка. Скорее всего, не пройдет этот кризис бесследно и для рельефа топливного рынка.

В понедельник, 9 марта, мир проснулся иным. Цены на нефть рухнули на 30%, до 30 долл./барр., спустя неделю еще ниже - до 20 долл./барр.

Цены на нефть снижались с самого начала года. Но это падение ускорил и усугубил конфликт между Саудовской Аравией и Россией, которые, к счастью потребителей всей планеты, не смогли согласовать позиции по ограничению добычи после окончания 1 апреля трехлетних договоренностей. Стороны обвиняют в произошедшем друг друга, но кто прав, а кто виноват - уже не столь и важно. В итоге речь идет не о сокращении, наоборот, крупнейшие добытчики заявили о намерениях наращивать добычу, а значит, дешевой нефти будет много. Банки и аналитики соревнуются в прогнозах о дальнейшей цене нефти. К ужасу нефтедобывающих стран, самые смелые пророчества подразумевают чуть ли не обнуление стоимости углеводородного сырья.

Несчастье не помогло

Украина импортирует более 80% моторных топлив и прочих нефтепродуктов, а значит, "черные понедельники" нефтедобытчиков - исключительно хорошие новости для нас. Специалисты Нацбанка подсчитали, что удешевление энергоресурсов в мире позволит сэкономить 5-6 млрд долл. в 2020 году.

Такой обвал нефтяных котировок мы переживаем не впервые. Аналогичные события развернулись в 2015-2016 годах, когда нефть упала ниже 30 долл./барр. Но, как и тогда, подобные новости для Украины не приходят по одной. Их сопровождает мощнейший внутренний кризис. Пять лет назад он был спровоцирован войной, а сейчас - пандемией.

Крах цен на энергоресурсы, по сути, констатировал начало глобальной рецессии, которая не могла обойти стороной и Украину. Основной индикатор - валютный курс - прибавил почти 15%: в марте доллар укрепился с 24,5 до 28 грн.

Для нефтепродуктов как импортного товара это означает увеличение "гривневой" себестоимости. Валютная составляющая в цене нефтепродуктов достигает 85% и состоит из закупочной стоимости (формируется в долларах) и акциза (установлен в евро), которые затем облагаются НДС. Это значит, что каждая гривня роста курса доллара прибавляет к себестоимости литра горючего около 85 коп. Таким образом, ослабление национальной валюты добавило себестоимости топлива почти 3 грн/л. Если же принять в расчет ожидаемый многими курс 30 грн/долл., то себестоимость вырастет более чем на 4 грн/л.

Но даже в таких условиях "нефтяная" чаша весов пока остается сильнее. Если бы провала курса не произошло, на начало апреля можно было бы ожидать снижения закупочных цен на 5-6 грн/л для бензина и ДТ, соответственно. Но на апрель многие ждут доллар по 30 грн, что уменьшает потенциал снижения до 1,5-2 грн/л по бензинам и ДТ. Если курс остановится на текущей отметке 28 грн, потенциал снижения будет 3-4 грн/л. Это составляет 12-15% к текущему уровню розничных цен.

 

Продажи решат все

Характерно, что вопросы поставок и цен, которыми обычно живет рынок, сегодня не стоят на привычных передовых позициях в текущей отраслевой повестке. В центре внимания - способы усиления защиты персонала и клиентуры. Все больше сетей вовлекаются в закупки товаров и услуг экстренной необходимости для нужд громад.

С точки зрения дальнейшего развития событий, ключевое значение будет иметь пульс потребления. Как показывает опрос ведущих автозаправочных сетей, за первую неделю карантина падение продаж составило 20%. Наибольший спад - в среднем до 40% - отмечен в западноукраинских областях с эпицентром в Закарпатье и Черновцах. Остановка межгосударственного сообщения фактически обнулила продажи топлива в приграничных районах.

Ожидания у всех участников рынка примерно одинаковы - снижение реализации в апреле на 40-50%. И это весьма оптимистично, учитывая, что в Италии заправки потеряли 70-80%.

Что это будет означать? Уже критически стоит вопрос для периферийных станций с низкими объемами продаж. И в "мирное" время их экономика балансировала около нуля, нередко за счет компромиссов с уплатой налогов (торговля фальсификатом, "хромая" кассовая дисциплина). Теперь же и эти "дедовские" способы выживания могут не помочь. И если низкорентабельные объекты больших сетей будут удерживаться за счет дотаций более оборотистых станций, то небольшим сетям и одиночным станциям придется либо закрываться, либо сокращать до минимума персонал и переходить в режим полуавтоматических АЗС. Полностью закрыть станции будет рискованно из-за повышенной вероятности появления в скором времени мародеров и прочего криминалитета.

Параллельно со спадом продаж топлива по понятным причинам снижается и выручка пристанционных магазинов и кафе.

"Хотя закон и распоряжения центральных властей не запрещают, во многих регионах местные власти требуют прекратить торговлю едой и кофе даже на вынос. Доходит до конфликтов с привлечением полиции", - рассказывает топ-менеджер одной из крупнейших сетей АЗС.

Растут и затраты на содержание станций. Самая большая проблема - доставка персонала на рабочее место.

"В частности в Киеве выяснилось, что работники автозаправочных станций преимущественно иногородние, приезжающие на смену из Киевской, Черниговской, Житомирской и Черкасской областей. Нам пришлось переформатировать смены, чтобы хоть как-то свести логистику по доставке персонала", - говорит директор национальной сети АЗС. Он также отмечает, что немало сотрудников на время карантина отказались выходить на работу, опасаясь заражения.

Большая статья затрат - обеспечение средствами защиты сотрудников, повышение безопасности обслуживания клиентов и бесконечная дезинфекция помещений.

***

Цены на топливо и конфигурация розничной сети будут зависеть от многих факторов - условий протекания карантина, антикризисных мер правительства и Нацбанка. 20-процентный провал продаж уже фактически перекрыл 15-процентный потенциал снижения цен, оставшийся после девальвации, и поставил четверть рынка на грань закрытия. Падение проливов до 40-50% увеличит эту долю пропорционально. На данный момент еще есть предпосылки для снижения цен, хотя продолжающаяся девальвация и ползущие вниз продажи съедают этот потенциал ежедневно.

В чем нет абсолютно никакой ясности, так это в продолжительности кризисной ситуации и глубине экономического кризиса. Если все затянется, это вызовет переформатирование рынка за счет закрытия низкорентабельных объектов и их вероятной скупки другими игроками. В целом отрасль подошла к кризису в неплохой форме, последние полтора года были весьма продуктивными за счет активного восстановления экономики и выхода на докризисные объемы потребления. Кроме того, рыночная конъюнктура определила неплохие прибыли. Этот "жирок" теперь пригодится не только для прохождения крайне непростого периода экономического спада, но и для активной помощи государству в борьбе с вирусом.

 

ТЕГИ

Курс НБУ на понеділок
 
за
курс
uah
%
USD
1
39,6015
 0,0687
0,17
EUR
1
42,4409
 0,0796
0,19

Курс обміну валют на вчора, 10:50
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,3800  0,01 0,04 39,9436  0,05 0,12
EUR 42,2168  0,05 0,11 42,9988  0,04 0,08

Міжбанківський ринок на вчора, 11:33
  куп. uah % прод. uah %
USD 39,5900  0,11 0,28 39,6100  0,11 0,28
EUR -  - - -  - -

ТОП-НОВИНИ

ПІДПИСКА НА НОВИНИ

 

Бізнес