Фінансові новини
- |
- 18.12.24
- |
- 14:34
- |
- RSS
- |
- мапа сайту
Авторизация
Контекст: У нефтепереработчиков есть основание шантажировать Кабмин
11:46 01.03.2003 |
Неудовлетворенные ростом тарифов на транспортировку нефти по трубопроводам и железной дороге представители отечественных НПЗ обратились в Кабмин с просьбой отменить эти решения. По мнению руководства нефтеперерабатывающих заводов, рост тарифов приведет к неконтролируемому повышению стоимости нефтепродуктов. Однако ряд экспертов полагает, что изменения в тарифной политике не приведут к значительному росту цен на топливо. Поведение нефтепереработчиков эксперты объясняют тем, что правительство игнорирует достигнутые в 2002 году договоренности о совместном с участниками рынка принятии подобных решений.
Нефтеперерабатывающие заводы Украины возражают против повышения тарифов на прокачку нефти по трубопроводам и транспортировку по железной дороге. Неудовлетворенность повышением тарифов выразили представители "Укртатнафты" (Кременчугский НПЗ), "ТНК - Украина" (собственник Лисичанского НПЗ), "Лукойл - Украина" (собственник Одесского НПЗ) и "Казахойл - Украина" (совладелец Херсонского НПЗ). Они обратились в Кабинет министров с просьбой отменить упомянутые решения, принятые Национальной комиссией регулирования электроэнергетики и Министерством транспорта.
Напомним, с 7 января этого года Минтранс увеличил тарифы на железнодорожные грузоперевозки. В частности, плата за транспортировку нефти и нефтепродуктов по железной дороге повышена на 27%. Сюрприз нефтяникам преподнесла и Национальная комиссия регулирования электроэнергетики, с 1 марта повысив тарифы для ОАО "Укртранснафта" на транспортировку нефти для украинских потребителей по нефтепроводам.
Необходимо отметить, что тарифы на прокачку сырья по нефтепроводам повышены именно для Кременчугского, Лисичанского, Одесского и Херсонского НПЗ - в среднем на 12 - 39%. Наибольшее повышение тарифа произошло на маршруте Великотск - "Укртатнафта" - на 66,7%, т.е. до 18,4 грн./т. В то же время, стоимость доставки нефти для дрогобычского НПЗ "Галичина" несколько снижена.
В обращении к правительству нефтеперерабатывающие компании заявляют, что повышение тарифов станет толчком к неконтролируемому росту цен на нефтепродукты. Потери из - за роста стоимости транспортировки усугубятся сезонными (увеличением спроса на нефтепродукты в начале весны), а также внешними факторами (ростом мировых цен на нефть и нефтепродукты). По расчетам нефтеперерабатывающих компаний, изменение тарифной политики приведет к удорожанию транспортировки нефти на Кременчугский НПЗ на 12%, на Одесский НПЗ - на 21%, на Херсонский НПЗ - на 36% и Лисичанский НПЗ - на 38,8%. Потери от повышения тарифов владельцы отечественных НПЗ оценивают в сумму более чем в 49 млн. гривен.
В то же время, в НКРЭ и Минтрансе считают, что повышение тарифов может привести лишь к незначительному росту цен на нефтепродукты - не более чем на 0,5 - 1%. С такими оценками согласен и исполнительный директор консалтинговой компании "UPECO" Сергей Куюн. По его мнению, вряд ли существует реальная угроза значительного роста цен на нефтепродукты из - за последнего повышения транспортных тарифов. Кроме того, эксперт напоминает о том, что стоимость услуг "Укртранснафты" остается достаточно низкой по сравнению с расценками "Транснефти". Например, тариф прокачки по трубопроводам "Транснефти" составляет $0,72 за тонну на 100 км, тогда как в Украине даже после решения НКРЭ этот тариф останется на прежнем уровне 1,44 грн. или $0,27. Поэтому, по мнению г - на Куюна, ни в себестоимости, ни тем более в конечных ценах на нефтепродукты повышение тарифов не превысит 1%. Так, при стоимости бензина А - 95 на АЗС на уровне 2 грн. за литр, цена может быть поднята на 2 коп., а если учесть, что этот 1% может быть равномерно распределен между всей номенклатурой (бензины других марок, дизельное топливо, мазут и др.), то прогнозируемое повышение вообще должно пройти незаметно.
"Бурную" реакцию нефтяников на изменение тарифов эксперты объясняют нарушением Кабмином достигнутых в прошлом году договоренностей с участниками рынка. "В данной ситуации владельцы НПЗ возмущены, скорее, не самим повышением тарифов, а односторонним порядком, в котором принимаются такие решения", - считает Сергей Куюн. При этом эксперт упоминает о подписанном в 2002 году меморандуме о взаимодействии между владельцами НПЗ и правительством, а также о недавних договоренностях нефтяников с Минагрополитики относительно сдерживания роста цен на дизтопливо. С учетом последнего повышения тарифов вряд ли стоит надеяться, что нефтепереработчики выполнят данные ими обещания и не станут увеличивать цены на дизельное топливо для аграриев накануне посевной. А между тем эти цены уже приблизились к критической для рынка отметке 1 450 - 1 500 грн./т.
Тарас Мыкытын